СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта открытого урока с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. "»

Технологическая карта урока русского языка


Класс: 9.

Тема: «БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП».

Предмет: русский язык.

Название раздела: Синтаксис. Бессоюзное сложное предложение.
Дата проведения: 20.02.2023 г.

Цели урока:

Образовательные: выявить условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.

Практические: начать формирование пунктуационного навыка – разделять двоеточием части бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, изъяснения.

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, уважения к человеку, интереса и сознательного отношения к русскому языку.

Развивающие: совершенствовать умения:

- формулировать проблему;

- самостоятельно определять цели своего обучения;

- планировать пути их достижения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключение;

- создавать схемы для решения учебных задач;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Прогнозируемые результаты:

предметные: предполагается понимание учащимися отделительной  функции пунктуационного знака «двоеточие», знание условий постановки этого знака в бессоюзном сложном предложении, закрепление навыка анализа смысловой связи между частями сложного предложения и выбора соответствующего знака препинания;

личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания, проявление интереса к изучению темы, проявление уважения к окружающим;

метапредметные:

а) познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, извлечение необходимой информации и её использование в практической деятельности, структурирование знаний;

б) коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации;

в) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, самоконтроль и самооценка.

Средства обучения:   презентация (распечатанная).

Межпредметные связи: художественная литература.

Технологическая карта урока

Анализ этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент.

2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью.

3. Тема урока не называется, ученики сформулируют её самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом.

4. Открытие нового знания.

4.1. Для постановки и  решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Анализ  предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста.

Анализ текста – один из основных ресурсов развития универсальных учебных действий.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Формулирование проблемы

Определение темы урока и постановка цели деятельности

Выдвижение версий решения проблемы

Проверка версии путем выполнения продуктивного задания

«Открытие» нового знания

















4.2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. (По учебнику  –стр.98.)

Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Включение нового материала в систему знаний и повторение

Воспроизведение изученного материала











5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.



Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Экспресс-диагностика









Творческое задание















6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание (на слайде)

Включение учеников в деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации.

- Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова:

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)

- Согласны?

Демонстрирует слайд 1 с предложением на доске.

- Как вы объясните знаки препинания в этом предложении?

Оценивает ответ ученика.

- Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания.

- Прочитайте выразительно записанное предложение. Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия?

- В каких ёщё предложениях ставим двоеточие?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).

- Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?

- Где используются БСП?


РАБОТА с ТЕКСТОМ

- Прочитайте, пожалуйста, рассказ Виктора Бочарникова. 

(1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял  я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.

   (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

- О чём этот рассказ?  Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П.Чехова?

Сформулируйте тему и главную мысль рассказа.

- Какой художественный приём использует автор в данном повествовании, чтобы была понятна его мысль?ЗАДАНИЕ В ОГЭ!!!!

- Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово “подмога”?

   

- Найдите в тексте бессоюзные предложения

- По каким признакам вы их нашли?

- Есть ли ещё какие-нибудь особенности у этих предложений?

- Какой же возникает вопрос?

- Какими знаками препинания разделены части БСП? Делается запись темы урока в тетрадях (СЛАЙД).

- Какой будет цель урока?

- Чтобы определить  условия постановки двоеточия в БСП, давайте обратимся к параграфу 24 учебника (стр.13)


Индивидуальное задание. На работу дается 5 минут.

-Можем ли теперь сказать, когда ставится двоеточие в БСП?

- А теперь прошу 2 учащихся  индивидуально поработать в паре и попробовать оформить графически, с помощью схемы правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (дается  на задание 3 мин.) Подготовьте выступление у доски.

-А пока девочки готовят схему, всем остальным предлагаю выполнить творческое задание. СЛАЙД

Предъявите вашу схему и расскажите по ней правило постановки двоеточия в БСП.

- Как вы думаете, такая схема, на ваш взгляд, наиболее  ясно и полно передает содержание правила?

- Сравните их схему со схемой на экране.

-Как вы думаете, как можно оценить работу Тани и Кати?

Задание программного уровня (устно)

- Замените бессоюзные предложения синонимичными сложноподчиненными.

- Как вы думаете, почему нужно уметь производить такую замену?

 Работа в парах (предложения на слайде). Проанализируйте предложения. Определите условия постановки двоеточия в БСП, сверяясь со схемой  

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях.

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

 

Слайды  “Удивительное – рядом”.

Посмотреть слайды и закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:

- Пришло время подвести итоги урока.

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении?

- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?

Если возникли трудности с пониманием данной темы, посмотрите видеоурок, ссылку я вам скину в ВК

 

Д/З на выбор:

1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

2.Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник, подобрать картинки. Составить с данными словами БСП.

3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».

Спасибо за урок, ребята!

Включение в работу, мобилизация внимания, самоопределение.



Делают пунктуационный разбор.

Ученик: это простое предложение с однородными подлежащими и обобщающим словом “всё”. Так как обобщающее слово стоит перед однородными членами, то оно отделяется двоеточием. А однородные члены, соединенные повторяющимся союзом “и”, разделяются запятыми. В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка.

Записывают предложение с прямой речью: Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил:

В  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Объясняют: прямая речь заключается в кавычки, после слов автора ставится двоеточие.

Перед двоеточием голос понижается,  делается пауза. Это интонация пояснения.


- ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.

- ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.

- БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи

Один из учеников читает текст вслух.













 Это рассказ о человеке с прекрасной душой, добром, отзывчивом, любящем природу; о том, как благотворна помощь.

(Помощь ёлочке. Человек помог ёлочке, и ёлочка порадовала его своей красотой).

 Автор использует олицетворение, создавая образ ёлочки, наделяя её человеческими качествами (беззащитность, наивность, смелость)

Подмога – помощь.




Читают бессоюзные предложения.

- В этих предложениях по две основы, части связаны без помощи союзов, только интонацией.

Части в них разделены не запятой, как в других сложных предложениях, а двоеточием.

Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие?


Записывают тему урока в тетради.

- Цель – определить условия постановки  двоеточия в БСП

- Возможно, выбор знака зависит  от смысловых отношений между частями БСП.

- Наверное, можно задать вопрос от одной части к другой.

 


Самостоятельное выполнение задания творческого задания.







Работа в парах. На  листе формата А2 чертится схема.

 Они размещают лист со схемой на доске и рассказывают правило.

Дети дают оценку предъявленным работам. Учитель ставит отметки учащимся, отвечавшим у доски.







Остальные учащиеся выполняют задание (задание на слайде)

Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.

Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка.

Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.

-Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП.

Проверка по слайду

1.причина

2.изъяснение

3.причина

4.пояснение

5.изъяснение

6.пояснение







Выполняют работу в тетрадях. 

Зачитывают полученные предложения.












Записывают задание, задают вопросы, связанные с его выполнением.

                                       

                                 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!