Технологическая карта урока: Железо и его соединения. 1й урок.
ФИО | Лапина Оксана Викторовна |
Место работы | МБОУ СОШ село Елабуга |
Должность | учитель химии |
Предмет | химия |
Класс | 9 |
Тема и номер урока в теме | урок по теме: «Железо и его соединения» урок № 14 в теме 2. «Металлы». |
Базовый учебник | О.С. Габриолян. Химия 9 класс |
Цель: формирование знаний и умений:
Образовательная: рассматривать положение химического элемента железа в периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома, биологическую роль железа, понимать химические и физические свойства простого вещества - железа.
Развивающая: привитие навыков составления уравнений химических реакций, логически мыслить, совершенствования умения доказывать, сравнивать.
Воспитательная: повышение интереса к предмету, воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций, гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну, воспитанию экологической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: знать физические и химические свойства железа, применение; уметь характеризовать железо по ее положению в ПСХЭ, составлять электронную формулу железа, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.
Личностные: умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения
Метапредметные: уметь формулировать гипотезы, анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения химической информации.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
№ | Этап Мин. | УУД | Деятельность | Элементы технологий |
учителя | учащихся |
1 | Организационный (2 мин). | Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. | |
2. | Мотивация и целеполагание (3 мин). | Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные: формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Учитель держит в руках железный гвоздь и рассказывает случай из истории: - знаменитый мореплаватель Джеймс Кук в одном из своих первых путешествий подарил Это жителям туземцам, которые с недоумением вертели его в своих руках, а затем, посовещавшись с верховным жрецом – закопали. Англичане недоумевали. Туземцы объяснили, что гвозди прорастут и дадут много таких бананов, с помощью которых их племя победит. А однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь получить целую свинью. О чем пойдет речь на уроке? Какие цели и задачи надо решить на уроке? Сегодня мы составим паспорт элемента побочной группы- железо. Давайте составим название страниц в паспорте: Визитная. Железо как химический элемент. (Строение атома, степени окисления) Историческая. История открытия железа Физическая и Химическая. Железо как простое вещество (аллотропия, физические и химические свойства, Промышленная (получение в промышленности). Биологическая. Значение железа. | Ученики предлагают тему урока: «Железо и его соединения». Формируют цель, задачи, составляют план по ее изучению. | Проблемное изучение |
3. | Актуализация знаний (5 мин) | Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом. | Какой металл и его соединения, мы изучали на предыдущих уроках? Проверим на сколько усвоили материал, выполнив интерактивный тренажер: http://fcior.edu.ru/card/4300/trenazher-svoystva-oksida-i-gidroksida-alyuminiya.html | | Интерактивное упражнение |
4. | Физкультминутка | | Предлагает выполнить физические упражнения https://www.youtube.com/watch?v=X7MdekvnrBk | Выполняют физические упражнения | Здоровья сберегающие |
5. | Усвоение новых знаний (20 мин) | Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению Познавательные: постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Решить задачи предлагает с помощью информационного ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html После ознакомления заполняют паспорт: Железо и его соединения. (Раздается на каждого. Приложение 1, 2) | Знакомятся с ЭОР. Самостоятельно работают группах, заполняют паспорт: железо и его соединения. | Активно освоение – самостоятельная работа в парах. |
6. | Закрепление знаний (7мин) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия. | Предлагает закрепить знания , выполнив интерактивный тренажер: http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html | Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. | Интерактивное обучение |
7. | Информация о домашнем задании (2 мин) | Личностные: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению | Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания: 1 уровень: (п. ,упр.) 2 уровень: мини сочинение о железе или сказку: металл- труженик, в споре рождается истина (сравнивая алюминий и железо). 3 уровень: тест «Продолжи фразу…» | Ученики выбирают задания по уровням | |
8. | Подведение итогов (2мин) | Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Вспомните, страницы паспорта железа. Тема, цель урока достигнута? Учитель оценивает работу учащихся на уроке | Делают вывод о строении и свойствах атома железа, о физических и химических свойствах, значении. | |
9. | Рефлексия (2мин) | Личностные: выполнение корригирующей самооценки, формирование само уважительного отношения к себе. | Учитель предлагает заполнить таблицу (задание 5) Спасибо за работу на уроке. Вы замечательно работали. До свидания. | Учащиеся заполняют таблицу «Знал, узнал нового, смог..» | Техника «Квадрата» |
Ссылки использованных ресурсов:
1. http://fcior.edu.ru/card/4300/trenazher-svoystva-oksida-i-gidroksida-alyuminiya.html
2. https://www.youtube.com/watch?v=X7MdekvnrBk
4. http://fcior.edu.ru/card/26775/zhelezo-istoriya-otkrytiya-svoystva-primenenie.html
3. http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html
Приложение 1. Паспорт: Железо и его соединения.
Первая страница. Визитка. |
Положение в периодической системе. | 4 период, VIIIВ группа |
Строение атома. | |
Степень окисления. | +2, +3, +6, +8 |
Элек. формула атома Fe | …3s23p63d64s2 |
Элек. формула иона Fe2+ | …3s23p63d64s0 |
Элек. формула иона Fe3+ | …3s23p63d54s0 |
Историческая. (когда стало известно о железе и какое было происхождение?) |
Метеоритное, древняя Греция. |
Физическая страница. Fe–простое вещество: |
Аллотропия | α , γ, δ; |
Физические св-ва. | ρ =7,874 г/см3 серебристо-белый металл с хорошей тепло- и электропроводностью, легко намагничивается и размагничивается. Чистое железо – мягкий металл, ножом сделанный из него не обстругаешь деревянную палочку. Поэтому в технике используют сплавы. Тпл. = 1539 0С Ткип.= 2750 0С |
Химическая страница. |
А) С простыми веществами (окислителями) | 3Fe+2O2 = Fe3O4(FeO•Fe2O3), 2Fe+3CI2 = 2FeCI3, 4Fe+N2 = 2Fe2N Fe + S = FeS, 3Fe + C = Fe3C |
Б) С водой | 3Fe+4H2O = 4H2↑+Fe3O4; 4Fe+ 4H2O+ 3O2 = 4Fe(OH)3рж. |
В) С кислотами Холодные концентрированные H2SO4 и HNO3 пассивируют железо | Fe + 2HCl = FeCl2+ H2↑, Fe + H2SO4разб. = |
Fe + H2SO4разб. = FeSO4 + H2↑, t0 2Fe + 6H2SO4конц. = Fe2(SO4)3 = 3SO2↑ + 6H2O |
Fe + 6HNO3конц. = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O Fe + 4HNO3разб. = Fe(NO3)3 + NO↑ + 2H2O 10Fe + 36HNO3очень разб. =10 Fe(NO3)3 + 3N2↑ + 18H2O |
Г) Со сложными окислителями | 2Fe+K2Cr2O7+7H2SO4 = Fe2(SO4)3+ Cr2(SO4)3+ K2SO4+ 7H2О |
Д) Со щелочами | Fe + 2 NaOH + 2H2O= Na2[Fe(OH)4] + H2↑ 4Fe + 20 NaOH + 6 H2O + 3O2 = 4Na5[Fe(OH)8] |
Е) С солями (см. электрохимический ряд напряжений металлов) | Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 |
Промышленная страница. Получение железа в промышленности. |
Способы получения | 1. Прямое восстановление 5. Мартеновский 2. Карбонильный 6. Конверторный 3. Кричный 7. Электротермический 4. Доменный 8. Термитный |
Уравнения реакций | 1. 3Fe2O3 + CO = CO2↑ + 2 Fe3O4 2. Fe3O4+ CO = CO2↑ + 3 FeO 3. FeO+ CO = CO2↑ + Fe |
Биологическая страница. Значение в организме. Изучите источник информации (приложение 2) |
Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла « ..на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, так как лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер». Какой же металл играет огромную роль не только в техническом прогрессе, но и важен с биологической точки зрения? При недостатке железа в организма развивается: хлороз у растений и анемия у животных |
Географическая страница. Железо и его соединения в природе. |
руда гематит, Fe2O3 ; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe), бурые железняки (руда лимонит Fe2O3· nH2O),пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа) |
Практическая станция. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме». |
| Соединения с Fe2+ | Соединения с Fe3+ | Применение |
Формула оксида | FeO | Fe3O4 | |
Хим. свойства оксида: 1. Разложение 2. С кислотами 3. Со щелочами. 4. С восстановителями. 5. С окислителями | t0 1. FeO = 2. FeO + H2SO4= сплавление 3. FeO + NaOH= 4. FeO + C = FeO + H2 = 5. FeO + HNO3конц. = FeO +O2= | 1. -- 2. Fe2O3 + H2SO4= сплавление 3. Fe2O3 + NaOH= 4. Fe2O3 +3H2= 5. -- | |
Формула гидроксида и его характер | Основные свойства | Амфотерные свойства с преобладанием основных свойств | |
Химические св-ва гидроксида 1. разложения. 2. с кислотами. 3. со щелочами. 4. с окислителями. | t 1. Fe(OH)2= 2. Fe(OH)2+ НСl = 3. Fe(OH)2 + NaOH= 4. 4Fe(OH)2+O2+ H2O= | t 1. 2Fe(OH)3 = 2. Fe(OH)3+3HCl = 3. Fe(OH)3+ NaOH = | |
Соли Хим. свойства (Расставьте коэффициенты методом элек-го б.) | Восстановительные свойства Fe2+ FeCl2+Cl2= FeSO4 + KMnO4 + H2SO4= | Окислительные свойства Fe3+ FeCl3 + Fe = FeCl3 + Cu = FeCl3 + H2S= FeCl3 + KJ = | |
Качественная реакция | 1. FeCl2+ K3[Fe(CN)6]=синий осадок | 1. FeCl3+ K4[Fe(CN)6]=синий осадок FeCl3+ KCNS =красный раствор | |
Станция контрольная. Соотнести. |
Fe + Cl2→ | А. Fe2(SO4)3 + S O2 + H2O |
t Fe + O2 → | Б. FeCl2 + H2 |
Fe+р. HCl → | В. Fe3O4+ H2 |
t Fe + к.H2SO4→ | Г. FeSO4 + H2 |
Fe+ р.H2SO4 → | Д. FeCl3 |
Fe+ H2O (пар)→ | Е. Fe3O4 |
Ж. FeCl3 + H2 |
З. FeO + H2 |
И. FeS + SO2 + H2O |
Приложение 2.
Доля железа в организме человека 0,005-0,006% от общей массы тела. Зная массу своего тела, вычислите массу железа в вашем организме.
Ответ. Например, масса тела 60 кг: m(Fe) = 60 кг • 0,005 : 100% = 0, 003кг(3г). Делаем вывод: в организме человека содержится 3-4,5г.
Недостаток железа проявляется как болезнь организма (хлороз у растений и анемия у животных). Симптомы анемии: бледность, повышенная утомляемость и слабость, обмороки, одышка, учащенное сердцебиение.
Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсическое действие. Избыточное поступление железа с пищей способствует выведению из организма фосфора. Ценность пищевых продуктов, как источника железа, зависит не только от его содержания, но и от степени усвоения организмом. С учетом этого лучшими источниками железа являются продукты которые дают организму 6-28 мг железа. На второе место поставим продукты, среди которых яблоко, они дают организму 2-6 мг железа и на третьем месте продукты, среди которых морковь (1 -2 мг). В целом из смешанного рациона питания, состоящего из животных и растительных продуктов, всасывается около 10-15 % железа. Всасыванию железа способствуют аскорбиновая, янтарная, лимонная кислоты, фруктоза. Они содержатся в ягодах и фруктах, а также в их соках. Ухудшает всасывание железа чай и кофе. При недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия.
ПРОДУКТЫ | СОДЕРЖАНИЕ Fе, мг/ 100 г | ПРОДУКТЫ | СОДЕРЖАНИЕ Fе, мг/ 100 г |
Молоко | 0,07 | Яблоко | 2,2 |
Апельсиновый сок | 0,3 | Груша | 2,3 |
Яблочный сок | 0,3 | Яйцо | 2,5 |
Творог | 0,5 | Говядина | 3,0 |
Гранатовый сок | 1,0 | Хлебные изделия | 3,0 |
Редис | 1,0 | Шоколад | 3,5 |
Сельдь | 1,0 | Гречиха | 8,3 |
Сок шиповника | 1,4 | Какао-порошок | 14,8 |
Мясо курицы | 1,6 | Соя | 15,0 |
Тунец | 2,0 | Халва тахинная | 26,0 |
Тест “Порядок ли у вас с железом”.
На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.
1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?
2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?
3. Теряли ли вы в последнее время много крови?
4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?
5. Вы редко или совсем не едите мясо?
6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?
7. Вы едите мало овощей?
Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.