Цель: формирование умений и навыков построения графика квадратичной функции, чтения свойств функции по графику.
Формы: парная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, экран, передвижной компьютерный класс (11 ноутбуков)
Информационное обеспечение: УМК "Алгебра 9", Макарычев Ю.Н. и др., 2013-2015 г.г., Программа "GeoGebra” Офисное приложение MicrosoftOffice 2010, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактор разработки презентаций MicrosoftPowerPoint.
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание |
1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Приветствие учащихся. − Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Прочтите девиз для сегодняшней работы. О чем говорит наш девиз? (Он говорит о том, что, чтобы понять, надо не только слушать, но и самостоятельно делать.)
2. Актуализация знаний 1.Назовите координаты вершин парабол, ось симметрии. (Слайд № 4) 2. | Приветствие учителя. Дети читают девиз урока: На экране написан девиз: «Я слушаю и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю». Мати Ван Мейтс
На экране появляется стихотворение: Все известно вокруг, тем не менее На Земле ещё много того, Что достойно, поверь, удивления, Изумления твоего. − О чем говорят эти строки? − С чего надо начать работу? ( С повторения.)
. | Л.- сформированность ученической мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание П. - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами | 2-3 мин. |
2. Постановка цели и задач урока. |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ: Построить график функции: у = -2х²+8х-3 Время выполнения задания − 1 минута. − У никого нет ответа? − Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно построить график этой функции. Мы не можем обосновать получение ответа.) − Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать получение ответа.) − Что будете делать дальше? (Нужно остановиться и подумать.) − Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Составить алгоритм построения графика таких функций.) − Сформулируйте тему урока. («Квадратичная функция и её график».) Название темы фиксируется на экране. − Запишите тему в тетрадь. − Как вы можете достигнуть поставленной цели? | Формулируют тему урока с помощью учителя: "Квадратичная функция и её график". 3. Выявление причины затруднения. − Какое задание вы должны были выполнить? (Надо построить график функции − Как вы решали задачу? (С использованием знакомых правил). − Почему не справились с заданием? (У нас нет алгоритма построения графика такой функции). Формулируют цель работы на уроке для учащихся, исходя из личных затруднений: выработать у себя навыки построения графика квадратичной функции по формуле, читать свойства функции по графику. | М.- формирование УУД организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории Р – определяют цель учебной деятельности. К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | 3-4 мин. |
5. Реализация построенного проекта |
План построения : 1. Описать функцию: 2. Найти координаты вершины параболы А(m;n) по формулам: m= - n= у(m) 3. Заполнить таблицу значений функции. 4. Построить график функции | − Как вы думаете, теперь вы справитесь с пробным заданием? Выполните это задание еще раз. у = -2х²+8х-3- графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-2, а); Найдём координаты вершины параболы m= - =2 n= -2·2²+8·2-3 =5 А ( 2; 5 ) – вершина параболы. х=5-ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции. Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом: (Слайд № 13) | Р.- работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. П.– передают содержание письменно в развёрнутом виде . К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | 10 мин. |
Пауза здоровья. Стоя потянуться вверх, вперёд, собрав кисти рук "в замок". Выполнить 2-3 упражнения для глаз. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
1. Описать функцию: -что является графиком функции -куда направлены ветви параболы 2. Найти координаты вершины параболы А(m;n) по формулам: m= - ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/13/s_5cd9bf90f12d0/1157120_1.png) n= у(m) т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение. Прямая x=mявляется осью симметрии параболы. 3. Заполнить таблицу значений функции: -прямая x=m ось симметрии -вершину параболы расположить в середине таблицы -посчитать значение функции в 4. Построить график функции: -отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией. | 1.Пример: у = х²-2х-3 -графиком является парабола, -ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а0) 2.Пример: y=x2 -2x-3 (a=1, b=-2, c=-3) Найдём координаты вершины параболы: m=- =1; n=12-2-3=-4 A (1;-4)-вершина параболы x=1-ось симметрии параболы 3.Пример: у = х²-2х-3 А(1;- 4) – вершина параболы х=1 – ось симметрии параболы. Составим таблицу значений функции: х | - 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | у | 0 | - 3 | - 4 | - 3 | 0 | 4. дети строят график функции: y=x2 - 2x - 3 | Р. – работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации (справочная литература, средства ИКТ). П – записывают выводы в виде утверждений. К – умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её. | 6-7 мин. |
Использование цифровых ресурсов по теме "Квадратичная функция, её график" в классической интерпретации и с использованием ИКТ с помощью программы GeoGebra. | Дети работают по программе GeoGebra используя цифровых ресурсов | | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
-Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций. -Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону решение оборотной стороне доски. | у = -х²+6х-8 у = -х²-6х-7 | П – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. К – умеют организовывать учебное взаимодействие с обучающимися. | 3-5 мин. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Задания «Решу ОГЭ» по математике. В первой части по ОГЭ в 9 классах в задании 10 необходимо выяснить, насколько хорошо дети владеют базовыми знаниями и свойствами квадратичной функции. При подготовке к экзамену показать учащимся по программе GeoGebra: | Ссылка: https://math-oge.sdamgia.ru/problem?id=321919
| П. - уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать знания, использовать знако-символические средства. Л. - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности своей учебной деятельности. | 3-4 мин. |
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
− Что нового вы узнали сегодня на уроке? − Какова была цель вашей деятельности? − Вы достигли цели? − Как вы открывали новое? | Отвечают на вопросы учителя, тем самым проводя рефлексию своей деятельности на уроке | | 3-4 мин |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Запишем домашнее задание: П.7 - проработать ещё раз, №№127,128,132 | Записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | | 2 мин. |