СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе. Обучение анализу стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе в 5 классе»

Технологическая карта урока № 85

Дата:__________

Класс: 5

Предмет: Литература

Учитель: Максимова С.В.

Тема. Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе. Обучение анализу стихотворения.

Цель: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;



Задачи:

а) обучать художественному анализу лирического произведения; учить выявлять мысли, чувства лирического героя, сравнивать лирические образы: Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка»

б) развивать критическое мышление; развивать коммуникативные навыки

в) воспитывать любовь к литературе, к природе;

Предметные УУД: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.



Метапредметные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Урок общеметодической направленности

Основные понятия: пейзажная лирика, лирический герой, лирика





Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте!, Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь.




Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


регулятивные: саморегуляция

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания

регулятивные УУД: целеполагание

Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прочитать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева. Давайте определим тему урока в тетради.

Проблемный вопрос:

Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

А у вас есть желание узнать о чем писал Д. Кедрин???

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

А цель?

Пейзажная лирика Д. Кедрина «Алёнушка»

Будем работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;

(Запись темы урока.)

Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

(Одинаково называются)

Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

Скажем про себя несколько раз:

Подготовка речевого аппарата к говорению



Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.





Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.



Формулируют предполагаемую тему занятия, цель

Стихотворения Ф.И. Тютчева.

Записывают тему урока в тетрадь.




3. Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.




регулятивные: саморегуляция

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания

регулятивные УУД: целеполагание

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе  отмечены стихи, написанные Д. Кедриным «Алёнушка» и А. Прокофьевым «Алёнушка». Познакомимся с этмми стихотворениями .Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова:

Чтение стихотворения вполголоса, определение темы.

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

– Прошла пора зимы.

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли).

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.

Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)








Дети слушают стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику.















Выясняют непонятные словав



Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физ.минутка.

Выполняется физминутка






Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с текстом стихотворения



























личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа в парах

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

(Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина - туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)

Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

(В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

(Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

(Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери).



Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя





Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение.



Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)































Чтение друг другу ( в парах)










Слушание выразительного чтения учеников.




– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?



Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

Вопросы к чтецам:

  • Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?

  • Что получилось?

  • Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?











Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя







Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения








личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Формулирование выводов:

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?

  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)

  3. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

6. Домашнее задание:

Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложе









Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление).



Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный






Этап 6. Подведение итогов урока

Самооценка


Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Вывод записать в тетрадь





Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.



Домашнее задание


Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложение 1)


Запись задания в дневники.



7.Рефлексия


регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением??? Покажите смайлики…Перед вами картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. А сейчас здесь распустятся цветочки

- сиреневые – урок очень понравился

- желтые – урок не понравился

- белые – я остался равнодушным!!!!



Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)

































1 карточка.

Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

 








 

2 карточка (а)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

 








 

2 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

Что вы видите? Какую картину представляете?

Какое чувство, настроение рождается у читателя?

 








 

3 карточка (а)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

«Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа)

«Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа)

 








 

3 карточка (б)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?





4 карточка (а)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?





4 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?



4 карточка (в)

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

«Алёнушка» Д. Кедрина

«Алёнушка» А. Прокофьева

 








 

5 карточка

Какова Алёнушка?

У Д. Кедрина

У А. Прокофьева

Общее




Различия






Различия

(Дети обсуждают 5 минут.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!