Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по информатике на тему «Кодирование информации. Системы счисления. Сложение и вычитание степеней числа 3 и выше»»
Технологическая карта урока по информатике
на тему «Кодирование информации. Системы счисления. Сложение и вычитание степеней числа 3 и выше»
Автор: Готовчикова С.О.
Организация: МБОУ г. Иркутска СОШ №28
Учебный предмет, класс: Информатика, 10а класс (технологический профиль)
УМК: Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 352 с. : ил.
ЭОР: https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm https://kpolyakov.spb.ru/school/ege/gen.php?action=viewAllEgeNo&egeId=14&cat60=on
Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Сложение и вычитание степеней числа 3 и выше.
Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся по теме «Системы счисления», сформировать умения и навыки производить сложение и вычитание степеней числа 3 и выше.
Задачи урока:
Образовательная –вспомнить основные понятияпо теме «Системы счисления», познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в позиционных системах счисления; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике для решения заданий ЕГЭ;
Развивающая – способствовать развитию познавательной активности и логического мышленияпосредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, умения работать в группе;
Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание навыков самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого (коммуникативности).
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать понятие «позиционные системы счисления»;
- уметь вычислять арифметические действия в позиционных системах;
Личностные:
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
-формировать коммуникативные способности
Формирование УУД:
Личностные (Л): установление связи между целью и мотивом деятельности;
Регулятивные (Р): целеполагание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;
Познавательные (П): самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;
Коммуникативные (К): умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Оборудование: проектор, рабочие карты, задания для работы в группах, презентация, интернет.
Технологическая карта
№ п/п, этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Демонстрация готовности к уроку, психологически настраиваются на работу. | Л:развитие навыков самоорганизации |
Актуализаций знаний и мотивация. Практическое: упражнение | Назовите что вы видите перед собой? (1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1 + 5·N0) Если число разделить на основание СС какая цифра числа получится? Как записывается число 10N? ( ) Как записывается число 10N-1? ( ) Как записывается число 10N-10M? ( ) Заполните таблицу для степеней с основанием 2. 7)Сколько единиц в двоичной записи числа 81023 + 21024 – 3? (отв 1024) | Отвечают на вопросы учителя: -развернутую запись числа -последняя цифра числа - записывается как единица и N нулей - записывается как N девяток - записывается как N-M девяток, за которыми стоят M нулей -заполняют таблицу изученными на прошлом уроке формулами (взаимопроверка) - решают выполняют самопроверку (решение выводится на слайд) | Р:формирование осознанного подхода к оценке деятельности, Л: мотивация к учебной деятельности К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: извлечение необходимой информации из презентации. |
Постановка учебной задачи (проблема) Формулирование темы урока и постановка целей. | Значение арифметического выражения: 920 + 360 – 5 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр «2» содержится в этой записи? С какой проблемой вы столкнулись? Почему не можете ответить на вопрос? Можно ли ограничиться только 2ой и 10ой СС? Выслушать предложенные способы решения, прокомментировать. Как вы думаете для чего в таблице еще 2 столбика? О чем мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему урока? Сформулируйте цель урока? Чему бы вы хотели научится? Задачи урока: Можно ли сказать, что из этих задач получится план? | Мы не умеем выполнять сложение и вычитание в троичной СС. Сложение и вычитание степеней числа 3 и выше. Вывести формулы для 3ой и выше СС. Вывести формулы, научиться применять их на практике. да | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л:формирование математического мышления Р:целепологание |
«Открытие» нового материала Практические упражнения | Вернемся к наполовину заполненной таблице В основе записи формул лежат одни и те же правила, вспомним алфавиты 10ой, 2ой и 3ой СС. По аналогии заполним столбец для 3ой СС. Опираясь на первые три столбика таблицы, заполните четвертый. Используя только что полученные сможем решить нашу задачу? №1 Значение арифметического выражения: 920 + 360 – 5 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр «2» содержится в этой записи? (Ответ: 38) | Выполняют записи в тетрадях Работают с таблицами Заполняют таблицу, сверяют со слайдом да решают, один у доски | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами, развитие познавательной активности Л: формирование навыков решения задач К: выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой |
Групповая работа | 1группа Записывает формулы для 7ой СС и решает задачу №2 №2 Значение арифметического выражения: 497 + 721 – 7 – записали в системе счисления с основанием 7. Сколько цифр 6 содержится в этой записи? Ответ: 13 2 группа Записывает формулы для 5ой СС и решает задачу №3 №3 Значение арифметического выражения: 2594 + 5216 – 125 записали в системе счисления с основанием 5. Сколько цифр «4» в этой записи? Ответ: 185 | Учащиеся продолжают таблицу, решают задачу, оформляют ее на доске. | П: развитие познавательной активности Р.: контроль, коррекция, оценка |
Закрепление изученного (резервное задание) | №4 Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 4350 + 8340 – 2320 – 12? Ответ: 324 Рассмотрим какие имеются разновидности заданий по этой теме. | Выполняют задание. Садятся за компьютеры, выходят на сайт https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm | Р:умение использовать полученные знания на практике |
Подведение итогов. Рефлексия. | Демонстрация полученных таблиц. Посмотрим на экран и подведем итоги урока: Какая была тема урока? Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? Вам удалось достичь цели? Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите. -Перед вами лесенка успеха. Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно, вторая ступенька поняли материал, но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось. -Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам. -Хорошо ребята -Оценки за урок получили… -Спасибо за урок. -До новых встреч! | Демонстрируют результаты работы, выполняют взаимопроверку и оценивание. Сложение и вычитание степеней числа 3 и выше Да Высказывают свое мнение. Рефлексия деятельности Прощаются с учителем | Р: формирование осознанного подхода к оценке деятельности. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
Домашнее задание | Теоретическое: Выучить формулы. Практическое: https://kpolyakov.spb.ru/school/ege/gen.php?action=viewAllEgeNo&egeId=14&cat60=on №6637, 5741 | Записывают домашнее задание. |