СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщение изученного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщение изученного.»

Технологическая карта урока русского языка.

8 класс (МКОУ «Фёдоровская ООШ»)

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщение изученного.

Учитель:   Зябко Л.В.

Класс: 8

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений  ( урок закрепления)

Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». 

Задачи:

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, способами выражения обобщающего слова; обучения нахождению обобщающего слова и определению его позиции, правильной постановке знаков препинания, интонационно верному произношению предложения с обобщающими словами при однородных членах, использованию обобщающих слов, выраженных местоимениями и наречиями, в речи, разграничению разных позиций обобщающего слова по отношению к однородным членам.

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке.

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.


Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий.


Методы:  наблюдение, практическая  работа, самостоятельная работа.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование урока: учебник «Русский язык 8 класс» (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Александрова О.М., под ред. Шанского Н.М.), компьютер, презентация по теме «Повторение по теме « Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» в Power Point, сигнальные карты, лист для самооценки, раздаточный материал с предложениями из художественных текстов, разноуровневыми заданиями, проверочными тестами.

                                                  

Карта   урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Садитесь.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут  внимание, находчивость, смекалка.

- Оценивать работу на уроке буду я и вы сами. Поэтому у вас на столах лежат и оценочные листы. Подпишите их.

- Запишите в рабочие тетради число, классная работа.

Проверяют наличие принадлежностей.

Делают записи в тетради.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)


2. Словарно-орфографическая работа

- Традиционно начнем наш урок с орфографической разминки:

- Запишите слова под диктовку.

Человеколюбие, мировоззрение, гуманность, филантропия, социализм, нравственность, толерантность, миролюбие, пацифизм, одухотворенность.

- Сверьте свою работу со слайдом.

- Выставите оценку в лист самооценки по пятибалльной шкале.

- Какие виды орфограмм встретились в данных словах?

- Лексическое значение каких слов вам не совсем понятно?

- Как вы охарактеризуете эти слова? Какова их общая тематика?

Выполняют словарно-орфографическую работу. Объясняют орфограммы.

Объясняют лексическое значение слов, их общую тематику.

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

Самооценка личности (Л7)

3. Актуализация опорных знаний.

А.П.Чехов сказал : «В  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

— А как мы выражаем свои мысли?

Есть слова приятные, нежно  слух ласкающие,

Есть и неприятные ,даже раздражающие.

Есть слова . как перышко, над землей парящие,

Есть слова тяжелые, камнем вниз летящие.

Есть слова волшебные, за собой манящие,

Есть и очень скромные, нежности просящие.

Есть слова серьезные, где-то устрашающие,

Есть слова игривые,  чувства увлекающие.

Пригодятся все слова,

От  невзгод  спасающие.

Не забудь с собою взять

Ты  и обобщающие.

-Как это стихотворение связано с высказыванием А.Чехова?

Формулируют устное высказывание.

Анализируют высказывание писателя с точки зрения его пунктуационного оформления.

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).


4.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Какая тема сегодняшнего урока?

Что вы должны знать и уметь по данной теме?

Проверяем домашнее задание: повторяем то, что знаем, вспоминаем, что забыли.

Если знаете ответ, поднимаете квадрат зеленого цвета, если затрудняетесь с ответом- круг желтого цвета.

«Блиц-опрос»

— Какие члены предложения называются однородными?

одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос,

являются одним и тем же членом предложения)

— Чем соединяются однородные члены предложения?

-Что называется обобщающим словом?

— Каким членом предложения является обобщающее слово?

предложения, что и однородные)

— Какие слова используются в роли обобщающих слов?

местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто,

ничто, никогда, нигде )

словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты,

ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;

цельные словосочетания и фразеологизмы )

— Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами?

словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие)

— Когда ставится двоеточие?

однородных членов предложения)

КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР? (Перед такими союзами и словом

например ставится запятая, а после него — двоеточие)

— Когда ставится тире при обобщающих словах

стоит после однородных членов)

— А когда ставим двоеточие и тире?

Решите тест.(см. Приложение)

Оцените свои знания по теме. Кто из вас ответил на все вопросы? (5)

Кто не знал ответы на 1-2 вопроса? (4)

Результаты занесите в оценочный лист.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.








Поднимают сигналы.

Отвечают на вопросы.

Решают тест

Оценивают свои ответы и письменную работу.

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Формулирование собственного мнения(К5)

Уметь слушать и понимать речь других(К6).

Самооценка личности (Л7)

5. . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Все ли ответы вы знали? Были ли ошибки?

-Тогда сформулируйте цель нашего урока.

-Как мы будем достигать цель? Какие задачи для этого будем решать?

-Я вам помогу: Задачи  « 5 П»

Повторить

Практиковаться

Проверить

Проанализировать

Подготовиться

Цель урока: закрепить  теоретические и практические знания по теме «Обобщающие слова …»

Повторить теоретические знания;

Практиковаться в нахождении обобщающих слов и постановке знаков препинания;

Проверить знания;

Проанализировать и исправить ошибки;

Подготовиться к контрольной работе;

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Формулирование собственного мнения(К5)

Целеполагание (Р1).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).

6. Первичное закрепление новых знаний

-Мы повторили теоретические знания.

-Какие  у нас дальнейшие действия?

ВЕРНЕМСЯ К ЭПИГРАФУ УРОКА. КАКИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВНЕСТИ?

(ИСПРАВЬТЕ – учащийся у доски + синтаксический анализ)

- К доске пойдет выполнить синтаксический анализ предложения – высказывания А.П.Чехова…..

Выполняем 1 задание:

(Типовое  ( в знакомой

ситуации))(см. Приложение )

Задание 1:

Прочитайте высказывания известных людей, ,найдите и обведите ОС ,поставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы.

Проверим выполнение ,поменяйтесь карточками.

Критерии оценивания: без ошибок -«5» 1-ош.- «4» ,2ош.-«3»

Оцените работу, поставьте оценки.


-Теперь будем практиковаться в нахождении  обобщающих слов и ставить знаки препинания при них.

Выполняют синтаксический анализ предложения с однородными членами с обобщающим словом.

Выполняют задание 1.

Взаимопроверка.

Ставят оценки

По заданию выходят и составляют схему.

Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены)

Оценивают работу, выставляют оценки.

Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

7. Динамическая пауза

Зарядка для глаз:


Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Выполняют физические упражнения

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)

-Скажите, какие еще существуют случаи. постановки двоеточия и тире в предложениях.

-Поэтому какая  может возникнуть проблема?

Задание 2: Включите высказывание А.П.Чехова в предложение с прямой речью и объясните знаки препинания.

1вариант.- прямая речь после слов автора.

2вариант.- прямая речь после слов автора.

- Проверим, что получилось.


-Когда еще может быть поставлено тире?

(Тире - в предложении между подлежащим и сказуемым.

Различение предложений с одинаковыми знаками препинания.)


Сейчас вы будете выполнять задание 3 (см.Приложение)

Задание: объясните постановку двоеточия и тире.

Проверка

Выставление оценки в лист


Двоеточие и тире ставится в предложениях с прямой речью.

— Различение предложений с прямой речью и обобщающими словами.

Тире -в предложении между подлежащим и сказуемым.

Различение предложений с одинаковыми знаками препинания.

Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).

Самооценка личности (Л7)



9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Запишите д.з.

§44 (правило повторить)

упр.275 – выполнить по заданию.

Либо выписать из текстов художественной литературы 5-6 предложений с однородными членами с обобщающим словом и составить их схемы.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).


Самооценка личности (Л7)

10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Выполнил ли я то, что задумал?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

- Оцените свою работу.

- Поставьте себе оценки за урок.

Спасибо за работу.

Мне очень понравилось…

Мне хотелось бы…

Самоанализ.

Участие в диалоге.


Выставляют оценки в лист самооценки.

Отвечают на вопросы

Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).


Самооценка личности (Л7)













Приложения

8 класс. Тест по теме «Обобщающие слова при однородных членах»

  1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.(знаки препинания не расставлены).

А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

В) Дни стояли синеватые пасмурные.

Г) Туча росла и захватывала запад и восток

 

  1. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вяз – все растут дружно.

В) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

Г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

 

  1. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

А) растения

Б) животные

В) одуванчик

Г) вредители

 

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно.

А) В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

Б) Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.



1

2

3

4







Задание 1: Прочитайте высказывания известных людей, найдите и обведите обобщающее  слово, поставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы.

1.Три вещи никогда не возвращаются обратно  время, слово, возможность, поэтому не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность. ( Конфуций.)

__________________________________________________________________________


2.Главное в человеке не ум, а то, что им управляет характер, сердце, добрые чувства.  (Ф.М. Достоевский.)

___________________________________________________________________________


3.А ведь в жизни всё  и плохое и хорошее начинается с того, что кто-то когда-то кому-то просто поверил. 

__________________________________________________________________________

4.Лучшие вещи в жизни бесплатные  объятья, улыбки, друзья, семья, сон, любовь, смех и хорошие воспоминания!

___________________________________________________________________________



Задание 3: Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах и предложения с составными именными сказуемыми. Подчеркните однородные члены и главные члены в предложениях, обозначьте обобщающее слово:

  1. В корзине лежали разные фрукты яблоки груши сливы виноград.

  2. Яблоки груши сливы виноград фрукты.

  3. Треска сельдь палтус морские рыбы нашего Севера.

  4. Из морской рыбы трески сельди палтуса приготавливают много  питательных блюд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!