СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена для обучающихся 10 класса по Федеральной рабочей программе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.»

Практическая работа: разработка фрагмента технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Манжеева Антонида Степановна

Место работы

МБОУ «Ользоновская средняя школа»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

8–ой урок в разделе «Лексикология и фразеология. Лексические нормы»

Тема урока

Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):


базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

Задания:

Личностные

Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.



Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис).

Прочитайте высказывание, написанное на доске. Выразите своё отношение к содержанию этого высказывания.


Метапредметные

Устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц.


Выпишите фразеологизмы: а) древнегреческого происхождения; б) отражающие языческое представление наших предков – славя; в) связанные с историей нашего Отечества; г) остальные распределите по тематическим группам, самостоятельно определив и назвав темы, объединяющие два, три фразеологизма и более; д) прочие (не поддающиеся группировке)

1.Втирать очки. 2. Сон в руку. 3. Перст указующий. 4. Мхом поросло. 5. Первая рука. 6. С рук долой. 7. Аника - воин. 8. Шемякин суд. 9. Малюта Скуратов. 10. Гришка Отрепьев. 11. Ванька – каин. 12.Бездонная бочка. 13. Сахар медович. 14. Мокрая курица. 15. Тарабарская грамота. 16. С боку припёка. 17. Иудин поцелуй. 18. Фома неверующий.

Предметные


  1. Определять значение фразеологических оборотов и крылатых выражений.

Вспомните значение фразеологических оборотов и крылатых выражений. Чем они различаются?

Подливать масло в огонь, лезть на рожон, убедиться воочию, воевать с ветряными мельницами, прошедший огонь и воду, беречь как зеницу ока.

Нить Ариадны; как Диоген в бочке; Соломонов суд; Иерихонская труба; счастливые часов не наблюдают; любви все возрасты покорны; блажен, кто верует: тепло ему на свете; злые языки страшнее пистолета.

  1. Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учётом речевой ситуации.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение.

  1. Использовать фразеологический словарь

Объясните, почему мы так говорим. Используйте фразеологический словарь.

Тянуть канитель, очертя голову, козёл отпущения, при царе Горохе, рог изобилия, колесо фортуны, Вавилонское столпотворение, лезть на рожон.


Рефлексия


Назовите литературное произведение, его автора, а также раскройте их значение.


И растёт ребёнок там не по дням, а по часам. Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил. Устоял – и сам с испугу Тёркин немцу дал леща, так что собственную руку чуть не вынес из плеча. Гусар Пыхтин гости у нас; уж как он Танею прельщался, как мелким бесом рассыпался.



Домашнее задание


Общее задание к индивидуальным карточкам - Укажите предложения, в которых: 1) неправильно употреблены фразеологизмы; 2) даны трансформированные варианты фразеологизмов. Исправьте предложения.





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!