2. | Актуализация знаний. (5 минут) | Слайд Слайд | Настраивает учащихся на восприятие нового материала, повторение правописания изменяемых приставок на -з(-с) Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..градить, пр..уральский, и..толковать, и..давать, пр..милый. На какие группы и почему можно разделить эти слова? | Записывают те слова, приставки которых оканчиваются на з-/с-. Выделяют орфограмму в приставке, вспоминают правило. Выполняют взаимопроверку. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | Развивается интерес к изучаемой теме, внимание, мышление |
3. | Формулирование темы и целей урока (1-2 минуты) | Слайд | Учитель создает проблемную ситуацию. -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сформулируйте тему урока. Пишет тему урока на доске, дети в тетрадях. -Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-) Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока). | Формулируют тему урока: -О правописание приставок при- и пре- Под руководством учителя формулируют гипотезы. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. (10-12 минут) | Слайд | На слайде 6 групп со словами с приставками при- и пре-. Буквы Е и И пропущены Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ Пр..школьный,пр..дорожный Пр..открыть,пр..гореть, пр..добрый,пр..милый, пр..градить, пр..рвать -Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему? Выслушать мнения ребят. - Какое общее значение объединяет слова 1-6 группы? На слайде появляются пропущенные буквы, графически обозначается орфограмма, в скобках появляется значение. -Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках? -Покажите в виде спорной схемы то главное, что изучалось на уроке. Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах преградить - перегородить преступить - переступить прервать - перервать Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-? В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка: ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри -Сразу получишь ответ. Прибыл ли поезд, приплыл Пароход Космонавт ппилетел из Вселенной - Обо всех, кто придет, Прилетит, приплывет, Пишется ПРИ -, несомненно. Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело -Помни, что пишется ПРИ -Обо всем, Что добрые руки приделали. Язык прикусил ~ не совсем откусил Пригорело - не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем Пишут с приставкой ПРИ -. Предлинный достанет с крыши рукой прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой -ПРЕ - мы напишем при этом. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным - дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -Там только ПРЕ - ставить надо. Ребята, откройте § 74. Русский язык. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником. | Наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения: Выделяют в словах приставки. Работают над значением слов каждой группы, записывают примеры в тетрадь. Показывают в виде спорной схемы то главное, что изучалось на уроке. ПРИ - Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть ПРЕ- Пре = очень Пре = пере- Подводят выводы. Слушают песню из телепередачи «Радионяня» | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. | Речевое проговаривание, представлять информацию в виде символов Развитие памяти (при заучивании правила) |
| Физминутка Динамическая пауза (2-3 минуты) | | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно решая орфографическую задачу. Игра «Хлопок» Я называю слова с приставками пре- и при-, вы внимательно слушаете: приставка при- - хлопок, если пре- не хлопаем Предобрый, приуральский, приостановить, прервать, превосходить, превеселый, присесть, приподнять. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. | Регулятивные: самокоррекция. | Настраиваются на позитивную работу. |
5. | Первичное закрепление. (10-12 минут) | Слайд | Устанавливает осознанность восприятия. 1)Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием) На слайде слова: приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть. 2) Осложненное списывание Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града 3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание. 2 этап - вторичное закрепление. 4) Работа с сигнальными карточками Е И Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить. | Слушают рекомендации учителя. 1)Устно объясняют выбор приставки; Записывают в тетрадь слова с приставками пре- и при-. 2)По очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву. 3)Приводят свои примеры на каждое значение. Объясняют написание. 4)Самостоятельно выполняют задание, учатся графически обозначать орфограмму. Дети сами себя оценивают. 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; 5 ош. = 2. | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. | Развитие мышления, оказание педагогической помощи, умение работать с текстом, графически объяснять орфограмму |
6. | Контроль усвоения материала (5 минут) | Слайд | Работа в парах по выведенному алгоритму «Правописание приставок при- и пре-». Распределите словосочетания на 2 группы Предобрый человек, преступить закон, привокзальные постройки, прехорошенький щенок, превозмочь боль, примирить друзей, приоткрыть дверь. | Находят основание для классификации языковых явлений. Участвуют в распределении словосочетаний. Проводят самоанализ и проверку. Дети сами себя оценивают: | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. | Развивается внимание, мышление, работа в парах |
7. | Подведение итогов урока Рефлексия (2-5 минуты) | Слайд | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. – Чему научились на уроке? Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда … | Анализируют свою работу. Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. | Оказание педагогической помощи |