Тема урока | В.Берестов «Читалочка» |
Цель урока | Сформировать представление младших школьни-ков творчестве В.Берестова на основе анализа стихотворения «Читалочка». |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: понимают значение литературоведческих знаний в собственной жизни, применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности Метапредметные: овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собе-седника и вести диалог, оценивать свои достижения. Предметные: Освоить элементы анализа текста. Извлекать информацию, представленную в художественном тексте для выявления основного мотива стихотворения (мотива одиночества, печали, тоски) Строить рассуждения. |
Личностно-формулирующая направленность | Формирование и развитие нравственных ценностей, а именно любовь к учёбе, любовь к книге. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК Задачи урока | 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения «Читалочка» В. Берестова. 2. Сформировать представление младших школьников о волшебном языке книг, который открывает людям при чтении уникальный и прекрасный мир букв, слов, текстов. Он доступен только тем, кто «посвящён» в тайные знания чтения. 3. Развивать систему читательских умений, в частности умений находить в тексте однородные члены предложения (при перечислении). 4. Способствовать выразительному чтению наизусть через мнемотехнику. |
Тип и вид урока | Урок чтения; урок выразительного чтения наизусть |
Учебно-методический комплекс урока | Чтение. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы [авт.сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева (Лунёва)]. - М. : Просвещение, 2019. – 158 с. : ил. Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint |
№ | Технология про-ведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность уче-ников | УУД |
1 | Организационный момент. Цели: - проверка готовности обучающихся; - создание мотивации к учебной деятельности; - включение в работу на личностно-значимом уровне. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изу-чаемого материала | Приветствие - Ребята, все го-товы к уроку? Мо-лодцы, девочки тихо сели, маль-чики тихо сели. | Ученики встают из-за парт, привет-ствуют учителя. Садятся за парты сначала девочки, потом мальчики. | Регулятивные: Умение включаться в учебную работу Коммуникативные: Умение восприни-мать и понимать речь учителя. |
2 | Проверка домашнего задания | | - Дома вы должны были написать небольшое сочи-нение на тему «Моя любимая сказка» | Читают сочинения, слушают одноклас-сников | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в уст-ной форме; умение слушать и понимать речь других |
3 | Знакомство, изучение нового материала | 3.1. Подготовка к первичному восприятию. Цели: - создать в классе нужную эмоциональную атмосферу -настроить на восприятие кон-кретного произ-ведения. | - Начать урок мне хотелось бы с по-словицы: «Кто много читает, тот много и знает.». Как вы понимаете эту пословицу? - Человек, умеющий читать, сможет и за тридевять земель слетать. Книга может унести человека и в сказку, в с любимый рассказ. И надо быть терпеливым в изучении грамоты, учиться читать, а не ждать помощи от старших. - А сейчас пробуем найти рифму (дидактическая игра «Подбери рифму») Составление кластера | Ответы детей. Слушают учителя. Называют рифмы. Читать – приставать, Трясти – прочти, Сестрицу-страницу и т.д. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества Регулятивные: це-леполагание |
| |
4 Итог урока. Рефлексия. Цель: -рефлексия учебной деятельности на уроке; -самооценка ре-зультатов дея-тельности. |
3.2. Первичное восприятие. Цель: -знакомство с текстом изучаемого произве-дения. | - Сегодня мы по-знакомимся со стихотворением В.Берестова «Читалочка». Возьмите карандаши и попробуйте нарисовать раскадровку (картинки) для нашего будущего мультфильма. | Слушают стихо-творение и рисуют раскадровку (картинный «план») | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других |
3.3. проверка первичного восприятия. Цели: -проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; -внести коррективы в дальнейший ход урока | - Понравилось ли вам стихотворение? - Почему произ-ведение называется именно так? -Что вам пред-ставляется? - Кто главный персонаж? - Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? | Описывается комната, мама, бабушка, сестра. Малыш с книгой, В среднем. | Познавательные: умение находить ответ на вопрос. |
3.4. постановка учебной задачи. Цель: -выявление места и причины затруднения восприятия текста; -мотивирование на повторную читательскую и аналитическую деятельность | - Какое настроение передают стихотворные строки? (весёлое, радостное, живое) - Какое слово ука-зывает на то, что мы правильно определили его настроение? Давайте перечи-таем стихотворение и ответим на вопросы. | Весёлое, радостное, живое. От умения читать – людям польза! Читаем, когда есть желание, настроение, потребность в познании нового. | |
3.5. вторичное восприятие текста. Цель: -определение стилевых и содержательных доминант стихо-творения. | - Сколько в стихо-творении четве-ростиший? Прочитайте стихотворение про себя. А теперь прочтём с мнемотаблицей. | 2 Читают про себя. По мнемотаблице. | |
3.6. анализ. Цель: -сформировать субъективное представление школьников о произведении, приблизить их к пониманию авторской идеи. | - Прочитаем первое четверостишье. - О чем в нем го-ворится? Что мо-жем сказать о настроении стро-фы? - Почему автор пишет «Не надо бабушку трясти»? – это прямой или переносный смысл, как вы думаете? - О чем говорится во втором четве-ростишье? Про-читаем. - Какими словами передается настроение и в каком оно четверостишье? - Какие чувства испытывает автор? - Почему в конце стоит восклицательный знак. | Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Переносный, т.е. бабушку малыш просит, дёргая её за руку. Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! Как хорошо уметь читать! В 1 четверостишье. Восторг и радость от умения читать. Восклицает всем | Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обоб-щение. Регулятивные: са-морегуляция к мо-билизации сил и энергии |
|
3.7. Обобщение. Цель: -интерпретация произведения с учетом авторской позиции; -подведение итогов анализа. | - Перечислите еще раз рифмы, которые встретились вам в тексте. (выписы-вают на доске) Произнесите про себя эти слова. | Читать - приставать, трясти - прочти, Сестрицу - страницу, звать - ждать, взять-почитать. | Регулятивные: вы-деление и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: высказывание предположения; построение речевых высказываний в устной форме |
|
| - Какой же образ нарисовал Валентин Берестов в этом стихотворении? - А почему так весело описал неграмотного малыша? - В.Берестов учит нас преодолевать проблемы своими силами – «а можно взять и почитать!» - Вам понравилось сегодня на уроке? - С каким настро-ением вы его за-канчиваете? (вы-ставление оценок) | Образ неграмотного малыша. Надеется, что малыш быстро выучит буквы и начнет сам читать. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. | Домашнее задание | | 1) Выучить стихо-творение наизусть. 2) Нарисовать сценку по моти- вам стихотворения. | | |
Литература: Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование).– М.: Перо, 2018. – 211 с.
МАОУ СШ № 10 г.о.г. Бор Нижегородская область
Чарыкова О.В.