СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по кубановедению "Народные промыслы и ремесла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

бьтимсчяфйцукенгшщзхжюбьтимсчывапролдждюбьтимсчвкенгшлотимапенгшлорим

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по кубановедению "Народные промыслы и ремесла"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





ПРОВЕРИЛ

+Руководитель практики

________/_________/

Учитель

________/_________/

«___»_________20___г

Технологическая карта

урока

тема: «Народные ремесла и промыслы на Кубани»













Выполнила студентка:

Ш-41 группы

Склюева Татьяна





Ейск,2018

Класс 4

Тема: Народные ремёсла и промыслы на Кубани»

Цель урока: познакомить учащихся с народными ремёслами и промыслами, распространёнными на Кубани.

Задачи:

Обучающие: научить различать понятия «ремёсла» и «промыслы».

Развивать: развивать интерес у детей к народному прикладному искусству.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю.

УУД

Личностные: формирование активной жизненной позиции, приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к труду народных умельцев.

Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделяют и формулируют, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения.

Познавательные: развивать у младших школьников навыки исследовательской работы; используют доступные способы изучения истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе, развивать умение составлять связный устный рассказ, с уважением относятся к России, родному краю, к своей семье, истории, культуре; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.







Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Здраствуйте!Начать урок я хочу с поэтической минутки

Приветствие учителя

Лличностные

2

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии


Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

 Как вы думаете, ребята, что хотел автор сказать своим стихотворением?




















Ответы детей

Регулятивные






3 Выявление места и причины затруднения

Работа с пословицами (слайд 1)

Чтение пословиц, их толкование.

- Какой темой можно объединить их?

Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

Без ремесла - как без рук.






темой труда, хорошей работы

Коммуникативные

4 Построение проекта выхода из затруднения


Умному человеку и семидесяти ремесел мало.

По ремеслу и промысел.


Ремеслу всегда надо учиться. 


Коммуникативные

5

Реализация построенного проекта выхода из затруднений


- Большая часть казаков в конце 18 века попала на Кубань. И привезли они с собой не только своих детей, домашний скарб, но и свои навыки и умения, а самое главное, свои сильные, добрые и трудолюбивые руки. Им нужно было обустраиваться на новом месте, питаться, одеваться, защищаться от врагов. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Поэтому в каждой казачьей семье на Кубани знали и ремесло, и промысел. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами. - Кто попробует назвать тему нашего урока?

Чему мы должны сегодня научиться и что узнать на уроке?

Словарная работа  (слайд 2 - 3)

Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом.

Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
















Дети помощью учителя называют тему урока

Мы должны уметь отличать ремесло от промысла

Познавательные

Регулятивные

Личностные

6 Первичное закрепление нового знания

 (слайд 4) Да сегодня мы поговорим с вами о ремеслах, узнаем, чем занимались наши предки. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

(слайд 5) Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.



Коммуникативные

Регулятивные

7самостоятельная работа и проверка по эталону

 Итак, давайте разграничим понятия ремесло и промысел: работа по карточкам (взаимопроверка).


Работа по карточкам

взаимопроверка

Познавательные

Коммуникативные

8включение в систему знаний и умений

- Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам  - ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. (слайд 6) У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом.                                

Давайте заглянем в ремесленные цеха. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.                         Не боги горшки обжигают.    

Куй железо, пока горячо.      

Не игла шьёт, а руки.          

    Не бравшись за топор, избы не срубишь.        

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.     

- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.

На каждой парте для каждого ученика лежит набор картинок с предметами. Как только вы услышите название ремесла: ваша задача записать это ремесло в тетрадь и рядом наклеить соответствующую картинку:

        (слайд 7) Как вы думаете, что находится за этой дверью? Правильно, здесь расположен гончарный цех. Давайте заглянем…Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: миски, горшки, макитры, кувшины. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовалось умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд.

- Итак, идем дальше. (слайд 8) Мы попали в … ткацкий цех.

 Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7 - 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы – ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки – бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих, но и специально для продажи. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской и др. Постепенно домашний холст вытеснялся  фабричными хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Но и до сих пор многие женщины, станичные и городские, умеют ткать холст, вязать на спицах носки, чулки, варежки.

- Итак, мы отправляемся дальше. Кто из ремесленников здесь работает?

Это цех кузнечного ремесла. (слайд 9)

Ребята, а вы знаете, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Умение ковать своих коней, оружие  и прежде всего всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась – «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.        

 -А в этом цехе трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева (слайд 10). Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

(слайд 11) Следующий ремесленник занимается редким делом - это лозоплетение.

Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян... На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

(слайд 12) Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.

В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.

 Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани.

Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.





















Гончар

Кузнец


Портной, швея.

Плотник.

Пахарь,

хлебороб.






Личностные

Коммуникативные

9Рефлексия

 Ребята, чему вы учились на уроке? Нравится ли вам выполнять творческую работу самостоятельно? Почему? Кто такие ремесленники? Какие промыслы и ремёсла распространены на Кубани?

Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали, чем занимались кубанские умельцы. Это наша история, мы должны знать прошлое нашей малой родины. Ведь без прошлого нет настоящего и нет будущего.

Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…Ребята, я думаю, что не важно, какую профессию вы выберете в будущем. Главное – быть человеком!



Личностные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!