СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Нормы питания".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Нормы питания".»

Технологическая карта урока

Учитель

Шубич Марина Александровна

Учебный предмет

Биология

Класс

8

Тема урока

Нормы питания. Нарушение обмена веществ.

Ключевые слова

Нормы питания,

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Цели урока

Формирование представлений о режиме питания, о необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам, о необходимости сбалансированности питания по составу белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.

Задачи

Образовательная: сформировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи, познакомить с основными правилами составления пищевых рационов;

Воспитательная:  разъяснить роль питания в поддержании здоровья;

Развивающая:  научиться анализировать соответствие калорийности пищи энергетическим затратам человека

Формирование УУД:

- Личностные: формирование представления о значимости сохранения здоровья, бережному к нему отношению, значимости режима питания и здорового образа жизни;

-Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- Познавательные УУД: умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей, умение обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты обучения (предметные)

Обучающиеся научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания.

Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Обучающиеся сформируют представление о значимости сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни.


Метапредметные (УУД)

Познавательные УУД: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы.

Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Коммуникативные УУД: научится принимать участие в коллективной работе, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, коммуникативные умения

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (частично – поисковые).

Межпредметные связи

Физика, химия.

Ресурсы


Учебник «Биология. Человек» 8 класс. Пасечник УМК «Просвещение»















Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока


1

I этап. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Приветствует учащихся. Организует контроль начала работы, обеспечивает интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Настраиваются на восприятие материала урока.

Регулятивные

Осуществляют самопроверку, самоконтроль.

Подготовка к работе на уроке


2

II этап

Вызов. Актуализация опорных знаний

Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке; активизация мыслительных операций

На предыдущих уроках мы изучали пластический и энергетический обмен. Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, вспомним ранее изученный материал.

Фронтальный опрос по вопросам обмена веществ:

  1. Метаболизм – это…

  2. Пластический обмен - ?, энергетический обмен?

  3. Мочевина и аммиак – это конечные продукты обмена

  4. Витамины – это…


Письменная работа: выберите возможные превращения веществ в организме человека.










Дают устные ответы на вопросы.







Выполняют письменное задание.






Познавательные

Актуализация изученного материала



Выберите ариант 2


Подведение учащихся к формулированию темы и цели урока




















Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для каждого человека.

Для начала я хотела бы вам прочесть такое детский стишок, который ,я думаю, вы все знаете и помните.

Робин-Бобин кое – как

Подкрепился натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком,

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен,-

Да еще и недоволен!

Как вы думаете о чем говориться в этом не замысловатом стихотворении? Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?








Учащиеся высказывают мнения, предлагают варианты ответа (о нерациональное питание, нормы питания и т.д.)










Регулятивные:

Формулируют тему и цель урока



Коммуникативные

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на вопросы






3

III этап. Усвоение новых знаний и способов действий




Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

- От чего может зависеть обмен веществ нашего организма?

  • Почему в меню механизатора /строителя обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего - отварная курица, салат, чай?

Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил/энергии/, а труд служащего не требует больших физических затрат.

2.Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга?

На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.

3.Почему, когда получаешь 2 или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит?

Когда получаешь 2 , то появляется плохое настроение.

4.Позавтракав, солдаты совершили марш-бросок на 8 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке?

После завтрака сил у солдат было достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии.

- Что такое норма питания – это баланс между пищей содержащей энергию и работой, на которую затрачивается энергия

Пища организм работа

Е = Е

- Как определить вашу норму питания

- Какие продукты, в каком количестве необходимо использовать, для баланса в организме

Затем на экране учитель показывает табличку (суточное потребление пищи в %)

  • 25% завтрак

  • 50% обед

  • 15% полдник

  • 10% ужин

(Таблица№2)

Прежде, чем перейти к количественным расчётам энерготрат организма, определим единицы измерения энергии в физике вообще и при расчёте рациона питания в быту.

Согласно определению, 1 калория – энергия, необходимая для нагревания 1 кг воды на 1 ºС или энергия, выделяющаяся при охлаждении 1 г воды на 1 ºС . Рассчитаем эту энергию в Дж.

Q = mcΔt = 0,001 кг · 4200 Дж/(кг·ºС) · 1 ºС = 4,2 Дж.

1 кал = 4,2 Дж; 1 ккал = 4,2 кДж

  • Как рассчитать энергоёмкость (калорийность) продуктов?

  • Для этого ответим на вопрос, что происходит с пищей в организме.


  • Как с точки зрения химии называется эта реакция?

  • (Таблица№2)

  • В этой таблице обратим внимание на сахар. При окислении 1 кг сахара выделяется 17150 кДж энергии. 3 чайных ложки сахара имеют массу около 25 г, значит при окислении 25 г сахара в организме выделится примерно в 40 раз меньше энергии, т.е. 420 кДж.

Переведите это в ккал.

  • Чуть выше мы обсудили, что для между количеством поступившей в организм энергии и расходом энергии должно быть равенство (баланс). Посмотрим таблицы (Таблица№3, №4). Поступлению энергии от 3 ложек сахара (100 ккал) должны соответствовать энерготраты, например, при домашней уборке.

  • (Таблица№3, №4) Из таблиц мы видим, что на различные виды деятельности тратится разное количество энергии: больше на что? Между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов

Если идет преобладание энергетического обмена над пластическим, у человека наблюдается истощение, если преобладает пластический обмен над энергетическим – ожирение. При соблюдении норм питания, здоровом образе жизни у человека должно быть уравновешивание пластического и энергетического обменов

Практическая работа «Соотношение массы тела к росту»

Какая масса тела считается нормальной и как можно рассчитать свой нормальный вес? Нормальная масса тела весьма индивидуальна и определяется, прежде всего, ростом. В некоторых случаях учитываются половые, возрастные различия и уровень физической активности (увеличение объема мышечной массы у атлетов).
Наиболее часто пользуются формулой Брока (1879):

Вес (кг) = рост (см) - 100

Спустя почти полстолетия Брюгш внес определенные коррективы в формулу Брока, рекомендовав, в зависимости от роста (165-175 см и 175-185 см) вычитать не 100, а, соответственно, 105 и 110.

 Еще одним, очень простым критерием оценки нормальности массы тела человека является определение окружности талии (см). У женщин и мужчин за норму принята окружность талии до 88 см и 102 см, соответственно.


Дети отвечают на вопросы, путем рассуждения обобщают и делают выводы.

1. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы.



2. Вывод: На обмен веществ влияют климатические условия.



3. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека.


4. Вывод: обмен веществ и энергии зависти от времени приема пищи














































Предполагаемый ответ. В нашем организме пища окисляется, т.е. соединяется с кислородом.

Предполагаемый ответ. Соединение с кислородом – окисление.





Предполагаемый ответ. Разделим на 4,2 и получим ответ 100 ккал.


Коммуникативные: участвуют в общей работе класса

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников




4

IV этап. Первичное закрепление

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

  1. Решение задач:

  • В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Объясните, почему?

  • Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?

  • Современная медицинская наука считает. Что в рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Объясните, почему?







Обосновывают свои ответы














Коммуникативные

Корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Регулятивные 

выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы























5

V этап. Обобщение и систематизация знаний.

Рефлексия

Выявление

качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

  1. Рефлексия (фронтальная беседа по вопросам).

  • Сегодня на уроке я узнал …?

  • На уроке у меня возникли трудности..?

  • После урока мое настроение стало лучше (или нет)..?

  • Кого из одноклассников ты бы отметил на уроке и за что

  1. Домашнее задание


Отвечают на вопросы

Осуществляют самоанализ деятельности

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!