Формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов
Ход урока (Работа мастерской) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1. Организационный момент. |
Индуктор. этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. | Учитель приветствует учащихся и в качестве индуктора предлагает картину с примером параллельных прямых. | Ученики должны высказать свои ассоциации , вызванные этой картиной и привести свои примеры из жизни. | Должны сформулировать тему уроку и «неточное» определение параллельных прямых. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя ,высказывают свое мнение | Целеполагание | Умение настраиваться на учебное занятие |
2. Деконструкция. |
Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационный запрос. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Реконструкция (поиск и создание новых вариантов ответа, текста) Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель. |
1.Какие из прямых m, n, p, изображенных на рисунке, являются параллельными? Ответ объясните. Вопрос:существуют ли другие варианты ответов? 2.Один из углов при параллельных прямых и секущей равен 105о. Вычислите остальные углы | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Учитель задает вопрос «Какие признаки параллельных прямых применялись при решении задачи?» Учитель задает вопрос: существуют ли другие варианты ответов? | Выполняют самостоятельно задание. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают признаки параллельности прямых. | Компетенция обучающихся по теме: «Параллельные прямые». | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
4. Самоконструкция (диалог ученика с самим собой) |
Параллельные прямые в природе и архитектурных строений. | Задает вопросы учащимся, Даёт задание поработать с картинками. Найти на них параллельные прямые . | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Делают вывод о том, что в природе и в быту очень много параллельности. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Социоконструкция (выполнение задания в группе, коллективное построение знаний) это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даѐтся одно задание на весь класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. |
Попробуйте представить себя на месте архитектора и выполнить следующий проект: изобразить дом своей мечты с помощью параллельных прямых. | Даёт учащимся задания выполнить в группах . | Выполняют практическое задание. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. | Участвуют в работе по группам во фронтальном режиме. | уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности выполненных заданий обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
6. Афиширование это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. |
| Формулировка условий заданий. | Выполняют проекты .Выбирают лучший. | Повторяют правило построения параллельных прямых с помощью чертежного угольника. | Участвуют в обсуждении проектов и комментируют способы построения. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
7.Исторические сведения |
Исторические сведения об Евклиде и аксиоме параллельных прямых. | Учитель дает задание заранее выполнить сообщение о исторической справке ученого Евклида. | Ученики делают сообщения | Выделяют главную информацию | Взаимодействуют с учителем | Слушают сообщение | Делают выводы | Умение слушать и запоминать. |
8.Домашнее задание | |
Творческое домашнее задание: подобрать материал об архитектурных сооружениях , выполненных в форме параллельных прямых и подготовить краткие сообщения о них. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока |
1.Составить задачи с использованием свойств ,признаков и аксиомы параллельных прямых. | Формулирует вопрос | Составляют задачи. | Формирование исследовательской деятельности | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия |
Каждый ученик в конце каждого занятия должен ответить себе на вопросы: 1.Что нового вы приобрели на данном занятии? 2. Хорошо ли вы запомнили понятие параллельных прямых, их свойства и признаки? 3.Сможете ли вы в природе или быту найти параллельные прямые? 4.Как вы чувствовали себя на уроке? Что вам было интересно? | Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |