Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»
учитель начальных классов МБОУ г.Мурманска СОШ №31 имении Л.В. Журина, 2022
2. Развивающие: развивать умение работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;
3. Воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к храму.
Понять внешнее устройство православного храма, значение его архитектурных форм; познакомиться с названиями архитектурных форм.
Усвоить уважительное отношение к храмам как объектам культурного и духовного наследия.
определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- рефлексия.
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организационный этап | Приветствие, проверка готовности к уроку. Слушание колокольного звона. | |
Мотивационный этап | -Что пришло на Русь с принятием христианства? | Слушание колокольного звона. -Храм, церковь. |
Актуализация знаний | Проверка материала прошлого урока. Термины: мировая религия, ислам, христианство, буддизм, православие, католичество, язычество, крещение Руси, князь Владимир Святой. | Щадящий опрос. Дети отвечают на вопросы учителя по очереди, в парах. Один отвечает, второй ставит «+» или «-», выслушав правильный ответ, затем меняются ролями, и т.д. |
| На слайде различные виды храмов. - Как называются эти сооружения? Чем отличаются храм, церковь, часовня, собор? | Работа в парах: назовите эти сооружения. |
- Православные люди собираются для молитвы в храмы. Рассмотрите картинку. Обычное ли здание перед нами? Чем отличается (что вместо крыши? Что венчает храм? Почему?). Попробуйте назвать части храма. | 2. Уяснив затруднение, дети определяют учебные задачи (узнать, как выглядит православный храм, как называются части храма) |
Изучение нового материала | -Храм - не обычное здание. Вместо крыши у него купол или несколько куполов, а на каждом куполе установлен крест, чтобы все знали, что храм посвящен Богу. Это - дом Божий. Там хозяин - Господь. | |
| - Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь - община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности. | Работа в парах. Цитаты со словом церковь в разном значении. Надо разделить цитаты на две группы в зависимости от смысла. Пытаются сформулировать, в чем разница. |
| -Храм (от русских слов Хоромы и Храмина)- здание предназначается для богослужений и проведения обрядов. Храмы могут достраиваться. Новая часть называется приделом, наделяется куполом и может иметь имя, отличное от основного названия храма. Размещается здание на самых высоких местах, в знаковых для прихожан точках. Единственный алтарь храма ориентирован на восток, в сторону восхода солнца. | Здесь и далее – фронтальная работа с классом. Учитель показывает презентацию, задает вопросы, ведет подводящий диалог |
| -Как вы думаете, что такое часовня, для чего она предназначена? Часовня - небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву | |
| -Как вы думаете, от какого слова происходит слово «Собор»? (от слова собрание). Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря. -Назовите известные вам соборы. (Санкт-Петербург славится тремя центральными соборами - Смольный, Казанский, Исаакиевский - и несколькими соборами в черте городских монастырей. В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский. В городе Мурманске есть Свято-Никольский собор). Можете ли вы назвать главный собор России? Где он должен находиться? Главный кафедральный собор России - храм Христа Спасителя. В соборе обязательно хранятся мощи святых. | |
| -Когда гонения на христиан закончились, стали сооружать наземные храмы. Базилика – «общественное здание». Храмы могут строиться в виде креста, -Почему? Так как Иисус Христос, страдая на кресте, искупил грехи людей. В виде корабля - ВОПРОС К ДЕТЯМ: почему? В напоминание того, что Церковь уподобляют большому кораблю, плывущему в бурном море. Море - это жизнь человеческая, в которой неизбежно бывают скорби, испытания, болезни. В Церкви же, как в надёжном корабле, человек может безопасно достичь вечного блаженства. Также строят храмы в виде круга (АНАЛОГИЧНЫЙ вопрос), который напоминает о вечности, поскольку круг не имеет ни начала, ни конца. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. | |
| Ориентация храма -Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие | |
| Купол -Как вы думаете, на что похож купол церкви? Что он символизирует? Обратите внимание: купол еще называется ГЛАВА. Почему на куполе водружают крест? -Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом (главою), изображающим собою небо. Купол церкви также символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление человека к Богу. На куполе ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают, что Иисус Христос является и Богом, и человеком; три главы - Святую Троицу; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов (написавших Евангелия), семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав. | Дети рассматривают слайды и пытаются определить названия разной формы куполов, символику их количества. |
Закрепление изученного материала | Рассматриваем ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА Кроссворд: 1.Ступеньки ведущие в храм. 2.Он похож на пламя горящей свечи. 3.Самая "громкая" часть храма. 4.Он находится на "макушке" храма. 5.Название большого храма. | Фронтальная работа с кроссвордом. -Паперть. -Купол. -Колокольня. -Крест. -Собор. |
| Освящение храма Каждый храм имеет ИМЯ. -Какие вы знаете храмы? Почему они так называются? В честь кого (или чего названы)? Храмы освящаются в честь Иисуса Христа, Святой Троицы, Божией Матери, ангелов и святых и носят соответствующие названия, например: Троицкий собор, церковь в честь Рождества Христова, церковь в честь Успения Божией Матери, Казанский собор (в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери), Никольский собор (в честь святителя и чудотворца Николая) и так далее. | |
| Колокольня Храм умеет РАЗГОВАРИВАТЬ. - Для чего в церкви колокола? Где они размещаются? Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола - «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. | Работа в парах. Объясните смысл пословицы (на выбор). Звонить во все колокола. Первый звон - пропадай мой сон; другой звон - земной поклон; третий звон - из дому вон! В Москве толсто (часто, густо) звонят, да мало (редко, жидко) едят. В толстый колокол звонят, так праздник. Слышал звон, да не знает, где он. |
| Внутреннее устройство храма (следующего урока) Три части храма: алтарь (иконостас), неф, притвор. | |
| Скиния Ветхозаветная -Рассмотрите внимательно рисунок. На какие части делится храм? -Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор | |
Подведение итога урока | Работа в группах. 1.Складывание паззла «Храм». 2. Отгадывание загадок (команды отвечают по очереди) 3. Синквейн на тему «Храм» | |
Домашнее задание | На выбор: -Составить викторину по теме урока; -Нарисовать православный храм; - Написать доклад. | |
Рефлексия | Дополни предложение. Было интересно на уроке… Сегодня я узнал, что … Мне захотелось узнать больше о … Меня удивило … Было трудно… Я научился … Колокольный звон – это один из могучих символов нашей культуры, силы Руси, её веры в будущее и память о прошлом. Колокола зазвонили! | |