СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии в 9 классе. Железо.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Разработка урока соответствует современным фгосам. Содержит технологии проблемного изучения, компетентно-ориентированные задания, интерактивные технологии, здоровья сбережения.

Цель: формирование знаний и умений:

Образовательная: рассматривать положение химического элемента железа в периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома, биологическую роль железа, понимать химические и физические свойства простого вещества - железа.

Развивающая: привитие навыков составления уравнений химических реакций, логически мыслить, совершенствования умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций, гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну, воспитанию экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии в 9 классе. Железо.»

Технологическая карта урока: Железо и его соединения. 1й урок.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ село Елабуга

Должность

учитель химии

Предмет

химия

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок по теме: «Железо и его соединения» урок № 14 в теме 2. «Металлы».

Базовый учебник 

О.С. Габриолян. Химия 9 класс

Цель: формирование знаний и умений:

Образовательная: рассматривать положение химического элемента железа в периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома, биологическую роль железа, понимать химические и физические свойства простого вещества - железа.

Развивающая: привитие навыков составления уравнений химических реакций, логически мыслить, совершенствования умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций, гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну, воспитанию экологической культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: знать физические и химические свойства железа,  применение; уметь характеризовать железо по ее положению в ПСХЭ, составлять электронную формулу железа, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные: умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные: уметь формулировать гипотезы, анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения химической информации.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Этап

Мин.

УУД

Деятельность

Элементы технологий

учителя

учащихся

1

Организационный (2 мин).


Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.


Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.


2.

Мотивация и целеполагание (3 мин).

Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные:

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Учитель держит в руках железный гвоздь и рассказывает случай из истории:

- знаменитый мореплаватель Джеймс Кук в одном из своих первых путешествий подарил Это жителям туземцам, которые с недоумением вертели его в своих руках, а затем, посовещавшись с верховным жрецом – закопали. Англичане недоумевали. Туземцы объяснили, что гвозди прорастут и дадут много таких бананов, с помощью которых их племя победит. А однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь получить целую свинью.

О чем пойдет речь на уроке?

Какие цели и задачи надо решить на уроке?

Сегодня мы составим паспорт элемента побочной группы- железо.

Давайте составим название страниц в паспорте:

  1. Визитная. Железо как химический элемент. (Строение атома, степени окисления)

  2. Историческая. История открытия железа

  3. Физическая и Химическая. Железо как простое вещество (аллотропия, физические и химические свойства,

  4. Промышленная (получение в промышленности).

  5. Биологическая. Значение железа.

Ученики предлагают тему урока: «Железо и его соединения».

Формируют цель, задачи,

составляют план по ее изучению.

Проблемное изучение

3.

Актуализация знаний (5 мин)



Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом.

Какой металл и его соединения, мы изучали на предыдущих уроках?

Проверим на сколько усвоили материал, выполнив интерактивный тренажер: http://fcior.edu.ru/card/4300/trenazher-svoystva-oksida-i-gidroksida-alyuminiya.html




Интерактивное упражнение



4.

Физкультминутка


Предлагает выполнить физические упражнения https://www.youtube.com/watch?v=X7MdekvnrBk

Выполняют физические упражнения

Здоровья сберегающие

5.

Усвоение новых знаний (20 мин)


Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Познавательные:

постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Решить задачи предлагает с помощью информационного ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html

После ознакомления заполняют паспорт: Железо и его соединения. (Раздается на каждого. Приложение 1, 2)

  1. Знакомятся с ЭОР.

  2. Самостоятельно работают группах, заполняют паспорт: железо и его соединения.









Активно освоение – самостоятельная работа в парах.


6.

Закрепление знаний (7мин)

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия.

Предлагает закрепить знания , выполнив интерактивный тренажер: http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html

Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.


Интерактивное обучение

7.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания:

1 уровень: (п. ,упр.)

2 уровень: мини сочинение о железе или сказку: металл- труженик, в споре рождается истина (сравнивая алюминий и железо).

3 уровень: тест «Продолжи фразу…»


Ученики выбирают задания по уровням



8.

Подведение итогов (2мин)

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Вспомните, страницы паспорта железа. Тема, цель урока достигнута?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Делают вывод о строении и свойствах атома железа, о физических и химических свойствах, значении.



9.

Рефлексия (2мин)

Личностные: выполнение корригирующей самооценки, формирование само уважительного отношения к себе.

Учитель предлагает заполнить таблицу (задание 5)

Спасибо за работу на уроке. Вы замечательно работали. До свидания.


Учащиеся заполняют таблицу «Знал, узнал нового, смог..»

Техника «Квадрата»

Ссылки использованных ресурсов:

1. http://fcior.edu.ru/card/4300/trenazher-svoystva-oksida-i-gidroksida-alyuminiya.html

2. https://www.youtube.com/watch?v=X7MdekvnrBk

4. http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html

3. http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html


Приложение 1. Паспорт: Железо и его соединения.

Первая страница. Визитка.

Положение в периодической системе.

4 период, VIIIВ группа

Строение атома.



Степень окисления.

+2, +3, +6, +8

Элек. формула атома Fe

…3s23p63d64s2

Элек. формула иона Fe2+

…3s23p63d64s0

Элек. формула иона Fe3+

…3s23p63d54s0

Историческая. (когда стало известно о железе и какое было происхождение?)

Метеоритное, древняя Греция.

Физическая страница. Fe–простое вещество:

Аллотропия

α , γ, δ;

Физические св-ва.


ρ =7,874 г/см3 серебристо-белый металл с хорошей тепло- и электропроводностью, легко намагничивается и размагничивается. Чистое железо – мягкий металл, ножом сделанный из него не обстругаешь деревянную палочку. Поэтому в технике используют сплавы.

Тпл. = 1539 0С

Ткип.= 2750 0С

Химическая страница.

А) С простыми веществами (окислителями)

3Fe+2O2 = Fe3O4(FeO•Fe2O3), 2Fe+3CI2 = 2FeCI3, 4Fe+N2 = 2Fe2N

Fe + S = FeS, 3Fe + C = Fe3C

Б) С водой

3Fe+4H2O = 4H2↑+Fe3O4; 4Fe+ 4H2O+ 3O2 = 4Fe(OH)3рж.

В) С кислотами



Холодные концентрированные

H2SO4 и HNO3

пассивируют железо

Fe + 2HCl = FeCl2+ H2↑,

Fe + H2SO4разб. =

Fe + H2SO4разб. = FeSO4 + H2↑,

t0

2Fe + 6H2SO4конц. = Fe2(SO4)3 = 3SO2↑ + 6H2O

Fe + 6HNO3конц. = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O

Fe + 4HNO3разб. = Fe(NO3)3 + NO↑ + 2H2O

10Fe + 36HNO3очень разб. =10 Fe(NO3)3 + 3N2↑ + 18H2O

Г) Со сложными окислителями

2Fe+K2Cr2O7+7H2SO4 = Fe2(SO4)3+ Cr2(SO4)3+ K2SO4+ 7H2О

Д) Со щелочами


Fe + 2 NaOH + 2H2O= Na2[Fe(OH)4] + H2↑

4Fe + 20 NaOH + 6 H2O + 3O2 = 4Na5[Fe(OH)8]

Е) С солями (см. электрохимический ряд напряжений металлов)

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

Промышленная страница. Получение железа в промышленности.

Способы получения

1. Прямое восстановление 5. Мартеновский

2. Карбонильный 6. Конверторный

3. Кричный 7. Электротермический

4. Доменный 8. Термитный

Уравнения реакций

1. 3Fe2O3 + CO = CO2↑ + 2 Fe3O4 2. Fe3O4+ CO = CO2↑ + 3 FeO 3. FeO+ CO = CO2↑ + Fe

Биологическая страница. Значение в организме. Изучите источник информации (приложение 2)

Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла « ..на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, так как лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер». Какой же металл играет огромную роль не только в техническом прогрессе, но и важен с биологической точки зрения?

При недостатке железа в организма развивается: хлороз у растений и анемия у животных


Географическая страница. Железо и его соединения в природе.

руда гематит, Fe2O3 ; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe), бурые железняки (руда лимонит Fe2O3· nH2O),пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа)


Практическая станция. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме».


Соединения с Fe2+

Соединения с Fe3+

Применение

Формула оксида

FeO

Fe3O4


Хим. свойства оксида:

1. Разложение

2. С кислотами


3. Со щелочами.



4. С восстановителями.

5. С окислителями

t0

1. FeO =


2. FeO + H2SO4=

сплавление

3. FeO + NaOH=


4. FeO + C =

FeO + H2 =

5. FeO + HNO3конц. =

FeO +O2=


1. --


2. Fe2O3 + H2SO4=

сплавление

3. Fe2O3 + NaOH=

4. Fe2O3 +3H2=


5. --



Формула гидроксида и его характер

Основные свойства

Амфотерные свойства с преобладанием основных свойств


Химические св-ва гидроксида

1. разложения.

2. с кислотами.


3. со щелочами.


4. с окислителями.

t

1. Fe(OH)2=


2. Fe(OH)2+ НСl =


3. Fe(OH)2 + NaOH=

4. 4Fe(OH)2+O2+ H2O=

t

1. 2Fe(OH)3 =


2. Fe(OH)3+3HCl =


3. Fe(OH)3+ NaOH =



Соли

Хим. свойства

(Расставьте коэффициенты методом элек-го б.)

Восстановительные свойства Fe2+

FeCl2+Cl2=


FeSO4 + KMnO4 + H2SO4=


Окислительные свойства Fe3+

FeCl3 + Fe =

FeCl3 + Cu =

FeCl3 + H2S=

FeCl3 + KJ =


Качественная реакция

1. FeCl2+ K3[Fe(CN)6]=синий осадок


1. FeCl3+ K4[Fe(CN)6]=синий осадок

FeCl3+ KCNS =красный раствор



Станция контрольная. Соотнести.

  1. Fe + Cl2

А. Fe2(SO4)3 + S O2 + H2O

t

  1. Fe + O2

Б. FeCl2 + H2

  1. Fe+р. HCl →

В. Fe3O4+ H2

t

  1. Fe + к.H2SO4

Г. FeSO4 + H2

  1. Fe+ р.H2SO4

Д. FeCl3

  1. Fe+ H2O (пар)→

Е. Fe3O4

Ж. FeCl3 + H2

З. FeO + H2

И. FeS + SO2 + H2O


Приложение 2.

Доля железа в организме человека 0,005-0,006% от общей массы тела. Зная массу своего тела, вычислите массу железа в вашем организме.

Ответ. Например, масса тела 60 кг: m(Fe) = 60 кг • 0,005 : 100% = 0, 003кг(3г). Делаем вывод: в организме человека содержится 3-4,5г.

Недостаток железа проявляется как болезнь организма (хлороз у растений и анемия у животных). Симптомы анемии: бледность, повышенная утомляемость и слабость, обмороки, одышка, учащенное сердцебиение.

Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсическое действие. Избыточное поступление железа с пищей способствует выведению из организма фосфора. Ценность пищевых продуктов, как источника железа, зависит не только от его содержания, но и от степени усвоения организмом. С учетом этого лучшими источниками железа являются продукты которые дают организму 6-28 мг железа. На второе место поставим продукты, среди которых яблоко, они дают организму 2-6 мг железа и на третьем месте продукты, среди которых морковь (1 -2 мг). В целом из смешанного рациона питания, состоящего из животных и растительных продуктов, всасывается около 10-15 % железа. Всасыванию железа способствуют аскорбиновая, янтарная, лимонная кислоты, фруктоза. Они содержатся в ягодах и фруктах, а также в их соках. Ухудшает всасывание железа чай и кофе. При недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия.

ПРОДУКТЫ

СОДЕРЖАНИЕ Fе,

мг/ 100 г

ПРОДУКТЫ

СОДЕРЖАНИЕ Fе, мг/ 100 г

Молоко

0,07

Яблоко

2,2

Апельсиновый сок

0,3

Груша

2,3

Яблочный сок

0,3

Яйцо

2,5

Творог

0,5

Говядина

3,0

Гранатовый сок

1,0

Хлебные изделия

3,0

Редис

1,0

Шоколад

3,5

Сельдь

1,0

Гречиха

8,3

Сок шиповника

1,4

Какао-порошок

14,8

Мясо курицы

1,6

Соя

15,0

Тунец

2,0

Халва тахинная

26,0

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!