СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Внешнее устройство храма. Символика храма»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ «Внешнее устройство храма. Символика храма»»

Технологическая карта урока ОРКСЭ, 4 класс

«Внешнее устройство храма. Символика храма»



Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»

Выполнила: Куликова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ г.Мурманска СОШ №31 имении Л.В. Журина, 2022

Тема урока: Внешнее устройство храма. Символика храма.

Класс: 4

Цель: познакомить учащихся с внешним строением храма и его символикой.

Задачи: 1. Образовательные: изучить устройство православного храма;

2. Развивающие: развивать умение работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;

3. Воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к храму.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

- Предметные УУД:

Понять внешнее устройство православного храма, значение его архитектурных форм; познакомиться с названиями архитектурных форм.

-Личностные УУД:

Усвоить уважительное отношение к храмам как объектам культурного и духовного наследия.

-Метапредметные УУД:

  • Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

  • Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

слушать и понимать речь других;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Вид урока, формы деятельности: комбинированный урок .

Основные понятия: Ключевые понятия: Храм. Церковь. Купол. Колокольня. Словарь урока: Апсида. Алтарь. Барабан. Иконостас. Крестное знамение. Неф. Придел. Паперть

Этапы урока:

- Организационный этап;

- мотивационный этап;

- актуализация знаний;

- изучение нового материала;

- закрепление изученного материала;

- подведение итога урока;

- домашнее задание;

- рефлексия.

Задания разных уровней усвоения учебного материала: репродуктивный, продуктивный, креативный.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.

Учебник: Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс, издательство «Просвещение», 2021.

Дифференцированное домашнее задание: кроссворд, викторина, рисунки, доклад.

Ресурсы урока: см. ниже.



Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Слушание колокольного звона.


Мотивационный этап

-Что пришло на Русь с принятием христианства?

Слушание колокольного звона.

-Храм, церковь.

Актуализация знаний

Проверка материала прошлого урока.

Термины: мировая религия, ислам, христианство, буддизм, православие, католичество, язычество, крещение Руси, князь Владимир Святой.

Щадящий опрос. Дети отвечают на вопросы учителя по очереди, в парах. Один отвечает, второй ставит «+» или «-», выслушав правильный ответ, затем меняются ролями, и т.д.


На слайде различные виды храмов.

- Как называются эти сооружения? Чем отличаются храм, церковь, часовня, собор?

Работа в парах: назовите эти сооружения.


- Православные люди собираются для молитвы в храмы. Рассмотрите картинку. Обычное ли здание перед нами? Чем отличается (что вместо крыши? Что венчает храм? Почему?).

Попробуйте назвать части храма.


2. Уяснив затруднение, дети определяют учебные задачи (узнать, как выглядит православный храм, как называются части храма)

Изучение нового материала

-Храм - не обычное здание. Вместо крыши у него купол или несколько куполов, а на каждом куполе установлен крест, чтобы все знали, что храм посвящен Богу. Это - дом Божий. Там хозяин - Господь.



- Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь - община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.

Работа в парах.

Цитаты со словом церковь в разном значении. Надо разделить цитаты на две группы в зависимости от смысла. Пытаются сформулировать, в чем разница.


-Храм (от русских слов Хоромы и Храмина)- здание предназначается для богослужений и проведения обрядов.

Храмы могут достраиваться. Новая часть называется приделом, наделяется куполом и может иметь имя, отличное от основного названия храма. Размещается здание на самых высоких местах, в знаковых для прихожан точках. Единственный алтарь храма ориентирован на восток, в сторону восхода солнца.

Здесь и далее – фронтальная работа с классом. Учитель показывает презентацию, задает вопросы, ведет подводящий диалог


-Как вы думаете, что такое часовня, для чего она предназначена? Часовня - небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву




-Как вы думаете, от какого слова происходит слово «Собор»? (от слова собрание). Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря.

-Назовите известные вам соборы. (Санкт-Петербург славится тремя центральными соборами - Смольный, Казанский, Исаакиевский - и несколькими соборами в черте городских монастырей. В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский.

В городе Мурманске есть Свято-Никольский собор).

Можете ли вы назвать главный собор России? Где он должен находиться? Главный кафедральный собор России - храм Христа Спасителя. В соборе обязательно хранятся мощи святых.



-Когда гонения на христиан закончились, стали сооружать наземные храмы. Базилика – «общественное здание». Храмы могут строиться в виде креста,

-Почему? Так как Иисус Христос, страдая на кресте, искупил грехи людей.

В виде корабля - ВОПРОС К ДЕТЯМ: почему? В напоминание того, что Церковь уподобляют большому кораблю, плывущему в бурном море. Море - это жизнь человеческая, в которой неизбежно бывают скорби, испытания, болезни. В Церкви же, как в надёжном корабле, человек может безопасно достичь вечного блаженства.

Также строят храмы в виде круга (АНАЛОГИЧНЫЙ вопрос), который напоминает о вечности, поскольку круг не имеет ни начала, ни конца.

Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.



Ориентация храма

-Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие




Купол

-Как вы думаете, на что похож купол церкви? Что он символизирует? Обратите внимание: купол еще называется ГЛАВА. Почему на куполе водружают крест?

-Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом (главою), изображающим собою небо. Купол церкви также символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление человека к Богу. На куполе ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают, что Иисус Христос является и Богом, и человеком; три главы - Святую Троицу; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов (написавших Евангелия), семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Дети рассматривают слайды и пытаются определить названия разной формы куполов, символику их количества.

Закрепление изученного материала

Рассматриваем ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

Кроссворд:

1.Ступеньки ведущие в храм.

2.Он похож на пламя горящей свечи.

3.Самая "громкая" часть храма.

4.Он находится на "макушке" храма.

5.Название большого храма.

Фронтальная работа с кроссвордом.





-Паперть.


-Купол.


-Колокольня.


-Крест.


-Собор.


Освящение храма

Каждый храм имеет ИМЯ.

-Какие вы знаете храмы? Почему они так называются? В честь кого (или чего названы)?

Храмы освящаются в честь Иисуса Христа, Святой Троицы, Божией Матери, ангелов и святых и носят соответствующие названия, например: Троицкий собор, церковь в честь Рождества Христова, церковь в честь Успения Божией Матери, Казанский собор (в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери), Никольский собор (в честь святителя и чудотворца Николая) и так далее.



Колокольня

Храм умеет РАЗГОВАРИВАТЬ.

- Для чего в церкви колокола? Где они размещаются?

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола - «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Работа в парах. Объясните смысл пословицы (на выбор).

  • Звонить во все колокола.

  • Первый звон - пропадай мой сон; другой звон - земной поклон; третий звон - из дому вон!

  • В Москве толсто (часто, густо) звонят, да мало (редко, жидко) едят.

  • В толстый колокол звонят, так праздник.

  • Слышал звон, да не знает, где он.


Внутреннее устройство храма (следующего урока)

Три части храма: алтарь (иконостас), неф, притвор.



Скиния Ветхозаветная

-Рассмотрите внимательно рисунок. На какие части делится храм?

-Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор


Подведение итога урока

Работа в группах.

1.Складывание паззла «Храм».

2. Отгадывание загадок (команды отвечают по очереди)

3. Синквейн на тему «Храм»


Домашнее задание

На выбор:

-Составить викторину по теме урока;

-Нарисовать православный храм;

- Написать доклад.


Рефлексия

Дополни предложение.

Было интересно на уроке…

Сегодня я узнал, что …

Мне захотелось узнать больше о …

Меня удивило …

Было трудно…

Я научился …

Колокольный звон – это один из могучих символов нашей культуры, силы Руси, её веры в будущее и память о прошлом. Колокола зазвонили!



Учебные материалы:

  1. Кураев А.В.,. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православных культур. Методическое пособие.

  2. Кураев А.В., Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс, издательство «Просвещение», 2021.



Ресурсы:

  1. Воскресная школа. САЙТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧАЛЬНОГО БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Школа для детей_8-10 лет _курс «Храм и богослужение» https://school.orthpatr.ru/node/170346

  2. Поведение в храме. Фоторассказ. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/povedenie-v-hrame/

  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Выпуск 17. «Архитектура храма». http://www.radostmoya.ru/video/1604/

  4. Телепроект «Закон Божий». Часть 17. «Храм и его устройство. Часть 2 (Выпуск 71)» https://www.youtube.com/watch?v=9_TqIaum_Uo&t=0s&list=PLHu93aj7YZS6S0oECh6yaRtEJ0zI9_IXS&index=71


































ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ



КРОССВОРДЫ «Обитель», «Храм»



МОДЕЛЬ ХРАМА


образец

Паззлы

Модель объемная


ЗАГАДКИ


К этим я изображеньям

Приступаю с уваженьем.

Приложусь благоговейно,

И от них святым елеем

Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны

Образам, святым .


Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что? .


Чтобы мелодия простая

В предрассветной дымке тая,

Выводила к Церкви Божьей

И к молитве нас звала,—

Бьет звонарь в .


Посмотри, туман окутал

Паперть, храм и даже !


Общее моление,

Бога восхваление,

С нами вместе все Святые,

Вот, что значит !


Самый главный иерарх

В нашей Церкви — .


Службу служит иерей,

Предстоит от всех людей.

Дух Святой сослужит там,

Дом Господень, или .





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!