СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является технологической картой урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". Используемый учебник: Русский язык 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс

Цель деятельности учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимо-

дейст-вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотива-

ция (само-

определе-

ние) к

учебной

деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нём было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставил тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для конца многоточия.

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

- Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-

таль-

ная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей)

Листы обратной связи

1

2

3

4

5

6

7



Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.





2. Актуа-

лизация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.

Вариант 1.

Мы быстро плыли на лодке через пролив.

За поворотом открылся вид на зелёный остров.

Он был великолепен.

Вариант 2.

Бор высок и дремуч.

Деревья качают своими могучими вершинами.

Сосна – смолистое дерево.


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.

Фрон-

таль-

ная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока

- При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире?

- Обратите внимание на предложения:

Лес – наше богатство.

Лес – верный помощник в борьбе за урожай.

- Объясните смысл этих предложений и постановку тире.

- Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.


Смотрят презентацию, осваивают лингвисти-

ческие термины. Обдумывают ответы на вопросы

Фрон-

таль-

ная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной связи.

Составление карточки-схемы

3. Выявле-

ние места и причины затрудне-

ния

Эвристическая беседа, письменная работа

Выборочно-распределительный диктант.

- Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

Наш долг – защищать Родину.

Путь в лесах – это километры тишины и безветрия.

Ум без книги как птица без крыльев.

Говорить не думая – стрелять не целясь.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Лето прекрасно и чудесно.

Сердце не камень.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют памятку

Инди-

виду-

альная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы.

Составление памятки


Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон

Выполняют элементарные физические

упражнения

Фрон-

таль-

ная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


4. Целепо-

лагание и построение проекта выхода из затрудне-

ния

Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

(Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.

Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире.)

Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171

Группо-

вая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы, письменная работа

5. Практи-

ческая деятель-

ность

Эвристическая беседа. Письменная работа в группах

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1-я группа

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений.

2-я группа

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.


Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы

Группо-

вая,

инди-

виду-

альная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

6. Первич-

ное закрепле-

ние с комменти-

рованием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений

Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1-я группа

Знание высшее богатство.

Старость не радость.

Чтение вот лучшее учение.

Ласковое солнце что весенний день.

2-я группа

Татьяна не дитя.

Книга лучший дар дружбы.

Семью пять тридцать пять.

Погода солнечная дорога замечательная.

Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы.

Группо-

вая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы

7. Включе-

ние в систему знаний и повторе-

ние

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

Время – хлеб, - считает тракторист.

Километры, - вторит машинист.

Время – сталь, - отрубит сталевар.

Жар в котле, - дополнит кочегар.

Если песня оставляет след,

Время – строки, - говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными.


Слушают запись, отвечают на вопросы

Фрон-

таль-

ная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

8. Домашнее задание: § 34 упражнение 172




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!