Здравствуйте, дети! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте мы их поприветствуем. Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке. У Вас сегодня необычный урок, так как нам предстоит интересная встреча. И герой нашего сегодняшнего урока не стал вам сразу показываться, так как он предпочитает скрываться. И сейчас он находится в черном ящике. Если вы отгадаете, он вам покажется. Я буду выдвигать утверждения, которые его описывают, если информации для определения предмета достаточно, поднимайте руку. Итак… - В ящике располагается орган цветкового растения… Вы правы, органов у растения много. - Это вегетативный орган. - Воздействуя на этот орган человек, может улучшить рост растения и повлиять на его урожайность (возможно, часть учащихся поднимет руку, в этом случае учитель говорит: неужели мы можем точно сказать, что это? Лист, побег или корень? Еще одно утверждение поможет разобраться наверняка) - Этот орган первым появляется при прорастании семени (все учащиеся или большая их часть поднимут руки) Так что же является предметом нашего изучения сегодня? (Корень) Из черного ящика достается корень растения. Действительно, это корень. Какие задачи, ребята, сегодня мы должны решить: Познакомится со строением корня? Какие функции выполняет корень? А теперь попытаемся сформулировать цель урока: Узнать какое строение имеет корень и понять как он может выполнять свои функции. Открываем тетради, записываем число и тему урока. «Строение и функции корня». Наш гость сегодня предлагает начать знакомство с функций, которые приходиться ему выполнять. Для этого вам нужно найти в учебнике информацию о его работе и приготовить интересные вопросы. Я вам предлагаю составить схему. Давайте проверим вашу работу. Желающие сейчас могут выступить (желающие называют по одной функции и задают вопрос который они сформулировали). Сейчас наш гость предлагает нам посмотреть следующий слайд «Функции корня» и проверить свою работу. А еще, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив ее целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. Чтобы ответить на вопрос какие функции выполняет корень нужно прочитать гиперссылку №1 Функции корня: 1. Закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение. 2. Поглощает воду и минеральные вещества. 3. Участвует в размножении. 4. Накапливает запасные вещества. Вывод: Корень – подземный орган растения, один из важных вегетативных органов. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтоб дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Одни из них появляются вследствие ветвления главного корня, другие образуются на побегах. Все корни растения образуют корневую систему. Ребята чтобы узнать какие бывают виды корней и типы корневых систем я вам предлагаю заняться раскопками. Итак, превращаемся в исследователей. Наша задача заключается в том что мы должны делать раскопки и разгадать тайну сокровищ найденных нами. Но на каждом холме нас ждут препятствия. Я уверена, что мы их успешно преодолеем, если будем придерживаться наших правил. Давайте вспомним наш алгоритм действий. Если мы поняли сами, объясняем соседу; Если мы затруднились с ответом мы обращаемся за помощью к учителю, к учебнику, к нэтбуку (словарь, энциклопедия, видео, анимации…) Итак, исследователи, вперёд! Посмотрите на пути у нас холм №1. Как он называется. «Сокровище подземелий». Интересно, что мы там обнаружим. Кто первым займется раскопками пожалуйста вперед. Все ли корни растения одинаковы. А как они называются. Чтобы вы могли ответить на все эти вопросы я предлагаю изучить гиперссылку №1 из абзаца «Типы корневых систем» Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни. Показывают схему виды корней. Ребята мы с вами преодолели половину нашего пути. Вы большие молодцы. Давайте устроим небольшой перевал. Я предлагаю заняться физкультминуткой. Отдохнули, исследователи вперед. На пути следующий холм №2. Как он называется? (“Проросшее золото”). Как вы думаете, что бы это значило? О, чудо! Что мы нашли! Давайте получше рассмотрим объект, возьмите лупы. Это проросшие зёрна пшеницы. Что вы видите через лупу? (Корешки как пушок). Где мы можем получить информациючтобы разобраться с этим вопросом. Конечно в нэтбуках. Для этого я бы попросила вас по одному выходить к доске и прокомментировать отдельную зону. Молодцы. Чтобы лучше изучить этот объект мы воспользуемся цифровым микроскопом. Пушок на корнях – это корневые волоски, которые нужно беречь при пересадке растения, ведь они всасывают влагу и минеральные вещества из почвы. Без них растение может погибнуть. Для того чтобы закрепить знания о зонах корня нам нужно будет преодолеть препятствие которое называется «Лабораторная работа» Часть1. Открываем тетради-практикумы. Находим л.раб №14. Для того чтобы мы успешно и быстро преодолели это препятствие давайте познакомимся с целью лабораторной работы . Чтобы эту цель достичь у нас имеются подсказки. О каких подсказках я сейчас вам говорю. Правильно это учебник, нэтбук, цифровой микроскоп, ну конечно же и я не буду против вам помочь. Мы с вами успешно преодолели препятствие и это очень здорово, вы работаете организованно. Молодцы. Посмотрите на пути последний холм №3. Займемся раскопками, вперед. Эти растения нужно разделить на 2 группы. Внимательно рассмотрите корневые системы и попытайтесь это сделать. Если вы затрудняетесь лучше обратиться за помощью. Пользуемся известным алгоритмом действий. И снова необходимо преодолеть препятствие, лаб.раб часть 2. Нужно нарисовать типы корневых систем и написать вывод по лаб.раб. Ребята не забывайте помогать другу, если сосед затрудняется помогите. Так мы сможем быстрее справиться с препятствием. Посмотрите что я обнаружила, баночка с запиской. Давайте прочитаем что там написано. «Юные исследователи, я верила что вы достойно пройдете весь путь и преодолеете все препятствия. Но для того чтобы вы получили клад от меня нужно выполнить еще одно задание. Нарисовать в тетради смайлик который отражает ваше настроение и оценить свою работу на уроке». Ребята вы поняли о каком кладе здесь говорится. Конечно же для вас это хорошая оценка. А сейчас ответим на вопросы которые мы задали в начале урока: какое строение имеет корень? Какие функции он выполняет? Какие бывают корни? Молодцы! Поработали сегодня отлично. Подумайте, поняли ли вы тему или нет. Если тема вам понятна, поднимите зеленые кружочки, если не поняли, поднимите красные кружки. Запишем домашнее задание. П.7, поработать с диском, тет.-трен. с.6 №14-17, с.14 №6, с.18 №3 Дом.задание на дополнительную оценку: Спасибо за урок! |