1. 2. 3. 4. | Мотивационно- ориентировочный этап Поисковый этап Практический этап Рефлексивно-оценочный этап | 1.Приветствие. 2.Актуализация знаний. 1. Выполнение тестовых заданий по теме «Изучение морфемного состава слова в начальной школе». - Над какой темой завершили работу? - Предлагаю вам проверить свои знания по этой методической теме, выполнив тестовые задания. ( Даю на выполнение заданий 5-7 минут.) -Обменяйтесь работами и проверьте , как справились с тестом. Для этого воспользуйтесь ключом. (Слайд 1) -Оцените работу друг друга: работа выполнена без ошибок - «5»; в работе допущена одна ошибка - «4»; две-три ошибки - «3»; более трёх ошибок - «2». 3.Обобщение. -Сколько этапов включает система изучения морфемного состава слова? (4 этапа) -На каких принципах она основывается? 4. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач. -Чтобы узнать тему нашего урока, определите, о какой группе детей идёт речь. (Слайд 2) -Сформулируйте тему урока. (Слайд 3) -Эта тема новая или знакомая? -На какой вопрос хотите найти ответ как будущие учителя начальных классов? -Чтобы наша работа на уроке была успешной, сформулируйте задачи. (Слайд 4) -Наметим план нашей работы. (Слайд 5) 5.Сообщение обучающейся «Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития» - При организации работы над темой «Состав слова» необходимо учитывать особенности внимания, восприятия, памяти и мыслительной деятельности, которые свойственны детям с ЗПР. Послушаем короткое сообщение. - Пользуясь памяткой, оцените сообщение. 1.Выполнение групповых заданий по выявлению особенностей речи и познавательной деятельности детей с ЗПР. -Как известно, изучение морфемного состава пронизывает весь курс русского языка. Усвоение этого раздела требует от учащихся достаточно развитых речевых навыков и грамматических умений. Изучение морфемного состава слова находится в тесной связи с познавательными возможностями детей, развитием их словаря и мышления Обратимся к «Программно-методическим материалам» (с.26-27), чтобы выявить особенности речевого развития детей с ЗПР. Для этого разделимся на группы: 1-я группа устанавливает особенности речи, а 2 -я группа — особенности познавательной деятельности детей с ЗПР. Но прежде давайте вспомним правила работы в группах. Итак, что удалось установить первой группе? Второй группе? (Слайд 6) 2.Составление опорного конспекта в ходе смыслового чтения. Работа над многими грамматическими темами , и в том числе и над темой «Состав слова», носит корригирующий характер. -Каковы задачи коррекционной работы над морфемным составом слова? Обратимся к странице 28. (Слайд 7) При изучении морфемного состава важно соблюдение принципов преемственности и перспективности. Установим, сколько этапов включает работа над темой «Состав слова». ( Страница 29. Слайд 8 ) 3. Выполнение заданий в микрогруппах. -Познакомимся с рекомендациями по содержанию и технологии организации занятий по изучению морфемного состава на каждом из этапов. -Первая группа выявляет , какие коррекционно-пропедевтические упражнения организуются на первом этапе. (Слайд 9) -Вторая группа изучает материал по ознакомлению детей с ЗПР с понятием «однокоренные слова» . (Слайд 10) -Третья группа на основе изучения материалов страниц 34-36 разрабатывает (систематизирует) рекомендации по изучению понятий «корень», «приставка». -Четвёртая группа систематизирует рекомендации по изучению понятий «суффикс», «окончание». (Слайд 11) 4.Формулировка вывода. -Итак, основные коррекционные приёмы , применяемые при изучении морфемного состава слова, могут быть сведены к следующим: обратимся к слайдам. (Слайды 12, 13,14,15). 1. Анализ конспекта урока для 3 класса -Мы познакомились с методическими рекомендациями по организации работы при изучении морфемного состава слова с детьми с задержкой психического развития. Давайте обратимся к конспекту урока русского языка для 3 класса по теме «Части слова. Суффикс». -Какие коррекционные приёмы используются при изучении темы? 1.Итог урока. -Над какой темой работали? -На какой вопрос нашли ответ в ходе урока? -Какие коррекционные приёмы нужно применять при изучении морфемного состава слова, если в классе есть дети с задержкой психического развития? -Где вы будете использовать полученные знания? -Можно ли сказать словами Сухомлинского В. А., что сегодняшний урок был показателем вашего кругозора и эрудиции? 2.Рефлексия. -Выскажитесь о ваших впечатлениях ,закончив предложения. (У студентов карточки с незаконченными предложениями.) Мне понравилось на уроке, что я … Я ощущал себя на уроке … -Какие отметки каждый из вас сегодня получил? Ответ аргументируйте. После урока я задумаюсь о … 6. Задание на дом. С.26-41; разработать рекомендации по изучению морфемного состава слова с обучающимися с ЗПР. | Приветствуют преподавателя «Изучение темы «Состав слова» в начальной школе» Выполняют тестовые задания Осуществляют взаимопроверку работы, пользуясь ключом на слайде Оценивают работы с учётом допущенных ошибок 4 этапа Принципах перспективности, преемственности и последовательности О детях с ЗПР Частично знакомая, частично новая. Как изучать тему «Состав слова» с детьми с ЗПР Формулируют задачи урока По опорным словам определяют последовательность работы на уроке Слушают рассказ и оценивают выступление, пользуясь памяткой «Взаимное рецензирование ответа» Слушают преподавателя Распределяются на группы Вспоминают правила работы в группе, пользуясь памяткой Выполняют задания Сообщают информацию Слушают преподавателя Составляют опорный конспект Слушают преподавателя Получив задания, выполняют их в микрогруппах Знакомятся в парах с содержанием конспекта урока Описывают коррекционные приёмы, применяемые на уроке Отвечают на вопросы Высказывают свои мнения Высказывают свои впечатления об уроке Оценивают свою работу и аргументируют ответ Слушают рекомендации преподавателя | ОК.2Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество У: формулировать цели и задачи согласно заявленной теме ОК.06 Работать в коллективе и команде. У: участвовать в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу ОК.04. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество \ ОК.08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития У: анализировать практическую работу согласно определяемым критериям, рефлексировать собственные результаты; высказывать и обосновывать собственную позицию. У: воспринимать анализ выполнения практической работы, делать выводы об общей подготовке группы, рефлексировать собственную учебную деятельность ОК.08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития У: участвовать в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу |