СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Производная и ее применение»"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Производная и ее применение»" и конспек

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Производная и ее применение»"»



Схема конспекта урока

Часть 1.

Дата 17.04.2019

Урок № 84

Класс 10А

Предмет Алгебра и начала математического анализа

ОУ МКОУ «Троицкая СОШ»

Тема урока: Обобщение по теме «Производная и ее применение»

УМК А.Г. Мордкович «Алгебра и начала математического анализа» (базовый уровень)

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): № 1/1

Тип урока: обобщения и систематизации

Дидактические единицы учебного материала, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

Дидактические единицы учебного материала, которые ученик изучит на уроке

Представлять, понимать

Знать

Уметь

Понятия: производной, касательной, углового коэффициента

Утверждения (теоремы, аксиомы): геометрический и физический смысл производной, таблица производных

Алгоритмы: исследование функции на монотонность и построение графика функции

Геометрический и физический смысл производной, применение производной к исследованию функции

Определение производной, ее геометрический и физический смысл, понятие углового коэффициента, уравнения касательной к графику

Находить производную, записывать уравнение касательной к графику функции, отыскивать точки экстремума, исследовать функцию на монотонность, построение графика функции

Планируемые предметные результаты урока

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Ученик научится представлять и понимать

На 3

На 4

На 5

На 3

На 4

На 5

Понятие углового коэффициента, определение касательной, таблица производных

Понятие углового коэффициента, определение касательной, вывод уравнения касательной, таблица производных

Понятие углового коэффициента, определение касательной, вывод уравнения касательной, знать алгоритм нахождения угла косания графика и прямой, алгоритм исследования функции на монотонность построение графиков функции

Решать задачи на нахождение производной и уравнения касательной к графику функции

Решать задачи на нахождение производной и уравнения касательной к графику функции, выводить уравнение касательной

Решать задачи на нахождение производной и уравнения касательной, исследовать функцию на монотонность строить графики функций, решать задачи повышенной сложности.

Обобщать и систематизировать знания по нахождению производной и исследованию функции

Метапредметная направленность урока заключается в формировании умения осуществлять поиск решения задачи посредством организации деятельности учащихся по анализу условия, составлению плана решения.


Личностная направленность урока заключается в формировании ответственного отношения к делу посредством организации деятельности учащихся по осуществлению поиска решения задач.


Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Системно-деятельностный подход

Фронтальная, индивидуальная, групповая

поисковый

Дидактические средства обучения

Презентация, карточки

Источники информации:

  1. для учителя

  1. для обучающихся

1. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Составители:. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Ре­шетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2008.

2. Дидактические материалы по алгебре и нача­лам анализа для 10 класса / Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2008.
3. Мультимедийный диск  фирмы «1С». 1С: Репетитор. Математика (ч. 1) + Варианты ЕГЭ. 2006.
4. Открытый банк заданий по математике/ http://mathege.ru/

Презентация, карточки

Цель урока:

(определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

Задачи урока:

(конкретизация цели)

Формирование у учащихся умения осуществлять обобщение и систематизацию по теме «Производная и ее применение»

1) формирование у учащихся умения отбирать нужную информацию при решении заданий (фронтальный опрос);

2) формирование у учащихся умения формулировать тему и цель урока (фронтальная работа по вопросам учителя);

3) формирование у учащихся умения анализировать и обобщать при решении задач;

4) формирование у учащихся умения осуществлять поиск решения задачи по данной теме;

5) формирование у учащихся способности к самоанализу и рефлексии.



Часть 2.



Характеристики этапов урока

Этап урока, время

Цели этапа

Предметные учебные действия, формируемые на этапе

Универсальные учебные действия, формируемые на этапе

ФОУД

Используемые на этапе СО

1.Актуализация знаний, 15 мин

вспомнить ранее изученное (общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной, правила дифференцирования.)

Уметь использовать знания о таблице производных на практике

Умение находить производную

ИФ

Презентация, тест

2.Решение задач, 25 мин

  1. формирование умения выполнять анализ задач через фронтальную работу с классом;

  2. формирование умения составлять план решения задач;

  3. формирование умения реализовывать план решения задач через самостоятельную работу.

Умение решать задачи на нахождение углового коэффициента, уравнения касательной к графику функции, знать условие касания графика прямой

Умение составлять план действий

Ф П И

Презентация, карточки

4.Подведение итогов урока, 3 мин

подвести итоги урока, запись домашнего задания


Умение анализировать и оценивать свою деятельность

Ф

Лист самооценки

5.Домашнее задание, 2 мин

Инструктаж по выполнению домашнего задания



Ф

Записи в дневнике

6.Рефлексия, 3 мин

оценить удовлетворенность уроком


Умение выражать свои мысли

Ф

Лист рефлексии



Характеристики этапов урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

(с указанием конкретных методов и приемов обучения, средств и форм контроля, учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на данном этапе)

Деятельность учащихся

Продукт деятельности учащихся

1.Актуализация знаний, 15 мин

Учитель проводит фронтальный опрос, предлагает учащимся подумать над тем, какую деятельность они чаще всего осуществляют на уроках математики, в результате чего формулируется цель урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, отвечают на вопросы теста самостоятельно формулируют тему и цель.

Ответы на вопросы учителя, тест

2.Решение задач, 25 мин

Осуществляет работу по закреплению полученных знаний, а именно, организует работу у доски по нахождению углового коэффициента и уравнения касательной к графику функции, определения точки касания, исследовать функцию на монотонность. Организует индивидуальную работу с карточками.

Решают задания у доски, отвечают на вопросы учителя. Обосновывают свой ответ. Участвуют в обсуждении выявленных затруднений. Решают самостоятельную работу

Решенные задания, карточка

4.Подведение итогов урока, 3 мин

Подводит итог урока, обращает внимание учащихся на важные моменты



5.Домашнее задание, 2 мин

Учитель проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник


6.Рефлексия, 3 мин

Учитель организует рефлексивную деятельность учащихся

Учащиеся оценивают свою деятельность




Часть 3

Ход урока

1. Актуализация знаний

Слайд 1: Тема урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что у нас в гостях учителя других школ. И в то же время – это обычный урок, т.к. мы повторяем ранее изученный материал и в частности сегодня мы будем систематизировать свои знания по теме: «Производная и её применение», чтобы легко уметь применять их при решении задач ЕГЭ. Вследствие этого целью нашего урока будет осмыслить свои возможности, закрепить на практике и оценить их, что несомненно поможет вам при сдаче предстоящего экзамена.

В течение всего урока вы сможете выставить себе балл за каждый вид работы с помощью листа самооценки (см. Приложение №1), который имеется у каждого на парте и подвести итог, а в конце урока у нескольких учеников будут собраны тетради. Будьте аккуратны и сосредоточены.

Итак, откройте тетради, записываем число и тему урока.

Как строятся знания? Есть база, её осмысление и применение.

Вы уже накопили опыт нахождения производной. И сегодня мы посмотрим, чему же вы научились. Повторим теоретический материал.

У доски 2 ученика.

1 ученик на доске выписывает известные правила нахождения производной.

(х + y)' = x' + y'

(х - y)' = x' - y'

(х * y)' = x' y + x y'


x x' y - x y'

__ = ________

y y2


2 ученик устанавливает соответствие между функцией и её производной.


ФУНКЦИЯ

ПРОИЗВОДНАЯ

1

y=x-5


А

-2sin4x

2

y=3x2+2x+5


Б

6x+2

3

y=x2+3sinx


В

- 1

Sin2(x-π/4)

4

y=


Г

- 5x-6

5

y=cos22x


Д

1

√2x

6

y=ctg(x- )


Е

40

(6-2x)5

7

y=


Ж

2x+3cosx



1

2

3

4

5

6

7

Г

Б

Ж

Д

А

В

Е

В это время класс отвечает на вопросы учителя:

а) что такое производная?

б) какие смыслы производной существуют?

в) что такое производная с механической точки зрения?

е) что значит продифференцировать?

ж) какая функция называется дифференцируемой в точке ?

з) что такое критические точки?

Давайте остановимся на геометрическом смысле производной.

Запишите формулу и сформулируйте.

( 1 ученик записывает формулу на доске

f0)=tgα=k

и говорит формулировку:

Если к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой х0 можно провести касательную, непараллельную оси y, то f' (х0) выражает угловой коэффициент касательной.)

Работаем в тетрадях. На доске рисунок:

Подпишите на рисунке все необходимые элементы и поясните.

(1 ученик записывает на рисунке все необходимые элементы и поясняет)

Мы повторили геометрический смысл производной.

Давайте опустимся в 7 класс, т.е. повторим некоторые знания, связанные с уравнением прямой y=kx+b

На доске рисунок:

(1 ученик записывает на доске)

Вопросы: 1. Условие параллельности прямых (k1=k2)

2. Уравнение оси ОХ (у=0)

3. Уравнение прямой, параллельной оси ОХ (у=b)

4. Значение k у прямой, параллельной оси ОХ (k=0)

А теперь соедините знания 7 класса и 10 класса и продолжите:

Если касательная параллельна оси ОХ или любой прямой, параллельной оси ОХ, то .…

(f ' (x) = k = 0)

Сейчас мы составили с вами математическую модель.

Оцените себя за теоретический материал.


2. Решение задач (задания типа В8)

Теперь обратимся к заданиям В8 из ЕГЭ и ваша цель пронаблюдать, понять и запомнить – как эта модель работает на практике.

Слайд 2:

Найти значение производной в точке х0.

(1 ученик у доски показывает указкой на рисунке и рассказывает алгоритм решения.)

Ответ: 1,4

А теперь проверьте свои знания в индивидуальной работе.

Перед вами сборники для подготовки к ЕГЭ, автор Ф.Ф. Лысенко.

I вариант – Вариант 5, с. 83, В8 (ответ: 1) (Задания дублируются на слайде 3)

II вариант – Вариант 6, с. 86, В8 (ответ: -0,5)

Выполняем задание в тетради, кто справился – поднимаем руку.

Оцените себя за это задание.

А теперь, давайте рассмотрим обратную задачу.

Слайд 4:

Найти абсциссу точки, в которой касательная к графику функции параллельна прямой у=1 или совпадает с ней.

Обратите внимание, что на рисунке изображён график производной, а не график функции, как в предыдущих заданиях.


(1 ученик отвечает у доски). Ответ: 5

А сейчас проверяем, как вы в индивидуальной работе примените свои знания в немного изменённой ситуации.

Открываем сборники Лысенко.

I вариант – Вариант 9, с. 96, В8 (ответ: -1) (Задания дублируются на слайде 5)

II вариант – Вариант 10, с. 99, В8 (ответ: 2)

(Во время работы учитель подходит к нескольким учащимся и спрашивает алгоритм работы.)

Сверим ответы.

Оцените себя за эту работу.

Решение заданий типа В 14

Скажите, а где применяется производная?

- исследование функции на монотонность

- отыскание точек экстремума

- для доказательств тождеств и неравенств

- нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на

промежутке

- задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин.

Обращаясь к словам А.Н. Крылова:

Слайд 6: «Теория без практики мертва или бесплодна, а практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, а для практики умения».

Я предлагаю повторить некоторые теоретические факты через практическую задачу.

Слайд 7

Задача: Построить эскиз графика функции по следующим данным:

  1. D(y) = [0 ; 9]

  2. Нули функции: х1 = 0; х2 = 4; х3 = 8

  3. хmax = 1 ymax = 5

хmin = 7 ymin = - 2

4) унаим = - 2 при х = 7

5) унаиб = 8 при х = 9

В тетрадях прошу построить эскиз графика, и кто справится первым – к доске.

(Затем задаются вопросы)

1. Что такое хmax и хmin ?

2. Что такое ymax и ymin ?

3. Что такое унаим и унаиб ?

4. Расскажите алгоритм отыскания точек экстремума с помощью

производной

5. Расскажите алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений

непрерывной функции на промежутке

Оцените себя за построение эскиза графика и знание теоретического материала по этому разделу.

А теперь применим эти алгоритмы к задачам ЕГЭ.

(у доски 2 ученика, остальные – в тетрадях)

I вариант – сборник 500 заданий, с. 76, В11-3 (ответ: 1)

II вариант – сборник 500 заданий, с. 77, В11-8 (ответ: 3)

(Задания дублируются на слайде 8)

Если вы замечаете расхождения своего решения и решения на доске – исправляем ошибки. Сверьте результаты и оцените себя за эту работу в листе самооценки.

3. Самостоятельная работа

А сейчас я предлагаю вам написать небольшую самостоятельную работу, по результатам которой будет ясно, насколько успешно вы справитесь с заданиями В8 и В11 на предстоящем переводном экзамене в форме ЕГЭ.

(см. Приложение №2)

4. Итог урока

Учитель: Итак, что же мы с вами ребята, сделали на уроке?

Учащиеся:

  • Вспомнили геометрический и физический смысл производной.

  • Обсудили вопросы, связанные с исследованием графика производной и самой функции.

  • При выполнении практических заданий ещё раз отметили значимость производной.

5. Информация о домашнем задании

На боковой доске записаны 2 задания на дом. Перепишите их в свою тетрадь. Обратите внимание, что эти задания более высокого уровня сложности, и мы их называем? (задания с параметрами).

На следующем уроке обязательно проверим д/з, и если возникнут проблемы, рассмотрим их подробнее.

  1. При каких значениях параметра а функция у = - х3 + ах2 - 3х + 16 убывает на всей числовой прямой?

  2. При каком значении параметра р минимум функции

у = 1/3 х3 - х2 - 3х + р равен -3?

6. Рефлексия

Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно?
А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно?
А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день?

Слайд 9: Лестница

Посмотрите на экран и поставьте себя на ступеньку, на которой вы себя ощущаете на конец урока. Впишите в лист самооценки своё настроение.

Я хочу вам пожелать, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок.

Прошу сдать листы самооценки и ….. сдать тетради на проверку.








Приложение № 1


Лист самооценки


Этапы урока


Оценка

1

Теоретический материал. Геометрический смысл производной.


2

Задание В8 (нахождение производной в т. Х0)


3

Задание В8 (график производной)


4

Построение эскиза графика функции


5

Задание В11



Средний балл



Эмоциональное состояние






































Приложение № 2


I вариант

№ 1



Найдите значение производной в точке х0.




№ 2 Найдите наибольшее значение функции

у = 4/3 х3 – 2х2 – 0,5 на отрезке [ 0 ; 1]


















II вариант

№ 1



На рисунке изображён график производной некоторой функции, которая задана на промежутке (-3;6). Укажите точку х0, в которой касательная параллельна оси абсцисс. (Если их несколько, то в ответе укажите их сумму)



№ 2 Найдите точки экстремума и определите их характер

у = -1/5 х5 + 49/3 х3 – 3/5




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!