Технологическая карта урока русского языка.
8 класс (МКОУ «Фёдоровская ООШ»)
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщение изученного.
Учитель: Зябко Л.В.
Класс: 8
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)
Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».
Задачи:
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, способами выражения обобщающего слова; обучения нахождению обобщающего слова и определению его позиции, правильной постановке знаков препинания, интонационно верному произношению предложения с обобщающими словами при однородных членах, использованию обобщающих слов, выраженных местоимениями и наречиями, в речи, разграничению разных позиций обобщающего слова по отношению к однородным членам.
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке.
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий.
Методы: наблюдение, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока: учебник «Русский язык 8 класс» (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Александрова О.М., под ред. Шанского Н.М.), компьютер, презентация по теме «Повторение по теме « Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» в Power Point, сигнальные карты, лист для самооценки, раздаточный материал с предложениями из художественных текстов, разноуровневыми заданиями, проверочными тестами.
Карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Садитесь. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. - Оценивать работу на уроке буду я и вы сами. Поэтому у вас на столах лежат и оценочные листы. Подпишите их. - Запишите в рабочие тетради число, классная работа. | Проверяют наличие принадлежностей. Делают записи в тетради. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) |
2. Словарно-орфографическая работа | - Традиционно начнем наш урок с орфографической разминки: - Запишите слова под диктовку. Человеколюбие, мировоззрение, гуманность, филантропия, социализм, нравственность, толерантность, миролюбие, пацифизм, одухотворенность. - Сверьте свою работу со слайдом. - Выставите оценку в лист самооценки по пятибалльной шкале. - Какие виды орфограмм встретились в данных словах? - Лексическое значение каких слов вам не совсем понятно? - Как вы охарактеризуете эти слова? Какова их общая тематика? | Выполняют словарно-орфографическую работу. Объясняют орфограммы. Объясняют лексическое значение слов, их общую тематику. | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Самооценка личности (Л7) |
3. Актуализация опорных знаний. | А.П.Чехов сказал : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — А как мы выражаем свои мысли? Есть слова приятные, нежно слух ласкающие, Есть и неприятные ,даже раздражающие. Есть слова . как перышко, над землей парящие, Есть слова тяжелые, камнем вниз летящие. Есть слова волшебные, за собой манящие, Есть и очень скромные, нежности просящие. Есть слова серьезные, где-то устрашающие, Есть слова игривые, чувства увлекающие. Пригодятся все слова, От невзгод спасающие. Не забудь с собою взять Ты и обобщающие. -Как это стихотворение связано с высказыванием А.Чехова? | Формулируют устное высказывание. Анализируют высказывание писателя с точки зрения его пунктуационного оформления. | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). |
4.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Какая тема сегодняшнего урока? Что вы должны знать и уметь по данной теме? Проверяем домашнее задание: повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли. Если знаете ответ, поднимаете квадрат зеленого цвета, если затрудняетесь с ответом- круг желтого цвета. «Блиц-опрос» — Какие члены предложения называются однородными? одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) — Чем соединяются однородные члены предложения? -Что называется обобщающим словом? — Каким членом предложения является обобщающее слово? предложения, что и однородные) — Какие слова используются в роли обобщающих слов? местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде ) словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия; цельные словосочетания и фразеологизмы ) — Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами? словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие) — Когда ставится двоеточие? однородных членов предложения) КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР? (Перед такими союзами и словом например ставится запятая, а после него — двоеточие) — Когда ставится тире при обобщающих словах стоит после однородных членов) — А когда ставим двоеточие и тире? Решите тест.(см. Приложение) Оцените свои знания по теме. Кто из вас ответил на все вопросы? (5) Кто не знал ответы на 1-2 вопроса? (4) Результаты занесите в оценочный лист. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Поднимают сигналы. Отвечают на вопросы. Решают тест Оценивают свои ответы и письменную работу. | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Формулирование собственного мнения(К5) Уметь слушать и понимать речь других(К6). Самооценка личности (Л7) |
5. . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | — Все ли ответы вы знали? Были ли ошибки? -Тогда сформулируйте цель нашего урока. -Как мы будем достигать цель? Какие задачи для этого будем решать? -Я вам помогу: Задачи « 5 П» Повторить Практиковаться Проверить Проанализировать Подготовиться | Цель урока: закрепить теоретические и практические знания по теме «Обобщающие слова …» Повторить теоретические знания; Практиковаться в нахождении обобщающих слов и постановке знаков препинания; Проверить знания; Проанализировать и исправить ошибки; Подготовиться к контрольной работе; | Построение речевого высказывания в устной форме(П3) Формулирование собственного мнения(К5) Целеполагание (Р1). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1). |
6. Первичное закрепление новых знаний | -Мы повторили теоретические знания. -Какие у нас дальнейшие действия? ВЕРНЕМСЯ К ЭПИГРАФУ УРОКА. КАКИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВНЕСТИ? (ИСПРАВЬТЕ – учащийся у доски + синтаксический анализ) - К доске пойдет выполнить синтаксический анализ предложения – высказывания А.П.Чехова….. Выполняем 1 задание: (Типовое ( в знакомой ситуации))(см. Приложение ) Задание 1: Прочитайте высказывания известных людей, ,найдите и обведите ОС ,поставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы. Проверим выполнение ,поменяйтесь карточками. Критерии оценивания: без ошибок -«5» 1-ош.- «4» ,2ош.-«3» Оцените работу, поставьте оценки. | -Теперь будем практиковаться в нахождении обобщающих слов и ставить знаки препинания при них. Выполняют синтаксический анализ предложения с однородными членами с обобщающим словом. Выполняют задание 1. Взаимопроверка. Ставят оценки По заданию выходят и составляют схему. Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены) Оценивают работу, выставляют оценки. | Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3). Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2) Использование схем, таблиц для решения задачи(П2); |
7. Динамическая пауза | Зарядка для глаз: Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! | Выполняют физические упражнения | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания) | -Скажите, какие еще существуют случаи. постановки двоеточия и тире в предложениях. -Поэтому какая может возникнуть проблема? Задание 2: Включите высказывание А.П.Чехова в предложение с прямой речью и объясните знаки препинания. 1вариант.- прямая речь после слов автора. 2вариант.- прямая речь после слов автора. - Проверим, что получилось. -Когда еще может быть поставлено тире? (Тире - в предложении между подлежащим и сказуемым. Различение предложений с одинаковыми знаками препинания.) Сейчас вы будете выполнять задание 3 (см.Приложение) Задание: объясните постановку двоеточия и тире. Проверка Выставление оценки в лист | Двоеточие и тире ставится в предложениях с прямой речью. — Различение предложений с прямой речью и обобщающими словами. Тире -в предложении между подлежащим и сказуемым. Различение предложений с одинаковыми знаками препинания. | Анализ объектов с целью выделения признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3). Самооценка личности (Л7) |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Запишите д.з. §44 (правило повторить) упр.275 – выполнить по заданию. Либо выписать из текстов художественной литературы 5-6 предложений с однородными членами с обобщающим словом и составить их схемы. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Формирование границ собственного знания и незнания(Л11). Самооценка личности (Л7) |
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Выполнил ли я то, что задумал? Всё ли получилось так, как я задумывал? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? - Оцените свою работу. - Поставьте себе оценки за урок. Спасибо за работу. Мне очень понравилось… Мне хотелось бы… | Самоанализ. Участие в диалоге. Выставляют оценки в лист самооценки. Отвечают на вопросы | Формирование границ собственного знания и незнания(Л11). Самооценка личности (Л7) |
Приложения
8 класс. Тест по теме «Обобщающие слова при однородных членах»
Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.(знаки препинания не расставлены).
А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.
Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
В) Дни стояли синеватые пасмурные.
Г) Туча росла и захватывала запад и восток
Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.
Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вяз – все растут дружно.
В) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.
Г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.
Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А) растения
Б) животные
В) одуванчик
Г) вредители
4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно.
А) В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.
Б) Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.
В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.
Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.
Задание 1: Прочитайте высказывания известных людей, найдите и обведите обобщающее слово, поставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы.
1.Три вещи никогда не возвращаются обратно время, слово, возможность, поэтому не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность. ( Конфуций.)
__________________________________________________________________________
2.Главное в человеке не ум, а то, что им управляет характер, сердце, добрые чувства. (Ф.М. Достоевский.)
___________________________________________________________________________
3.А ведь в жизни всё и плохое и хорошее начинается с того, что кто-то когда-то кому-то просто поверил.
__________________________________________________________________________
4.Лучшие вещи в жизни бесплатные объятья, улыбки, друзья, семья, сон, любовь, смех и хорошие воспоминания!
___________________________________________________________________________
Задание 3: Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах и предложения с составными именными сказуемыми. Подчеркните однородные члены и главные члены в предложениях, обозначьте обобщающее слово:
В корзине лежали разные фрукты яблоки груши сливы виноград.
Яблоки груши сливы виноград фрукты.
Треска сельдь палтус морские рыбы нашего Севера.
Из морской рыбы трески сельди палтуса приготавливают много питательных блюд.