СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Политическая система СССР в 1930-е гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по истории России для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Политическая система СССР в 1930-е гг.»

Технологическая карта урока Политическая система СССР в 1930-е гг. История.10 класс.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Тевс Инна Германовна

Место работы

МБОУ Гимназия №4

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 18

Тема урока

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества.

Метапредметные

Формулировать проблему, вопрос, требующий решения. Систематизировать и обобщать исторические факты в форме таблицы. Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, формулировать и обосновывать выводы. Излагать и аргументировать свою точку зрения. Осуществлять рефлексию и самооценку полученных результатов.

Предметные

Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России в ХХ в.: Политический строй и репрессии 30-40 гг. 1936 г. — принятие новой Конституции СССР. 1937—1938 гг. — пик массовых политических репрессий; выдающихся деятелей отечественной истории: И.В. Сталин, Л. Д. Троцкий. М. Н. Тухачевский. Н. И. Бухарин. Н. И. Ежов. Г. Е. Зиновьев. Л. Б. Каменев. С. М. Киров. А. И. Рыков. Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов (тоталитаризм, массовые репрессии)

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Сталин, культ личности, краткий курс ВКП(б), политические репрессии, «враг народа», ГУЛАГ.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник История России (базовый уровень) (часть 1) Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Смарт-доска, проектор, видеофрагмент из к/ф «Цирк» 1936, отрывок из видеолекции Седунова М.Н. «Массовые репрессии 30-х гг.», Отрывок из к/ф по повести Б.Васильева «Завтра была война».



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Сравните характеристику политической системы СССР в 30-е годы по двум источникам:

  1. Песня о Родине (видеофрагмент из к/ф «Цирк» 1936)

2.Стихотворение Осипа Мандельштама

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца…

Какое противоречие вы заметили?

Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы будем отвечать на уроке, зная тему урока.

(Какой тип политической системы сформировался в СССР в 30-е годы? Как воспринимали происходящее в стране граждане СССР?)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей?

Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и метод осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач

Работа в парах. Разъяснять смысл тезиса. Сравнивать политические идеи, течения и делать выводы.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Сегодня на уроке ты узнаешь: особенности Конституции 1936 г., как реальная политика государства противоречила Конституции.

Как происходило формирование партийного государства.

Причины и последствия репрессивной политики советского государства.

Через какие массовые общественные организации осуществлялось давление на общество.

Сегодня на уроке ты научишься: выявлять существенные черты тоталитарного режима.

Давать оценки действиям государства и отдельных исторических личностей с точки зрения современных ценностей и норм морали.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.? Самостоятельная работа с текстом учебника

На основе текста параграфа изобразите графически схему государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. Определите характерные черты «партии-государства». Преобразовывать один вид текстовой информации в другой. Объяснять и применять понятие.

Просмотр отрывка из видеолекции Седунова М.Н. «Массовые репрессии 30-х гг.»

В чём вы видите причины массовых репрессий, проводимых в стране?

Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия. (Определять причины исторических явлений, процессов и выявлять их последствия.)

Используя материал учебника и личный социальный опыт, назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Предположите, какова была их роль в жизни страны, советского народа? (Определять роль массовых общественных организаций в жизни общества.)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Раскройте понятие «культ личности» на примерах из истории СССР.

Дайте определение понятию ГУЛАГ, каковы функции ГУЛАГа?

Какие категории населения СССР в первую очередь попадали под понятие «враги народа», почему?


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Отрывок из к/ф по повести Б. Васильева «Завтра была война». Эвристическая беседа

Представьте себе, что вы присутствуете на комсомольском собрании, где решается вопрос об исключении из комсомола вашего одноклассника, который отказался отречься от своего отца – «врага народа». Как бы вы поступили на его месте? На месте его одноклассников? Как на самом деле поступали родственники «врагов народа» в 30-е годы. Были ли исключения? Работал ли принцип «Сын за отца не отвечает».


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

В 2014 г. Президент РФ подписал указ о программе всеобщей физкультурной подготовки молодёжи «Готов к труду и обороне». Есть ли отличия этой программы от системы, которая существовала под таким же девизом в СССР? В чём состоит актуальность данной программы?



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

  1. В 1920-х гг. в СССР шла борьба за власть между несколькими видными политическими лидерами, провозглашавшими себя преемниками Ленина.

В этой борьбе победу одержал И. В. Сталин. Укажите три любые причины победы Сталина в борьбе за власть.


  1. Укажите год, когда была выпущена данная марка.

Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.





Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Читательская грамотность.

Анализ и сравнение двух исторических источников

Прочитайте выдержки из обращения М. Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)» (июнь 1932 г.) и фрагменты из передовой статьи «Родной Сталин» газеты «Правда» (21 декабря

1939 г.) (см. рубрику «Изучаем документ» в учебнике). Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина? На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Какой путь развития страны в 1930-х гг. был выбран руководством СССР? Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

На основании имеющихся у вас обществоведческих знаний определите, какой тип политического режима установился в СССР? (тоталитарный) Аргументируйте свой ответ.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан? Вспомните, какое противоречие мы выявили на первом этапе урока. Можете ли вы сейчас разъяснить это противоречие?

Многие несогласные с политическим режимом, опасаясь за свое благополучие и жизнь покинули СССР. А какую позицию выражают строки стихотворения Анны Ахматовой?

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Приведите аргументы за и против этой позиции.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Заполните анкету

Оцени степень своего участия на уроке (1-5 баллов).

1 Что тебе было трудно на уроке

2 Что нового узнал

3 Что еще хотел бы узнать по этой теме


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

§ 17 учебника. Используя дополнительные источники информации, приведите примеры сопротивления режиму власти И. В. Сталина в 1930-е гг.

Узнайте у родственников были ли в вашей семье репрессированные и какова их судьба.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!