СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения «Учимся читать басни И.А.Крылова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Литературное чтение»

Предмет: литературное чтение

Класс  4

Автор УМК « Гармония» О.В.Кубасова

Учитель1 квалификационной категории  Широкова А.С.

Раздел: «Уж сколько раз твердили миру…Басни» Тема урока: «Учимся  читать басни И.А.Крылова» Тип урока: Урок систематизация изученного

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Технология: проблемная с элементами исследования, КСО

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения «Учимся читать басни И.А.Крылова»»

Технологическая карта урока «Литературное чтение»

Предмет: литературное чтение

Класс 4

Автор УМК « Гармония» О.В.Кубасова

Учитель1 квалификационной категории Широкова А.С.

Раздел: «Уж сколько раз твердили миру…Басни»
Тема урока: «Учимся читать басни И.А.Крылова»
Тип урока: Урок систематизация изученного

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Технология: проблемная с элементами исследования, КСО

Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению особенностей басенного жанра

Задачи: 1) научить выделять особенности басенного жанра, находить басню среди произведений других жанров; 2) учить выразительному чтению басен И.А.Крылова; 3) воспитывать основы представлений о нравственных нормах, эстетических потребностей, ценностей.

Дидактический материал урока: учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение», басни И.А.Крылова, стихотворения русских поэтов, рассказы русских писателей, рабочий лист «Анализируем басню», рабочий лист «Читаем выразительно басню».

Методическая литература: «Урок исследование в начальной школе» под редакцией Н.Б.Шумаковой

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Цель: Организовать обучающихся, контроль их готовности к уроку


Обеспечивает благоприятный настрой.

Ребята мы оправляемся в путешествие. Приготовились …Учитель читает отрывок из учебника «В океане света» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

Приветствуют учителя, самоконтроль организации рабочего места.

Настраиваются на работу


2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: совместная постановка цели урока с позиций ученика «хочу», «могу», «надо»

Подводит учащихся к постановке целей урока





Учитель уточняет цель урока: Произведения какого жанра мы будем сегодня читать? Что помогает читателю воспринимать произведение? С произведениями каких авторов мы познакомимся?


(Хочу научиться различать басни, надо уметь анализировать текст или называть особенности басни, могу прочитать басню выразительно)

Уточняют цель урока с позиции результата деятельности в конце урока

Что знаю:

Жанр литературы

Басня- это короткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ:

содержит мораль,

вывод,

иносказание (скрытый смысл),

описание какого- либо случая, высмеивание недостатков с целью поучения,

действующие лица чаще животные.

Чему нужно научиться:

выразительное чтение басни

с опорой на особенности жанра


3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявление причин затруднений в деятельности

Организует актуализацию знаний с помощью выбора особенностей басни среди предложенных характеристик


Задание: Что такое басня? (Басня это короткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ: содержит мораль, вывод, иносказание (скрытый смысл), описание какого- либо случая, высмеивание недостатков с целью поучения, действующие лица чаще животные.

Задание: каждый выбирает одно произведение и производит анализ «Басня или нет?»

Гипотеза 1. Басни в стихотворной форме, поэтому их можно прочитать как стихотворение, используя паузы, интонационные знаки.

Гипотеза 2. Предположим, что при чтении басни нужно учитывать особенности жанра ( характер персонажа, иносказание, мораль).













Обучающиеся выбирают произведение, исследуют текст и заполняют рабочий лист №1, читают произведение и аргументируют свои выводы.

Класс даёт оценку «верное высказывание или нет» аргументируют свои оценки.

4. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: выработка внутренней готовности обучающихся к поиску новых способов действий через выявление собственных затруднений и их причины

Подводит к пониманию затруднений и их причин:

Вы читали выразительно? Почему? А что нужно учесть при чтении басни?





Гипотеза 1 неверная.

А гипотеза 2:

«При чтении басни нужно учитывать особенности жанра»?


5.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: выбор способов действий

Организует деятельность обучающихся на поиск способов действий с помощью Рабочего листа №2


Осуществляют поиск способов действий с помощью

Рабочего листа №2

Вывод детей.

Анализируют басню, приходят к выводу, какие части с какой интонацией и силой голоса читать

6.Этап реализации построенного проекта

Цель: формирование умения применять соответствующие способы действия

Задание: выразительное чтение произведений И.А.Крылова.

Создаёт ситуацию применения знания об особенностях жанра?

Теперь вы сможете прочитать выразительно басню И.А.Крылова? Почему?













Подводит к итогу урока:

Удалось ли достичь целей урока?

Каков результат?


Дети читают выразительно.

С помощью учителя оценивают результат: удалось ли достичь цели? Почему?








Обучающиеся совместно составляют способы действия при подготовке к выразительному чтению:

1.Познакомиться с текстом

2. Найти персонаж.

3. Определить, какой это образ.

4. Определить скрытый смысл, мораль

5. Определить интонацию и силу голоса при чтении разных частей текста



Обучающиеся формулируют итог

7. Информация о домашнем задании


Научись читать выразительно басню И.А.Крылова (наизусть)

«Надо» выучить басню

Делают выбор задания самостоятельно


Раздаточный материал

  1. Рабочий лист «Басня или нет?»

Объект исследования

Характеристика

Соответствует «+»,

не соответствует « - »

Название произведения



Автор



Персонаж (и)




Мораль



Высмеивание недостатков с целью поучения



Содержит скрытый смысл (иносказание)




  1. Рабочий лист «Читаем выразительно басню»


Требует «+»,

не требует «-»

На что обращаем внимание

Темп чтения



Передача характеров героев



Чувства



Выражения (мимика)



Выделение морали




  1. Карточки «Характеристика особенностей произведения»

Басня, короткое иносказательное нравоучительное произведение, стихотворение, рассказ, сказка содержит мораль, вывод, поучение, скрытый смысл (иносказание), описание какого- либо случая, описание события, высмеивание недостатков с целью поучения, действующие лица, животные, люди, другие предметы.



Литература

  1. Материалы курса «Реализация требований ФГОС к достижение метапредметных результатов средствами учебных предметов»: лекции/ О.В. Крылова. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.- 120с.

  2. Материалы курса «Реализация требований ФГОС. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции/ О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.- 120с

  3. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).

  4. Урок –исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение./ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с. – (Работаем по новым стандартам).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!