Предмет: Литература |
Класс: 7 |
Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок героев поэмы. |
Тип урока: урок освоения новых знаний и видов учебных действий |
Межпредметные связи: история, обществознание |
Цели: развивать чувство причастности к отечественной культуре; развивать логическое мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; воспитывать уважительное отношение к семье, чувство справедливости, ценность сохранения чести и достоинства Планируемые результаты обучения: Предметные: - выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенностипроизведения и воплощённые в нём реалии; - умение сопоставлять образы персонажей; - умение рассматривать изученные произведения в рамкахисторико-литературного процесса (определять и учитыватьпри анализе принадлежность произведения к историческому времени; - овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений иоформления собственных оценок - отрабатывать умение характеризовать героев-персонажей -формировать читательскую грамотность. Метапредметные: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; - определять собственное отношение к явлениям жизни; - формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - давать определения понятий; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - выделять существенную информацию из разных источников; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления. Личностные: -ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; - готовность оценивать своёповедение и поступки, а также поведение и поступки другихлюдей с позиции нравственных норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. |
Используемые технологии и ресурсы: информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления, учебники, ручки, рабочие листы, интерактивная доска, презентация |
|
Этап занятия | Время, мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формы, методы, приемы, средства обучения | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Задание, ссылки на цифровые ресурсы (скрин) | Формы оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Организационный момент | | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Готовность к уроку. | презентация | | | |
Актуализация опорных знаний | | Предлагает выполнить интерактивные задания Ссылки на задания: https://learningapps.org/display?v=pz86q0epa22 https://learningapps.org/display?v=p4zt5do5t22 | Выполняют интерактивные задания 1 и 2, созданные на сервисе LearningApps – | интерактивная доска, | давать определения понятий; | https://learningapps.org/display?v=pz86q0epa22 https://learningapps.org/display?v=p4zt5do5t22 | Самооценка по 5-ти балльной шкале |
Создание проблемной ситуации | | Акцентирует внимание учащихся на стихотворных строчках Я. Смелякова | Интерпретируют строчки советского поэта | презентация | | | Самооценка по 5-ти балльной шкале |
Открытие нового знания | | Предлагает посмотреть видеоролик «Введение опричнины» и ответить на вопросы учителя | Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя, работают с текстом поэмы | интерактивная доска, | умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени; | https://www.youtube.com/watch?v=HE7GWANcarA | Самооценка по 5-ти балльной шкале |
Первичная проверка понимания | | Предлагает выполнить задания в рабочих листах с 4 по 7 Минутка здоровья. | Выполняют задания в рабочих листах 1,2 | Презентация, индивидуальная и парная формы работы | - умение сопоставлять образы персонажей; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;выделять существенную информацию из текстов разных видов; | | Самооценка по 5-ти балльной шкале |
Применение нового знания. | | Предлагает составить характеристику героя по плану Задает вопросы (кроме кулачного поединка между героями поэмы происходит еще один поединок – нравственный… что такое нравственность | Составляют характеристику героя по плану Представляют характеристику отвечают | Рабочие листы, учебники, работа в группах Эвристическая беседа | выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии;овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; | | Самооценка по 5-ти балльной шкале |
Подведение итогов. Оценивание | | Подводит итоги. Оценивает работу детей. «Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, нравственные маяки, которым мы можем следовать. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать.» | | | | | |
Рефлексия | | | Принимают участие в письменном опросе. | | | | |
Домашнее задание | | Выберите одно из предложенных заданий и выполните его: 1) пройдите по ссылке и выполните онлайн-тест: https://onlinetestpad.com/ru/testview/79143-test-po-proizvedeniyu-myulermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha 2) ответьте (письменно) на вопросы 1-2, предложенные в учебнике на стр. 158 3) дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «На кого из героев поэмы М.Ю. Лермонтова я хотел бы быть похож и почему?» | | Дифференцированное задание | | | |