| | Подведение учащихся к формулированию темы и цели урока | Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для каждого человека. Для начала я хотела бы вам прочесть такое детский стишок, который ,я думаю, вы все знаете и помните. Робин-Бобин кое – как Подкрепился натощак: Съел теленка утром рано, Двух овечек и барана, Съел корову целиком, И прилавок с мясником, Сотню жаворонков в тесте И коня с телегой вместе, Пять церквей и колоколен,- Да еще и недоволен! Как вы думаете о чем говориться в этом не замысловатом стихотворении? Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? | Учащиеся высказывают мнения, предлагают варианты ответа (о нерациональное питание, нормы питания и т.д.) | Регулятивные: Формулируют тему и цель урока Коммуникативные Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на вопросы | |
3 | III этап. Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | - От чего может зависеть обмен веществ нашего организма? Почему в меню механизатора /строителя обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего - отварная курица, салат, чай? Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил/энергии/, а труд служащего не требует больших физических затрат. 2.Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга? На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии. 3.Почему, когда получаешь 2 или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит? Когда получаешь 2 , то появляется плохое настроение. 4.Позавтракав, солдаты совершили марш-бросок на 8 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке? После завтрака сил у солдат было достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии. - Что такое норма питания – это баланс между пищей содержащей энергию и работой, на которую затрачивается энергия Пища организм работа Е = Е - Как определить вашу норму питания - Какие продукты, в каком количестве необходимо использовать, для баланса в организме Затем на экране учитель показывает табличку (суточное потребление пищи в %) 25% завтрак 50% обед 15% полдник 10% ужин (Таблица№2) Прежде, чем перейти к количественным расчётам энерготрат организма, определим единицы измерения энергии в физике вообще и при расчёте рациона питания в быту. Согласно определению, 1 калория – энергия, необходимая для нагревания 1 кг воды на 1 ºС или энергия, выделяющаяся при охлаждении 1 г воды на 1 ºС . Рассчитаем эту энергию в Дж. Q = mcΔt = 0,001 кг · 4200 Дж/(кг·ºС) · 1 ºС = 4,2 Дж. 1 кал = 4,2 Дж; 1 ккал = 4,2 кДж Как рассчитать энергоёмкость (калорийность) продуктов? Для этого ответим на вопрос, что происходит с пищей в организме. Как с точки зрения химии называется эта реакция? (Таблица№2) В этой таблице обратим внимание на сахар. При окислении 1 кг сахара выделяется 17150 кДж энергии. 3 чайных ложки сахара имеют массу около 25 г, значит при окислении 25 г сахара в организме выделится примерно в 40 раз меньше энергии, т.е. 420 кДж. Переведите это в ккал. Чуть выше мы обсудили, что для между количеством поступившей в организм энергии и расходом энергии должно быть равенство (баланс). Посмотрим таблицы (Таблица№3, №4). Поступлению энергии от 3 ложек сахара (100 ккал) должны соответствовать энерготраты, например, при домашней уборке. (Таблица№3, №4) Из таблиц мы видим, что на различные виды деятельности тратится разное количество энергии: больше на что? Между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов Если идет преобладание энергетического обмена над пластическим, у человека наблюдается истощение, если преобладает пластический обмен над энергетическим – ожирение. При соблюдении норм питания, здоровом образе жизни у человека должно быть уравновешивание пластического и энергетического обменов Практическая работа «Соотношение массы тела к росту» Какая масса тела считается нормальной и как можно рассчитать свой нормальный вес? Нормальная масса тела весьма индивидуальна и определяется, прежде всего, ростом. В некоторых случаях учитываются половые, возрастные различия и уровень физической активности (увеличение объема мышечной массы у атлетов). Наиболее часто пользуются формулой Брока (1879): Вес (кг) = рост (см) - 100 Спустя почти полстолетия Брюгш внес определенные коррективы в формулу Брока, рекомендовав, в зависимости от роста (165-175 см и 175-185 см) вычитать не 100, а, соответственно, 105 и 110. Еще одним, очень простым критерием оценки нормальности массы тела человека является определение окружности талии (см). У женщин и мужчин за норму принята окружность талии до 88 см и 102 см, соответственно. | Дети отвечают на вопросы, путем рассуждения обобщают и делают выводы. 1. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы. 2. Вывод: На обмен веществ влияют климатические условия. 3. Вывод: обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека. 4. Вывод: обмен веществ и энергии зависти от времени приема пищи Предполагаемый ответ. В нашем организме пища окисляется, т.е. соединяется с кислородом. Предполагаемый ответ. Соединение с кислородом – окисление. Предполагаемый ответ. Разделим на 4,2 и получим ответ 100 ккал. | Коммуникативные: участвуют в общей работе класса Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников | |