ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Рассказ учителя о крещении Руси: - Рождение православной Руси кроется в древности. Однажды на русскую землю пришел издалека необыкновенный человек. Глаза его сияли любовью и радостью. Он нес добрую весть о том, что в мир пришел Сын Божий, Иисус Христос, который принес спасение всем людям. Этот человек был святой Андрей, ученик Иисуса Христа. Святой апостол Андрей поднялся на холм над Днепром и поставил Крест. И, помолившись, вдохновенно произнес пророческие слова: «Благодать великая воссияет на горах этих. Здесь будет град великий и множество церквей воздвигнет Бог». По молитве апостола осуществилось Божие благословение на русской земле. Прошли столетия, и во времена князя Владимира приняли русские люди крещение, православную веру. Защищали теперь от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную. Сам Господь помогал воинам – защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь? - До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим. - Проверка, как учащиеся записали значение новых слов. Корректировка записей. - Учитель продолжает рассказ. - В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович. Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка Малуша, родом из города Любеча. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви. Можно предположить, что князь Владимир с детства познакомился с христианством и, что влияние княгини Ольги помогло ему в формировании христианского мировоззрения. Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было таким важным событием, но лично для себя он уже принял решение. Вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя. - Задание для работы в парах по тексту. Вопрос к тексту: Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия? Текст: «Князь Владимир отправил в греческую столицу Константинополь своих послов. В год (987) созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…. В конечном счете, князь Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Тем более, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но, прежде всего, давние торговые, политические и даже религиозные контакты. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". - Что обозначает слово Крещение? - Задаёт вопросы: - какой обряд нужно совершить, чтобы стать христианином? - как вы думаете с радостью ли люди совершали обряд крещения при Владимире? Проводит физкультминутку Распределяет раздаточный материал по парам (крещение киевлян в Днепре), задание: ответить на вопрос: - какое представление о характере начального этапа крещения Руси даёт нам «Повесть временных лет»? «Владимир пришёл в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – один изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…» Задаёт вопросы: - Как видите было много трудностей во времена принятия христианства, почему же не отступили? - что принесло христианство на Русь? (предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике и почитать текст). Объясняет два значения понятия церковь, демонстрирует иллюстрации по православным храмам сопровождая чтением текста из учебника стр. 60 – 61 Региональный компонент: - А что вы знаете о духовной культуре жителей нашего Хабаровского края? (Шаманизм). - Процесс ХРИСТИАНИЗАЦИИ на территории Дальнего Востока, как и по всей Руси, был непростым и долгим. В середине — конце XVII века произошли первые этнические и культурные контакты русских и коренного населения Дальнего Востока, они носили эпизодический характер и оказывали минимальное воздействие на культуру коренного населения. - В 19 веке на Дальнем Востоке стали появляться миссионеры. Это люди, распространяющие свою веру. Они были священниками. И, как наверно вы уже догадались, их задачей было – обращение коренного народа Дальнего Востока в христианскую веру. - Но для этого необходимо было сначала изучить местные обычаи и нравы. Что и делалось. Что же положительного дало крещение? 1. Особо значительна роль ЦЕРКВИ: в распространении грамоты; в открытии церковно-приходских школ. Совместное проживание народов создавало дружественные отношения. Коренные народы у русских научились земледельческой культуре, пчеловодству, разведению домашней птицы. - И самое главное: люди приглядывались к новой для них вере. | Слушают рассказ учителя, по заданию учителя записывают в тетрадь значение новых слов: - князь, - язычники. - Отвечают на вопрос учителя (вера, Господь) - Читают записи в тетрадях: (предположительно) Князь - правитель древней Руси Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы. - Слушают рассказ учителя и отвечают на вопрос: Что сформировало христианское мировоззрение Владимира? Работают сообща в парах, отвечают на поставленный вопрос . - Предполагаемый ответ : « и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той….» Словарная работа: Крещение-это присоединение к церкви,…….. Отвечают, если возникает затруднение, читают материал в рубрике «Это интересно» о крещении, стр. 61. Работают сообща в парах, отвечают на поставленный вопрос: «Люди сопротивлялись, их заставляли. Оплакивали языческих богов.……» Читают материал на стр.60 – 61 и рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: - единение славян; - развитие образование; - строительство храмов; - стремление людей к святости; - приобщение людей к прекрасному Записывают в словарь значения понятия церковь |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | - Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? - Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? - Вернемся и к эпиграфу урока: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора, между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Л.Н. Гумилев - Можете ли вы сейчас прокомментировать значение этого выражения? - Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему. Даёт инструкцию по заполнению кластера в форме солнца (заготовки могут приготовить сами дети или учитель), помогает тем, у кого возникли затруднения, записывает на доске содержание кластера после окончания работы учениками (это может сделать ученик, закончивший работу первым) | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщают информацию. Комментируют: «Всем, что мы имеем, мы обязаны именно христианству. В культурном отношении с этим спорить трудно. Наша культура — культура народа христианского…» Заполняют кластер «Христианство принесло на Русь» |