Технологическая карта урока «Литературное чтение»
Предмет: литературное чтение
Класс 4
Автор УМК « Гармония» О.В.Кубасова
Учитель1 квалификационной категории Широкова А.С.
Раздел: «Уж сколько раз твердили миру…Басни»
Тема урока: «Учимся читать басни И.А.Крылова»
Тип урока: Урок систематизация изученного
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Технология: проблемная с элементами исследования, КСО
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения «Учимся читать басни И.А.Крылова»»
Технологическая карта урока «Литературное чтение»
Предмет: литературное чтение
Класс 4
Автор УМК « Гармония» О.В.Кубасова
Учитель1 квалификационной категории Широкова А.С.
Раздел: «Уж сколько раз твердили миру…Басни»
Тема урока: «Учимся читать басни И.А.Крылова»
Тип урока: Урок систематизация изученного
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Технология: проблемная с элементами исследования, КСО
Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению особенностей басенного жанра
Задачи: 1) научить выделять особенности басенного жанра, находить басню среди произведений других жанров; 2) учить выразительному чтению басен И.А.Крылова; 3) воспитывать основы представлений о нравственных нормах, эстетических потребностей, ценностей.
Дидактический материал урока: учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение», басни И.А.Крылова, стихотворения русских поэтов, рассказы русских писателей, рабочий лист «Анализируем басню», рабочий лист «Читаем выразительно басню».
Методическая литература: «Урок исследование в начальной школе» под редакцией Н.Б.Шумаковой
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап Цель: Организовать обучающихся, контроль их готовности к уроку | Обеспечивает благоприятный настрой. Ребята мы оправляемся в путешествие. Приготовились …Учитель читает отрывок из учебника «В океане света» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. | Приветствуют учителя, самоконтроль организации рабочего места. Настраиваются на работу |
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: совместная постановка цели урока с позиций ученика «хочу», «могу», «надо» | Подводит учащихся к постановке целей урока Учитель уточняет цель урока: Произведения какого жанра мы будем сегодня читать? Что помогает читателю воспринимать произведение? С произведениями каких авторов мы познакомимся? | (Хочу научиться различать басни, надо уметь анализировать текст или называть особенности басни, могу прочитать басню выразительно) Уточняют цель урока с позиции результата деятельности в конце урока Что знаю: Жанр литературы Басня- это короткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ: содержит мораль, вывод, иносказание (скрытый смысл), описание какого- либо случая, высмеивание недостатков с целью поучения, действующие лица чаще животные. Чему нужно научиться: выразительное чтение басни с опорой на особенности жанра |
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявление причин затруднений в деятельности | Организует актуализацию знаний с помощью выбора особенностей басни среди предложенных характеристик Задание: Что такое басня? (Басня это короткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ: содержит мораль, вывод, иносказание (скрытый смысл), описание какого- либо случая, высмеивание недостатков с целью поучения, действующие лица чаще животные. Задание: каждый выбирает одно произведение и производит анализ «Басня или нет?» | Гипотеза 1. Басни в стихотворной форме, поэтому их можно прочитать как стихотворение, используя паузы, интонационные знаки. Гипотеза 2. Предположим, что при чтении басни нужно учитывать особенности жанра ( характер персонажа, иносказание, мораль). Обучающиеся выбирают произведение, исследуют текст и заполняют рабочий лист №1, читают произведение и аргументируют свои выводы. Класс даёт оценку «верное высказывание или нет» аргументируют свои оценки. |
4. Этап выявления места и причины затруднения Цель: выработка внутренней готовности обучающихся к поиску новых способов действий через выявление собственных затруднений и их причины | Подводит к пониманию затруднений и их причин: Вы читали выразительно? Почему? А что нужно учесть при чтении басни? | Гипотеза 1 неверная. А гипотеза 2: «При чтении басни нужно учитывать особенности жанра»? |
5.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: выбор способов действий | Организует деятельность обучающихся на поиск способов действий с помощью Рабочего листа №2 | Осуществляют поиск способов действий с помощью Рабочего листа №2 Вывод детей. Анализируют басню, приходят к выводу, какие части с какой интонацией и силой голоса читать |
6.Этап реализации построенного проекта Цель: формирование умения применять соответствующие способы действия | Задание: выразительное чтение произведений И.А.Крылова. Создаёт ситуацию применения знания об особенностях жанра? Теперь вы сможете прочитать выразительно басню И.А.Крылова? Почему? Подводит к итогу урока: Удалось ли достичь целей урока? Каков результат? | Дети читают выразительно. С помощью учителя оценивают результат: удалось ли достичь цели? Почему? Обучающиеся совместно составляют способы действия при подготовке к выразительному чтению: 1.Познакомиться с текстом 2. Найти персонаж. 3. Определить, какой это образ. 4. Определить скрытый смысл, мораль 5. Определить интонацию и силу голоса при чтении разных частей текста Обучающиеся формулируют итог |
7. Информация о домашнем задании | Научись читать выразительно басню И.А.Крылова (наизусть) | «Надо» выучить басню Делают выбор задания самостоятельно |
Раздаточный материал
Рабочий лист «Басня или нет?»
Объект исследования | Характеристика | Соответствует «+», не соответствует « - » |
Название произведения | | |
Автор | | |
Персонаж (и) | | |
Мораль | | |
Высмеивание недостатков с целью поучения | | |
Содержит скрытый смысл (иносказание) | | |
Рабочий лист «Читаем выразительно басню»
| Требует «+», не требует «-» | На что обращаем внимание |
Темп чтения | | |
Передача характеров героев | | |
Чувства | | |
Выражения (мимика) | | |
Выделение морали | | |
Карточки «Характеристика особенностей произведения»
Басня, короткое иносказательное нравоучительное произведение, стихотворение, рассказ, сказка содержит мораль, вывод, поучение, скрытый смысл (иносказание), описание какого- либо случая, описание события, высмеивание недостатков с целью поучения, действующие лица, животные, люди, другие предметы.
Литература
Материалы курса «Реализация требований ФГОС к достижение метапредметных результатов средствами учебных предметов»: лекции/ О.В. Крылова. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.- 120с.
Материалы курса «Реализация требований ФГОС. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции/ О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012.- 120с
Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).
Урок –исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение./ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. – М.: Просвещение, 2014. – 168 с. – (Работаем по новым стандартам).