СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь", 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОПК в  4 классе по теме «Как христианство пришло на Русь», по учебнику А.В.Кураева Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012г

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь", 4 класс»

Технологическая карта урока ОПК, 4 класс

Тема: «Как христианство пришло на Русь»


УМК

ОПК / Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г.

Тема урока

Как христианство пришло на Русь

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Ученик научится объяснять значение крещения для Руси.

Основные понятия

Предметные умения


УУД (познавательные)

Князь

Язычники

Крещение

Церковь


  • смогут дать определения понятиям: крещение, церковь, язычество;

  • называть причины принятия на Руси православной веры;

  • рассказать о принятии христианства на Руси;

  • называть последствия принятия православной веры для русской культуры и истории;


  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Методы обучения

Ресурсы

1.По источнику познания:

- устный

- печатно – словесный

- наглядный

2. По уровню познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

- репродуктивный

- частично – поисковый

  • Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г.

  • Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева Основы духовно – нравственной культуры народов России . Основы православной культуры 4-5 классы, - М., «Просвещение», 2012 г.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

(Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности)

Приветствие обучающихся, эмоциональный настрой.

- Ребята перед вами высказывание Л.Н. Гумилева

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора, между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Прочитайте внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопросы:

- Какое отношение эти строки имеют к нашему занятию?


Вводные в тему вопросы:

- Хотели бы вы узнать как русичи стали христианами?

- Почему выбор пал на христианство Византии и Востока?

- Как православие изменило образ жизни людей?

- И сегодня на уроке мы попробуем ответить на все эти вопросы.

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.







(Примерный ответ учащихся: данное высказывание относится к новой теме урока – Крещение Руси.

Тему урока формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)





ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Рассказ учителя о крещении Руси:

- Рождение православной Руси кроется в древности. Однажды на русскую землю пришел издалека необыкновенный человек. Глаза его сияли любовью и радостью. Он нес добрую весть о том, что в мир пришел Сын Божий, Иисус Христос, который принес спасение всем людям. Этот человек был святой Андрей, ученик Иисуса Христа. Святой апостол Андрей поднялся на холм над Днепром и поставил Крест. И, помолившись, вдохновенно произнес пророческие слова: «Благодать великая воссияет на горах этих. Здесь будет град великий и множество церквей воздвигнет Бог». По молитве апостола осуществилось Божие благословение на русской земле.

Прошли столетия, и во времена князя Владимира приняли русские люди крещение, православную веру. Защищали теперь от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную. Сам Господь помогал воинам – защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?

- До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим.

- Проверка, как учащиеся записали значение новых слов. Корректировка записей.



- Учитель продолжает рассказ.

- В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович. Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка Малуша, родом из города Любеча.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви. Можно предположить, что князь Владимир с детства познакомился с христианством и, что влияние княгини Ольги помогло ему в формировании христианского мировоззрения.

Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было таким важным событием, но лично для себя он уже принял решение. Вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя.


- Задание для работы в парах по тексту.

Вопрос к тексту: Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

Текст: «Князь Владимир отправил в греческую столицу Константинополь своих послов.

В год (987) созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той….


В конечном счете, князь Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Тем более, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но, прежде всего, давние торговые, политические и даже религиозные контакты. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство".

- Что обозначает слово Крещение?



- Задаёт вопросы:

- какой обряд нужно совершить, чтобы стать христианином?

- как вы думаете с радостью ли люди совершали обряд крещения при Владимире?

Проводит физкультминутку


Распределяет раздаточный материал по парам (крещение киевлян в Днепре), задание: ответить на вопрос:

- какое представление о характере начального этапа крещения Руси даёт нам «Повесть временных лет»?

«Владимир пришёл в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – один изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему

городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в

книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…»

Задаёт вопросы:


- Как видите было много трудностей во времена принятия христианства, почему же не отступили?

- что принесло христианство на Русь? (предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и почитать текст).

Объясняет два значения понятия церковь, демонстрирует иллюстрации по православным храмам сопровождая чтением текста из учебника стр. 60 – 61


Региональный компонент:

- А что вы знаете о духовной культуре жителей нашего Хабаровского края?

(Шаманизм).

- Процесс ХРИСТИАНИЗАЦИИ на территории Дальнего Востока, как и по всей Руси, был непростым и долгим. В середине — конце XVII века произошли первые этнические и культурные контакты русских и коренного населения Дальнего Востока, они носили эпизодический характер и оказывали минимальное воздействие на культуру коренного населения.

- В 19 веке на Дальнем Востоке стали появляться миссионеры. Это люди, распространяющие свою веру. Они были священниками. И, как наверно вы уже догадались, их задачей было – обращение коренного народа Дальнего Востока в христианскую веру.

- Но для этого необходимо было сначала изучить местные обычаи и нравы. Что и делалось.

Что же положительного дало крещение?

1. Особо значительна роль ЦЕРКВИ:

в распространении грамоты;

в открытии церковно-приходских школ.

Совместное проживание народов создавало дружественные отношения.

Коренные народы у русских научились земледельческой культуре, пчеловодству, разведению домашней птицы.

- И самое главное: люди приглядывались к новой для них вере.

Слушают рассказ учителя, по заданию учителя записывают в тетрадь значение новых слов:

- князь,

- язычники.













- Отвечают на вопрос учителя (вера, Господь)






- Читают записи в тетрадях: (предположительно)

Князь - правитель древней Руси

Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.

- Слушают рассказ учителя и отвечают на вопрос: Что сформировало христианское мировоззрение Владимира?

















Работают сообща в парах, отвечают на поставленный вопрос

.












- Предполагаемый ответ : « и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той….»









Словарная работа:

Крещение-это присоединение к церкви,……..



Отвечают, если возникает затруднение, читают материал в рубрике «Это интересно» о крещении, стр. 61.




Работают сообща в парах, отвечают на поставленный вопрос: «Люди сопротивлялись, их заставляли. Оплакивали языческих богов.……»















Читают материал на стр.60 – 61 и рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы:

- единение славян;

- развитие образование;

- строительство храмов;

- стремление людей к святости;

- приобщение людей к прекрасному

Записывают в словарь значения понятия церковь


ЭТАП 3. Практикум (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

Сегодня мы познакомились с маленькой частью нашей истории. Впереди нас ждёт много открытий.

Задаёт вопрос:

- За что князь Владимир получил прозвища в истории Святой, Красное Солнышко?




Отвечают на вопрос:

- сам крестился

- ввёл христианство на Руси;

- изменился его характер, стал мягче;

- строил храмы

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция




- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы?

- Вернемся и к эпиграфу урока: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора, между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Л.Н. Гумилев

- Можете ли вы сейчас прокомментировать значение этого выражения?




- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему.

Даёт инструкцию по заполнению кластера в форме солнца (заготовки могут приготовить сами дети или учитель), помогает тем, у кого возникли затруднения, записывает на доске содержание кластера после окончания работы учениками (это может сделать ученик, закончивший работу первым)

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщают информацию.






Комментируют: «Всем, что мы имеем, мы обязаны именно христианству. В культурном отношении с этим спорить трудно. Наша культура — культура народа христианского…»



Заполняют кластер «Христианство принесло на Русь»

ЭТАП 5. .Информация о домашнем задании

Даёт инструкцию по выполнению д/з, некоторые учащиеся получают дополнительные задания подготовить сообщения о православных святых (об Александре Невском, Тверском князе Михаиле и др.); в учебнике стр. 58 – 61, вопросы устно.

Записывают д/з в дневники, берут справочную литературу у учителя

ЭТАП 6. Подведение итогов,

рефлексия учебной деятельности

Раздаёт каждому ученику маленькое солнышко и облако для проведения рефлексии, если на уроке было всё понятно и интересно, то дети в рабочей тетради приклеивают солнце, если интересно, но сложно, то рядом с солнцем облако, если сложно и не интересно, то облако на солнце.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!