1. Орг.момент. 2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью. 3. Тема урока не называется, ученики сформулируют её самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом. 4. Открытие нового знания. 4.1. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог. Анализ предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста. Анализ текста – один из основных ресурсов развития универсальных учебных действий. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Формулирование проблемы Определение темы урока и постановка цели деятельности Выдвижение версий решения проблемы Проверка версии путем выполнения продуктивного задания «Открытие» нового знания 4.2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. (По учебнику –стр.98.) Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного Включение нового материала в систему знаний и повторение Воспроизведение изученного материала 5. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Экспресс-диагностика Творческое задание 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 7. Домашнее задание (на слайде) | Включение учеников в деятельность. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации. - Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.) - Согласны? Демонстрирует слайд 1 с предложением на доске. - Как вы объясните знаки препинания в этом предложении? Оценивает ответ ученика. - Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания. - Прочитайте выразительно записанное предложение. Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия? - В каких ёщё предложениях ставим двоеточие? - Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП). - Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения? - Где используются БСП? РАБОТА с ТЕКСТОМ - Прочитайте, пожалуйста, рассказ Виктора Бочарникова. (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”. (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться. - О чём этот рассказ? Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П.Чехова? Сформулируйте тему и главную мысль рассказа. - Какой художественный приём использует автор в данном повествовании, чтобы была понятна его мысль?ЗАДАНИЕ В ОГЭ!!!! - Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово “подмога”? - Найдите в тексте бессоюзные предложения - По каким признакам вы их нашли? - Есть ли ещё какие-нибудь особенности у этих предложений? - Какой же возникает вопрос? - Какими знаками препинания разделены части БСП? Делается запись темы урока в тетрадях (СЛАЙД). - Какой будет цель урока? - Чтобы определить условия постановки двоеточия в БСП, давайте обратимся к параграфу 24 учебника (стр.13) Индивидуальное задание. На работу дается 5 минут. -Можем ли теперь сказать, когда ставится двоеточие в БСП? - А теперь прошу 2 учащихся индивидуально поработать в паре и попробовать оформить графически, с помощью схемы правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (дается на задание 3 мин.) Подготовьте выступление у доски. -А пока девочки готовят схему, всем остальным предлагаю выполнить творческое задание. СЛАЙД - Предъявите вашу схему и расскажите по ней правило постановки двоеточия в БСП. - Как вы думаете, такая схема, на ваш взгляд, наиболее ясно и полно передает содержание правила? - Сравните их схему со схемой на экране. -Как вы думаете, как можно оценить работу Тани и Кати? Задание программного уровня (устно) - Замените бессоюзные предложения синонимичными сложноподчиненными. - Как вы думаете, почему нужно уметь производить такую замену? Работа в парах (предложения на слайде). Проанализируйте предложения. Определите условия постановки двоеточия в БСП, сверяясь со схемой 1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. 6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. Слайды “Удивительное – рядом”. Посмотреть слайды и закончить предложения: Вокруг было прекрасно: Я оглянулся и увидел: Перед нами предстала удивительная картина: - Пришло время подвести итоги урока. -Какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы её? - Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении? - Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему? Если возникли трудности с пониманием данной темы, посмотрите видеоурок, ссылку я вам скину в ВК Д/З на выбор: 1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания. 2.Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник, подобрать картинки. Составить с данными словами БСП. 3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении». Спасибо за урок, ребята! | Включение в работу, мобилизация внимания, самоопределение. Делают пунктуационный разбор. Ученик: это простое предложение с однородными подлежащими и обобщающим словом “всё”. Так как обобщающее слово стоит перед однородными членами, то оно отделяется двоеточием. А однородные члены, соединенные повторяющимся союзом “и”, разделяются запятыми. В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка. Записывают предложение с прямой речью: Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Объясняют: прямая речь заключается в кавычки, после слов автора ставится двоеточие. Перед двоеточием голос понижается, делается пауза. Это интонация пояснения. - ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова. - ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу. - БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи Один из учеников читает текст вслух. Это рассказ о человеке с прекрасной душой, добром, отзывчивом, любящем природу; о том, как благотворна помощь. (Помощь ёлочке. Человек помог ёлочке, и ёлочка порадовала его своей красотой). Автор использует олицетворение, создавая образ ёлочки, наделяя её человеческими качествами (беззащитность, наивность, смелость) Подмога – помощь. Читают бессоюзные предложения. - В этих предложениях по две основы, части связаны без помощи союзов, только интонацией. - Части в них разделены не запятой, как в других сложных предложениях, а двоеточием. - Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие? Записывают тему урока в тетради. - Цель – определить условия постановки двоеточия в БСП - Возможно, выбор знака зависит от смысловых отношений между частями БСП. - Наверное, можно задать вопрос от одной части к другой. Самостоятельное выполнение задания творческого задания. Работа в парах. На листе формата А2 чертится схема. Они размещают лист со схемой на доске и рассказывают правило. Дети дают оценку предъявленным работам. Учитель ставит отметки учащимся, отвечавшим у доски. Остальные учащиеся выполняют задание (задание на слайде) Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка. Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу. -Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП. Проверка по слайду 1.причина 2.изъяснение 3.причина 4.пояснение 5.изъяснение 6.пояснение Выполняют работу в тетрадях. Зачитывают полученные предложения. Записывают задание, задают вопросы, связанные с его выполнением. |