СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

2


Технологическая карта урока русского языка

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Класс: 4

УМК: Школа России

Цель урока: создание условий для совершенствования умения определять падеж и склонение имён существительных, правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;

Развивающие: развивать умение совместно обсуждать процесс и результат работы; оценивать свой вклад в общий результат; развивать умение в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу об имени существительном;

Воспитательные: воспитывать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, при изучении безударных падежных окончаний имен существительных;

Оборудование: Русский язык. 4 класс 1 часть, страница 124-125, Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационно-мотивационный


-Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы урок пошел вам впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Сегодня, как и всегда, на уроке потребуется ваше внимание. Предлагаю вам игру «Фонетическая цепочка». Один ученик произносит имя существительное, следующий – называет новое слово, которое начинается с последнего звука первого слова. Вам понятно? Тогда начинаем.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.



Слушают учителя.






Называют имена существительные







Знание имен существительных

К:

Умение четко выражать свои мысли, выстраивать диалог.


Управление своим настроением, умение выражать свои эмоции.

Актуализация и выявление причины и места затруднения.


- Молодцы! Ребята, как вы думаете, почему в разминке мы называли имена существительные?

– Какой раздел русского языка изучает все части речи, в том числе и имена существительные?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного.

- Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного.


- Мы будем говорить о них


-Морфология.


Отвечают


- Род, одушевленность – неодушевленность, склонение, нарицательные-собственные

-Число, падеж

Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж;

П: ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма) и соотносить понятие с его краткой

характеристикой.

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Выявление места и причины затруднения

- Прочитайте слова на доске: Без вьюг…, на мороз.. , без метел....

- Что объединяет все эти слова? Поставьте ударение в данных словах.

- В какой части слова нужно вставить пропущенную букву?

- Какой звук слышится в окончании имён существительных?

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания?

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос?

- Вы умеете определять склонение и падеж имён существительных?



- Все имена существительные


- В окончании


- и


- Нет


- Склонение и падеж имён существительных

- Да

Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж;

Р: устанавливать причины успеха/ неудач при выполнении заданий

Проявлять личностную заинтересованность в приобретении знаний

Построение проекта выхода из затруднения.


- Если вы это уже умеете, то, что же тогда на уроке мы будем делать?

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока будет?


- А какую цель мы поставим на урок?


- Хорошо, молодцы!

– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:


1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.


2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

- Повторять

- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных


- Повторить правописание безударных падежных окончаний имён существительных


Р: Формирование целеполагания, построение плана проекты выхода из затруднения.

К: Учитывать разные мнения, создавать рабочие отношения.

Намечать пути устранения трудностей;

IV. Реализация построенного проекта

Цель: Реализация построенного проекта

 - Сколько склонений в русском языке?


- Какие существительные относятся к 1 склонению?


- Какие существительные относятся ко 2 склонению?








- Какие существительные относятся к 3 склонению?





– В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?

–Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных. Определите способы.

– В русском языке существует 2 способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных:

- Откройте учебник на странице 125. Кто расскажет, как определить окончание по таблице?

- Да, ребята, молодцы. Ребята, используя одно стихотворение, это запомнить намного легче. Послушайте:

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения,

Окончание е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание и.

- А второй способ, по каким опорным словам?

2-й способ





- Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками?

- Просклоняйте эти слова.


– Да, всё верно. Повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?


– Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного?


– Повторим алгоритм. Работаем в группах. Соблюдаем правила работы в группах. Вставьте пропущенные слова. (на карточках)


Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных


1. Поставлю _________ в слове


2. Если окончание ___________, то:


Написание соответствует произношению

3.Если _____________окончание, то:


Ставлю слово в начальную форму и определяю ___

Подбираю ___________ и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице

Пишу окончание, какое и в ___________или в ___________.

– Проверим. Правильный ответ на экране.(Слайд 1)

- Молодцы!

- Три


- Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я.

- Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е или -ё.

- Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш. - в Р.п. 1 и 3 скл, П.п. 1 и 2 скл.


- По таблице и по опорным словам



Отвечают



















По опорным словам:


1 склонение – рука, земля

2 склонение – конь, окно

3 склонение – печь, степь

- Слова-помощники имеют ударные окончания


Луна, луны, луне, луну, луной, о луне. Земля, земли, земле, землю, землей, о земле. Конь, коня, коню, коня, конем, о коне. Окно, окна, окну, окно, окном, об окне. Печь, печи, печи, печь, печью, о печи.





Отвечают





Выполняют работу в группах+











Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж;

П: ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма) и соотносить понятие с его краткой

характеристикой.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Физкультминутка

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

- Ребята это мнемонический прием, который позволяет запомнить последовательность названия падежей. И я еще могу вам предложить один прием:

- Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (абсурдность)

Дети имитируют стихотворение, выполняя движения




V. Первичное закрепление с проговариваем во внешней печи.


- А теперь, выполним упражнение 234. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.


Утёс

Н..чевала тучка з..л..тая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умч..лась рано,

По лазури вес..ло играя.

Но остался влажный след в м..рщине

Старого утёса. Од..ноко

Он стоит, задумался глубоко,

И т..хонько плачет он в пустыне.


- Какие пропущенные буквы вы вставили? Работаем по предложению, по цепочке.

Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки?









- Сравните имена существительные, имеющие одинаковые окончания. В одном и том же или в разных падежах они употреблены? Объясните правописание окончаний в этих именах существительных.











- Молодцы!

- Теперь, выполним упражнение 236.

Прочитайте. Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму.


1. Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.

2. Она, на, высокой, ель, живёт, вершина.

3. Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.

4. Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.

5. Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.

- Запишите предложения. Составляют ли они текст? Почему? Придумайте к нему заголовок.




- В тетрадях укажите падеж выделенных имён существительных, подчеркните окончания.









- Молодцы! Выпишите из второго предложения словосочетания.

- Какие словосочетания выписали?

- Молодцы!


Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.



- Стихотворение М. Ю. Лермонтова вызывает грусть. Очень жаль одинокого утёса, который тихо плачет, вспоминая тучку золотую, подарившую ненадолго ему минуты счастья. Стихотворение М. Лермонтова о том, как тяжело быть одиноким.

- На груди (3-е скл., П. п.), по лазури (3-е скл., Д. п.); в морщине (1-е скл., П. п.), в пустыне (1-е скл., П. п.).

В именах существительных 3-го склонения (грудь, лазурь) в дательном и предложном падежах одинаковое окончание -и.

В именах существительных 1-го склонения (морщина, пустыня) в предложном падеже одинаковое окончание -е.



1. Лето и начало осени маленькая птичка королёк проводит в хвойном лесу.

2. Она живёт на вершине высокой ели.

3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки.

4. Свою скромную и тихую песню птичка поёт круглый год.

5. Зимой королька можно встретить в городском парке, на огороде.






- Это текст, так как предложения связаны по смыслу и объединены одной темой о птичке корольке.

Заголовок: «Птичка королёк».

- Лето и начало осени (Р. п.) маленькая птичка королёк проводит в хвойном лесу (П. п.). Она живёт на вершине (П. п.) высокой ели (Р. п.). Королёк строит гнёздышко на кончике (П. п.) еловой ветки (Р. п.). Свою скромную и тихую песню (В. п.) птичка поёт круглый год. Зимой королька (В. п.) можно встретить в городском парке (П. п.), на огороде (П. п.).

- Живёт на вершине; вершине ели, высокой ели.

Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж;

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым

материалом;

К: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Самостоятельно, по вариантам 1, 2.Спишите в тетради, вставьте пропущенные буквы в окончаниях. (Слайд 2)

1)Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан.., ходит без обув.., выросли в теплиц.., букет черемух..


2) Фильм о лебед.., шов на плать.., забота о брат.., подарок для матер.., раздал по горстк..

- Хорошо, а теперь, првоерим, обменяйтесь тетрадями. (Слайд 3)

Кто не допустил не одной ошибки – 5

Одна-две ошибки – 4

Три-четыре ошибки – 3





  1. Тетрадь без обложки, рисунок на ткани, ходит без обуви, выросли в теплице, букет черемухи.

  2. Фильм о лебеде, шов на платье, забота о брате, подарок для матери, раздал по горстке.

Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж;

К: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

Формирование границ собственного знания и не знания

Включение в систему знаний и повторение

Закончи предложения на слайде: (Слайд 4)


  1. Постоянные признаки имени существительного — это ..., непостоянные признаки — это ...

  2. Постоянные признаки так называются, потому что ...

  3. Начальная форма имени существительного — это ... (Пример)

  4. Изменение существительного по падежам и числам называется ...

  5. Изменение существительного по падежам — это ... (словообразование или словоизменение?)

  6. В русском языке ... падежей: ...

  7. Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно ...

  8. В русском языке ... склонения.

  9. К 1—му склонению относятся существительные ...; ко 2-му склонению ...; к 3-му склонению ...

  10. Чтобы определить склонение существительного, нужно ...


   


  1.  Постоянные признаки имени существительного — это род и склонение, непостоянные признаки — это число и падеж.

  2. Постоянные признаки так называются, потому что не изменяются.

  3. Начальная форма имени существительного — это существительное в именительном падеже.

  4. Изменение существительного по падежам и числам называется склонением.

  5. Изменение существительного по падежам — это словоизменение.

  6. В русском языке б падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

  7. Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос.

  8.     В русском языке 3 склонения.

  9. К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я; ко 2-му склонению — имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием -о, -е; к 3-му склонению — имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

  10. Чтобы определить склонение существительного, нужно выделить окончание.

Умение определять грамматические признаки имён существительных: склонение, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

К: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым

материалом


Формирование границ собственного знания и не знания

Рефлексия учебной деятельности на уроке

.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашего урока.

- Все ли пункты нашего плана мы рассмотрели?

Повторили написание безударных падежных окончаний имен существительных?

- А теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность, на уроке используя слова на слайде. (Слайд 5)

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.


Ответы учеников



- Да


- Оценивают свое настроение


- Записывают домашнее задание


Р: совместно обсуждать процесс и результат работы; оценивать свой вклад в общий результат.

Умение осуществлять самооценку, определять уровень своих знаний, формировать стремления к познанию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!