СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку «Эпитет как средство создания образности в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку «Эпитет как средство создания образности в поэме А. Ахматовой «Реквием»»

Технологическая карта урока по русскому языку «Эпитет как средство создания образности в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Технологическая карта урока русского языка в 10-11 классе «Сочинение на ЕГЭ: структурные особенности, значимость задания №26».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Цель урока: формирование навыков работы над сочинением (задание 26 ЕГЭ по русскому языку).

Задачи урока:

  1. Повторение понятия «рассуждение» и его признаков, как одного из типов речи.

  2. Повторение функциональных стилей русского языка.

  3. Работа над структурой сочинения - рассуждения.

  4. Закрепление навыков самостоятельной работы с критериями оценивания сочинения на этапе формирования новых знаний.

  5. Формирование навыков трансформации и создания текстов, соответствующих требованиям ЕГЭ.

Для работы на уроке использованы:

1.Демоверсия 2021(2022) (задание 26, сочинение) (печатный экземпляр на каждую парту); 2.критерии оценивания сочинения- рассуждения есть в Демоверсиях 2021-2022г.; 3.пособие «Пасичник. Русский язык. ЕГЭ-2021 (2022). Эффективная методика»;

  1. исходный текст А. Ахматовой «Реквием» (печатный экземпляр каждому ученику);

  2. сочинение по тексту А. Ахматовой «Реквием» для самостоятельной работы и корректировки (печатный экземпляр каждому ученику).


Этап

урока

Виды деятельности на уроке

Компетенции учителя

УУД

Результат

Организационный этап (мотивационный)

1.

1. Приветствие учащихся

Организационная: создание

ситуации мотивации к обучению («стартовое желание учиться»).

Личностные, регулятивные:

умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности;

  • установление целевых приоритетов;

  • самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров.

Личностные, регулятивные:

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

  • соблюдение норм в общении на уроке;

  • осознание самого себя как движущей силы получения, накопления и применения знаний.

2. Проверка готовности учащихся к уроку

Коммуникативно-

образовательная: формирование атмосферы исследования, совместной деятельности

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование цели;

  • формулирование проблемы.

Познавательные:

  • умение переходить от одного вида общения к другому;

  • умение видеть проблему и формулировать её;

  • проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Знакомство с целями и

задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Коммуникативные:

  • умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

  • умение вести диалог;

  • участвовать в обсуждении проблем;


Коммуникативные:

  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Технологии: индивидуально-личностное обучение.

Этап

урока.


Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.

2.

1. Определение цели урока

(получение представления о задании 26 по ЕГЭ, его характерных особенностях) и задач:

Методическая: умение включать

учащихся в разные виды исследовательской и аналитической деятельности соответственно намеченным результатам и учётом индивидуальных

особенностей и интересов учащихся

Личностно-регулятивные:

  • готовность к самообразованию;

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Личностно-регулятивные:

- умение и желание задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- обучение основам различных видов чтения.


- осознание учащимися значения задания 26 и его влияния на итоговый

результат ЕГЭ.

- повторение понятия

«средства художественной выразительности»

- закрепление навыков

самостоятельной работы с

художественным текстом.



2. Изучение справочных


Познавательные:

Познавательные:

материалов к уроку, повторение ранее изученных сведений о

средствах художественной выразительности


- выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

- умение находить средства художественной выразительности

- способность понимать ценность и полноту полученной информации;

- использование разных видов чтения в соответствии с поставленной задачей;

- уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности.

- использование приёмов работы с

учебной пособием и художественным текстом

3. Работа со средствами художественной выразительности в художественном тексте

Коммуникативная: помощь

учащимся в определении и

формулировании цели и

результатов работы


Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении способов решения проблем;

Коммуникативные:

- умение проектировать устные

высказывания;



1. Прочитайте фрагмент поэмы А. Ахматовой «Реквием» 2.Прокомментируйте сформулированную проблему.

  1. Обозначьте главную мысль прочитанного текста

  2. Сформулируйте позицию автора

5. Пользовалась ли поэтесса средствами художественной выразительности для выражения собственных мыслей, собственной позиции?


- владение монологической и

диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

- выбирать и аргументировать свой

маршрут работы на уроке.


Технологии: поэтапное формирование умственных действий; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока; ИКТ.

Этап

урока.


Этап актуализации знаний, умений, навыков.

3.

1. Закрепление умения

Работать со средствами художественной выразительности.

Исходный текст А. Ахматовой «Реквием» предъявлен на интерактивной доске и на индивидуальных карточках.

Образовательная: формирование умений применять полученные знания на практике

Личностно-регулятивные: умение

осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе учебного занятия

Личностно-регулятивные:

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


2. Повторение терминов:

1. Средства художественной выразительности

2.Эпитет

3. Метафора

4. Антитеза

5. Гипербола

Коммуникативная: помощь

учащимся в определении и формулировании цели и образовательных результатов на языке умений (компетенций).

Познавательные:

- формирование предметных понятий, закрепление навыков систематизации знаний.

Познавательные:

- умение выявлять средства художественной выразительности;

  • умение оценить в баллах реализуемую деятельность



Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение.

Этап

урока.


Этап освоения нового (исследовательский этап).

4.

В представленном тексте укажите номера предложений, в которых присутствуют средства художественной выразительности.

4. Укажите номера предложений, в которых присутствуют эпитеты

5. Укажите номера предложений, в которых автор использует метафоры;

6. Укажите номера предложений, в которых присутствует антитеза

7. Приведите 2-3 примера авторских эпитетов

8. Приведите 1-2 примера метафор из текста с указанием номеров предложений;

  • 9. Приведите 1-2 примера использование автором антитезы с указанием номеров предложений

Методическая: включение

учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности; организовывать групповую (коллективную деятельность). Образовательная:

Формирование навыков самостоятельной работы с источниками информации в соответствии с заданной целью

Коммуникативная: установление правил продуктивной работы учащихся.




Личностно-регулятивные:

  • умение составлять алгоритмы решения практической задачи;

  • закрепление навыков работы по алгоритмам;

  • формирование умений редактировать текст ответа;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Коммуникативные:

  • установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества;

  • построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи.

Личностно-регулятивные:

  • устойчивый познавательный интерес;

становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотивов.

Коммуникативные:

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

  • инициативно сотрудничать в поиске, сборе и обработке информации.


Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение.

Этап

урока


Этап рефлексии, подведение итогов урока

5.

1. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились? Какой навык приобрели?

- как это может пригодиться в ближайшем будущем?

2. Запись домашнего задания


Образовательная:

  • формирование умения строить высказывание на лингвистическую тему;

актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой

деятельности учащихся. Коммуникативная: помощь учащимся в постановке проблемы текста, поиске примеров, формулировке комментариев, определении авторской позиции.

Личностно-регулятивные:

  • умение самостоятельно применять знания в новой ситуации;

формирование и реализация навыков решения практических задач Коммуникативные:

  • адекватное использование речи построение высказывания

Личностно-регулятивные:

- адекватно самостоятельно оценивать собственные достижения;

- подводить итоги проделанной работы;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить контекстные монологические высказывания


Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!