СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению, 4 класс, на тему «В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению, 4 класс, на тему «В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»»»


Технологическая карта урока литературного чтения

Гесс Дианы Владимировны

Класс: 4 «А»

Тема: «В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»».

Цель урока: знакомство учащихся со стихотворениями В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

Тип урока: урок освоения новых знаний способов действий (изучение нового материала)

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

-умение анализировать свою работу;

- умение оценивать не свою работу по заданным критериям;

- умение моделировать обложку.

- умение различать рифмы, строфы, находить в тексте эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнение.


ПУУД:

-овладеть основами смыслового восприятия художественных текстов;

-формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать.

КУУД:

-планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-аргументировать свое мнение и позиции;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

РУУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

-воспринимать литературу как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир;


Оборудование: учебник, слайдовая презентация, аудиозапись, раздаточный материал.

Ход урока

Структурные

компоненты урока




Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые результаты

Способы проверки и критерии оценивания результатов

предметные

метапредметные

название

время

1.Мотивация к учебной деятельности.

1-2 мин

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь своему соседу по парте, пожелайте ему хорошего рабочего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошо поработать на уроке, открыть для себя что-то новое. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.


Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД)



2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

5-7 мин

- Ребята, с каким жанром вы познакомились на предыдущих уроках? (басня)

- Что такое басня? (Басня –это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей.).

- Сейчас вы поработаете в парах.

- У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соединить название произведения с его автором.

«Мартышка и очки» И. Хемницер

«Стрекоза и муравьи» И. Крылов

«Муха» Л. Толстой

«Кукушка» А. Измайлов

«Друзья» В.А. Жуковский

«Песня» И. Дмитриев

- Оцените.

- Молодцы. А какое из этих произведений вы ещё не изучали? (Произведение В.А. Жуковского «Песня»)

- Да, верно. Сегодня мы свами познакомимся с русским поэтом и другом А.С. Пушкина, Василием Александровичем Жуковским и его стихотворениями «Песня», «Ночь»

- Ребята, посмотрите, как мир вокруг прекрасен, украшен весенним золотом. Пышное лето вы тоже не успели забыть. А талантливые поэты с прекрасной душой воспевают эту красоту, дарят нам через свои стихотворения. И сегодня мы познакомимся с этой красотой

- Какую для себя цель вы поставите на уроке?


Строить логические цепи рассуждений, доказательств (ПУУД)


Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД)





















Оценочные знаки «+», «-«









3.Решение проблемы.

12 мин

- Что вы знаете о В.А. Жуковском?

- Какие произведения В.А. Жуковского вы изучали? (Жаворонок», «Птичка»). СЛАЙД 1

В А. Жуковский (1783-1852) – русский поэт, академик, переводчик, друг А.С. Пушкина. СЛАЙД 2 (биография)

Поэт рос и воспитывался в имении своего отца – помещика Бунина. Матерью В.А. Жуковского была турчанка Сальха. Фамилию и отчество поэт получил от крестного отца – Андрея Жуковского, бедного дворянина. Учился В.А. Жуковский в частном пансионате в Туле, а потом в Благородном пансионе при Московском университете, где он написал свои первые стихи. Жуковский любил свою Родину и В 1812 году он вступил в ряды ополчения и защищал Москву от войск Наполеона. Потом он был учителем русского престола Александра II.

Жуковский – автор множества стихотворений, поэм, баллад, сказок и переводов.

Сейчас мы прослушаем произведение В.А. Жуковского «Песня». (Включаю аудиозапись).

- Природу нужно слушать душевно. Закройте глаза сядьте правильно. (слушают аудио)

- Когда вы слушали, какую картину вы представили перед собой?

- Ребята, что такое песня? (небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения).

- А почему стихотворение называется «Песня»?

- Откройте 58 страницу и прочитайте творение поэта самостоятельно, про себя.

- Прочитайте стихотворения выразительно, с интонацией. Кто прочитает? (один из учеников читает стихотворение).

- Ребята, оцените по критериям:

1. Темп.

2. Выразительность.

3. Интонация.

4. Мелодичность.

- Что тебе помогло прочитать это стихотворение?

-Какой след в вашей душе оставило это стихотворение? Почему?

- Что вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Что означает «благодатны дни»?

Благодатны дни – радостные, доставляющие удовольствие. Благодать (упоительная красота, наполняющая душу прелестью мира)

- Все ли могут почувствовать благодатны дни? (Нет, только человек с прекрасной душой)

- Что означает слово «уповай»?

Уповай – верь и надейся.

- Из скольких строф состоит стихотворение? Стихотворение состоит из 4 строф. Строфа – (от греч. «оборот», кружение») это группа стихов с определенным расположением рифм общей рифмой.

- Равны ли строфы по количеству строк? (Нет, есть строфы по четыре строк, есть по пять). У вас есть у каждого имя, у этих четверостиший и пятистиший тоже есть имя, только пишется с маленькой буквы

- Четверостишие, оно носит имя катрен, пятистишия-квинтет, двустишия-дистих, трехстишия-терцет, шестистишия-секстина, семистишия-септима, восьмистишия-октава

Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Сонет – стихотворение, состоящее из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший.

- Кто прочитает первую строфу и начертит партитуру? (ученик читает)

- Почему автор считает, что скоро «настанут благодатны дни»? (Он верит в это, не бывает всегда всё плохо, бывает и хорошое)

- Почему он просит сердце отдохнуть? (сердце раньше было наполнено грустью, сейчас он хочет, чтобы оно расслабилось и отдохнуло)

- Прочитайте вторую строфу и составьте партитуру. Представьте её образно, какая возникла у вас картина? В каком словосочетании главная мысль? (счастье расцветёт), значит тема какая? (тема счастья)

- С чем сравнивается счастье? Найдите подтверждение во второй строфе. - Что означает «сердце будет ясно»? (Оно не будет мрачно, будет счастливо.)

- Чем является роза для поэта?

- Роза – это символ счастья для поэта. СЛАЙД 3

- Прочитайте 3 строфу и составьте партитуру.

- Почему автор заставляет сердце надеяться и верить (Он верит в это)

- Где же находится «лучший край»? (В раю)

- А что означают слова «жить, как в раю»? (радоваться жизни, быть счастливым.) С каким сердцем может почувствовать это человек? (добрым…..)



- В каких словах чувствуется надежда?

- Прочитайте 4 строфу, составьте партитуру.

- А почему автор в пример привел именно весну, а не лето? (потому что весна самая прекрасное время года)

- Что значит жизнь для нас иная? (другая, счастливая, долгая, вечная).

- Во что верит лирический герой стихотворения? Как говорит об этом? Прочитайте. (Он верит в лучшую жизнь. «Жизнь для нас иная розой расцветет», «нам обещают где-то лучший рай», «счастье расцветет».)

- Какие оттенки, цвета встречаются в стихотворении?



















- умение оценивать не свою работу по заданным критериям























- умение различать рифмы, строфы.

Структурировать знания (ПУУД)


 

Осознанно строить речевые высказывания (ПУУД)

 

Аргументировать свое мнение и позиции (КУУД)


Строить логические цепи рассуждений, доказательств (ПУУД)


Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД)


Структурировать знания (ПУУД)









































Очень хороший ответ! Спасибо!

4.Первичное закрепление.

10 мин

Физ. минутка

- Какие художественные средства использовал поэт в стихотворении? (Эпитеты: «вечно молодая весна», «зима ненастная», «роза прекрасная».

Олицетворения: «сердце, отдохни», «весна живет», «жизнь расцветет»).- Почему лирический герой советует сердцу отдохнуть? (Оно уставшее, пережило много тяжелых моментов.)

- Откройте рабочие тетради на с.30. Скажите мне, кто такой эрудит? Кого называют эрудитами? (человек, обладающий обширными познаниями)

Самостоятельно выполните задание 1,2. На работу вам 5 минут.

1 задание.

Точное слово

В каких словах поэта слышится надежда и вера в будущее? Подчеркните.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет;

Сердце будет ясно,

Розою прекрасной

Счастье расцветет.

2 задание.

Подберите синоним к слову. Запишите.

Уповай - __________________________

- Проверяем, кто нам прочитает 1 задание? (ученик читает)

- Кто не согласен, поднимите руку и оцените работу вашего ученика

- Если у вас всё правильно поставьте себе 1 балл, если нет, то 0 баллов.

- Кто прочитает 2 задание? (ученик отвечает) У кого ещё какие синонимы? Правильно ли синоним подобрал? Оцените.

- Сегодня мы ещё с вами познакомимся с одним стихотворением Жуковского «Ночь»

- Сейчас вы прослушаете профессиональное чтение стихотворения «Ночь». Вы следите по учебнику и подчеркиваете карандашом те слова, которые наиболее выделяются голосом для передачи выразительности.

(Учитель включает аудиозапись, а дети подчеркивают опорные слова для выразительного чтения, которое будет задано в качестве домашнего задания.)

- Ребята, посмотрите на стихотворение. А сколько же в нем строф?

- Я с вами не соглашусь. Вспомните определение слова «строфа». Строфы ОБЫЧНО отделяются друг от друга пробелами.

- О чем это нам говорит?

- Чтобы определить, сколько строф в стихотворении, необходимо проследить за рифмой, ритмом и смысловым единством. Прочитайте стихотворение самостоятельно и предположите, сколько в нем строф.

- Я больше соглашусь с теми, кто думает, что 4. Попробуем в этом убедиться.

- Читаем первую строфу и составляем партитуру.

- Какие слова непонятны?

утомившийся – усталый
багряный – насыщенный красный цвет
лазурный – светло-синий 
свод – видимая с Земли часть неба

- Какую картину описывает автор в этой строфе? Как представляет образ дня? Кто является героем в первой строфе? (день)

- Читаем вторую строфу и составляем партитуру.

- Какие слова непонятны?

эфир – в древнегреческой мифологии: верхний слой воздуха, местопребывание богов.
Геспер – божество вечерней звезды

- О чем говорится в этой строфе? Составьте партитуру. Кто герой во второй строфе? (ночь)

- Как поэт описывает ночь? Охарактеризуйте её.

- Читаем следующую строфу.

- Какие слова непонятны? 
забвенье – утрата памяти о чем-либо
фиал – целебный успокоительный напиток

- Кто герой? (лирический герой), а кто ещё? (сама ночь). Он приглашает ночь сойти, называет её небесной

- В этой строфе мы видим обращение лирического героя к ночи, как к живому существу. Что значит «волшебным покрывалом»?

- Какая просьба звучит в словах лирического героя?

- Читаем последнюю строфу и составляем партитуру.

- Какие слова непонятны?

миротворный – успокоительный, несущий с собой мир
усыпительное (пенье) – пение, которое усыпляет
томимый – подвергающийся мукам
матерь (устар.) - мама, мамочка

- Кто является героем в 4 строфе? (ночь и лирический герой)

- С кем поэт сравнивает ночь? Как называется этот художественный приём? (сравнение)

- Что хотел сказать автор в этой строфе?

- Из этого мы можем сделать вывод, что ночь особенным образом влияет на людей, так у лирического героя Жуковского она вызывала такие чувства, как: покой, умиротворение, исцеление.

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие строки стихотворения к ней подходят? Прочитайте. СЛАЙД 4





- находить в тексте эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения, сравнение.


























-умение анализировать свою работу.














Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (КУУД)






















Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(РУУД)




















Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(РУУД)


Правиль-но!

Молодец!

Очень хорошо!































Самопроверка.


Оценочные знаки «+», «-«

5.Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

10 мин

- В рабочей тетради на странице 31, выполните задание 1 и 2 самостоятельно.

- Перечитайте строфу. Укажите рифмующиеся строки. Запишите название такой рифмы.
Уже утомившийся день
Склонился в багряные воды,
Темнеют лазурные своды,
Прохладная стелется тень...

- Перечитайте строфу. С кем сравнивает ночь поэт? Подчеркните.

Своим миротворным явленьем.

Своим усыпительным пеньем.

Томимую душу тоской.

Как матерь дитя, успокой.

- Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте по СЛАЙДУ 5

- Если у вас всё правильно поставьте себе 1 балл, если нет, то 0 баллов.

-развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как чтение вслух, говорение (культура речевого общения);

Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД)

;




















Взаимопроверка.



Оценочные знаки «+», «-«

6. Информация о домашнем задании.

1

мин

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание - выучить стихотворение «Песня» на стр.58 наизусть к следующему уроку и выразительно прочитать стихотворение «Ночь»




7.Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

2-3 мин

– Что мы делали на сегодняшнем уроке? (Какое произведение изучали?)

- С какими стихотворениями познакомились?

-Кто его автор? А что вы запомнили из биографии автора?

Большое спасибо всем за урок. Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. До свидания!


Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (ПУУД)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!