1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | 8–ой урок в разделе «Лексикология и фразеология. Лексические нормы» |
Тема урока | Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП): | Задания: |
Личностные Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. | Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис). Прочитайте высказывание, написанное на доске. Выразите своё отношение к содержанию этого высказывания. |
Метапредметные Устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц. | Выпишите фразеологизмы: а) древнегреческого происхождения; б) отражающие языческое представление наших предков – славя; в) связанные с историей нашего Отечества; г) остальные распределите по тематическим группам, самостоятельно определив и назвав темы, объединяющие два, три фразеологизма и более; д) прочие (не поддающиеся группировке) 1.Втирать очки. 2. Сон в руку. 3. Перст указующий. 4. Мхом поросло. 5. Первая рука. 6. С рук долой. 7. Аника - воин. 8. Шемякин суд. 9. Малюта Скуратов. 10. Гришка Отрепьев. 11. Ванька – каин. 12.Бездонная бочка. 13. Сахар медович. 14. Мокрая курица. 15. Тарабарская грамота. 16. С боку припёка. 17. Иудин поцелуй. 18. Фома неверующий. |
Предметные Определять значение фразеологических оборотов и крылатых выражений. | Вспомните значение фразеологических оборотов и крылатых выражений. Чем они различаются? Подливать масло в огонь, лезть на рожон, убедиться воочию, воевать с ветряными мельницами, прошедший огонь и воду, беречь как зеницу ока. Нить Ариадны; как Диоген в бочке; Соломонов суд; Иерихонская труба; счастливые часов не наблюдают; любви все возрасты покорны; блажен, кто верует: тепло ему на свете; злые языки страшнее пистолета. |
Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учётом речевой ситуации. | Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание. Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение. |
Использовать фразеологический словарь | Объясните, почему мы так говорим. Используйте фразеологический словарь. Тянуть канитель, очертя голову, козёл отпущения, при царе Горохе, рог изобилия, колесо фортуны, Вавилонское столпотворение, лезть на рожон. |