«Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»
Методист: ____________Дубинина Л.В.
Учитель: ____________Кожумратова Т.В.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности | Словесный Наглядный | - Здравствуйте. Меня зовут Ксения Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. - Прочитайте пожалуйста пословицу на доске. Ученье – свет, а не ученье – это тьма. - Как вы понимаете это выражение? - Думаю каждый хочет оставаться в свете, поэтому сегодня будем стараться и слушать внимательно. | Приветствуют учителя Читают высказывание Ответ: Те, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается много интересного, поэтому учение сравнивают со светом. А те, кто ленится и не учится, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. | Ф | Интерактивная доска | Устный контроль |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Наглядный Практический Словесный | - Ребята, запишите в своих тетрадях число и классная работа. - На столах у вас лежит карточка, работая в паре, решите примеры: 27+27= 44-19= 75-=57 -17=79 15+16= - Не вычисляя, скажите, какие вычисления сделать будет легко, удобно, быстро? 30+65 72-39 74-20 43+29 - Повторим определение «круглое число». - Решите следующие два примера удобным для вас способом: 36+48= 71-57= - А теперь решите эти же примеры с помощью округления чисел. | Записывают число, классная работа Выполняют задание Ответ: 27+27=54 44-19=25 75-18=57 96-17=79 15+16=31 Ответ: Те, где есть круглое число Ответ: Круглое число — это число, которое оканчивается одним или несколькими нулями. Ответ: ИЛИ 36+48= (30+6)+(40+8)= (30+40)+(6+8)= 70+14=74 71-57= 71-(56+1)=(71-1)-56= 70-56= 14 | Ф П Ф И | Карточки | Самоконтроль Устный контроль Самоконтроль |
Выявление места и причины затруднения | Словесный | - Почему вы не смогли решить примеры способом округления? | Ответ: Мы не знаем, как решать этим способом | Ф | - | Устный контроль |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Словесный Наглядный | - Какую мы поставим перед собой цель на уроке? - Что необходимо для достижения этой цели? - На экране перепутанные пункты плана, вам необходимо восстановить последовательность. | Ответ: Познакомиться с округлением и научиться использовать способ округления при сложении и вычитание двузначных чисел Ответ: План Ответ: Узнать, что такое округление Узнать, как использовать приём округления при сложении и вычитании Решать примеры, задачи и уравнения Оценить свою работу на уроке | Ф | Интерактивная доска | Устный контроль |
Реализация построенного проекта | Словесный Наглядный | - Мы повторили, что круглое число – это число, которое оканчивается нулями. Число 20 – это круглое число. 20 – ближайшее круглое число к числу 17. Число 17 округлили до десятков и получили 20. - Рассмотрим первый пример: 46+33= - Представим число 46 в виде ближайшего круглого числа – 50. - На сколько единиц увеличилось число 46? - Далее представим число 46 как 50-4. Почему мы вычитаем 4? - К этому выражению прибавляем второе слагаемое: (50-4)+33= - Так как мы увеличили число 46 на 4 единицы, следовательно, нам нужно отнять эти 4 единицы от полученного результата: (50+33)-4= - Далее в скобках мы получаем 83 и минус 79. Сумма чисел 46 и 33 равна 79. - Рассмотрим следующий пример: 93-67= - Представим число 93 в виде ближайшего круглого числа – 90. - На сколько единиц уменьшилось число 93? - Представим число 93 в виде записи 90+3. Почему мы прибавляем 3 единицы? - Получаем запись: (90+3)-67= - Так как мы уменьшали число 93 на 3 единицы, значит мы вычитаем на 3 единицы меньше, следовательно, нам нужно прибавить эти 3 единицы к полученному результату: (90-67)+3=26 | Ответ: На 4 единицы Ответ: Потому что мы увеличили число 46 на 4 единицы Ответ: На 3 единицы Ответ: Потому что мы уменьшили число 93 на 3 единицы | Ф | Интерактивная или школьная доска | Устный контроль |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный Наглядный Практический | - Откройте учебник на странице 42. На этой странице найдите решённые примеры. Вам необходимо объяснить их решение. - Выполним №2. На сколько увеличилось или уменьшилось каждое число? Составь соответствующие равенства. 58 = 60-2 91 = 90+1 32 = 9 = 39 = 63 = 77 = 42 = - Выполним №3. | Ответ: 1 - Представим число 48 в виде ближайшего круглого числа – 50. Число 48 увеличили на 2 единицы, поэтому представим его как 50-2. К этому выражению прибавим второе слагаемое. И так как мы увеличивали число 48 на 2 единицы, их нужно отнять. Далее производим вычисления 2 – Представим число 71 в виде ближайшего круглого числа – 70. Число 71 мы уменьшили на 1 единицу, поэтому представим 71 в виде 70+1. Так как мы уменьшали число, следовательно, мы вычитаем на 1 единицу меньше, поэтому нужно прибавить 1 единицу к полученному результату. Далее производим вычисления. 3 – Представим число 57 в виде ближайшего круглого числа – 60. Число 57 увеличили на 3 единицы, поэтому запишем число 57 как 60-3. Так как мы увеличивали число 57 до круглого числа на 3 единицы, следовательно, вычитается на 3 единицы больше, поэтому эти 3 единицы нужно прибавить к результату. Ответ: 60, 30, 40, 80, 90, 10, 60, 40 Ответ: 58 = 60-2 91 = 90+1 32 = 30+2 9 = 10-1 39 = 40-1 63 = 60+3 77 = 80-3 42 = 40+2 Ответ: 24+68=24+(70-2)=(24+70)-2=94-2=92 Число 68 округлим до десятков, получим 70. Число 68 мы увеличили на 2 единицы, значит можно записать так: 24+(70-2). Так как мы увеличили 68 на 2 единицы, их же нужно вычесть (24+70)-2=. В скобках получаем 94 и вычитаем 2. Сумма чисел 24 и 68 равна 92. 62-27=(60+2)-27=(60-27)+2=33+2=35 Число 62 округлим до десятков, получим 60. Это круглое число получили, уменьшив 62 на 2 единицы, поэтому 62 представим как сумму 60 и 2. Так как мы уменьшили 62 на 2 единицы, их нужно прибавить к результату: (60-27)+2=. В скобках получается 33 и прибавляем 2. Разность чисел 62 и 27 равна 35. 43+39=43+(40-1)=(43+40)-1=83-1=82 Число 39 округлим до десятков, получим 40. Число 39 мы увеличили на 1 единицу, значит можно записать так: 43+(40-1). Так как мы увеличили 39 на 1 единицу, её же нужно вычесть (43+40)-1=. В скобках получаем 83 и вычитаем 1. Сумма чисел 43 и 39 равна 82. 83-36= 83-(40-4)= (83-40)+4= 43+4=47 Число 36 округлим до десятков, получим 40. Это круглое число получили, увеличив 36 на 4 единицы, поэтому 36 представим как разность 40 и 4. Так как мы увеличили 36 на 4 единицы, их нужно прибавить к результату: (83-40)+4=. В скобках получается 43 и прибавляем 4. Разность чисел 83 и 36 равна 47. | Ф | Учебник Интерактивная доска | Устный контроль Наблюдение |
Физкультминутка | Словесный, практический | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют движения согласно стихотворению | Ф | - | Наблюдение |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный Наглядный Практический | - Самостоятельно решите следующие примеры пользуясь приёмом округления чисел. Округляем выделенные числа: 19+45= 78-19= 81-13= - Проверьте свои ответ. Поднимите руку: у кого 1 ошибка; у кого 2 ошибки; у кого 3 ошибки? | Решаю примеры самостоятельно =(20-1)+45=(20+45)-1=65-1=64 =78-(20-1)=(78-20)+1=58+1=59 =(80+1)-13=(80-13)+1=67+1=68 | И | Интерактивная доска | Самопроверка |
Включение в систему знаний и повторение | Словесный Практический | - Выполним №4. - Прочитайте задачу про себя. - О чём говорится в задачи? - Сколько пряжи напряла старшая сестра? - Сколько напряла средняя сестра? - Младшая? - О чём спрашивается в задачи? - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? - Почему не может? - А мы можем узнать сколько они напряли пряжи? - Как узнать сколько напряла пряжи средняя сестра? - Как узнать сколько напряла младшая сестра? - А сейчас мы сможем ответить на вопрос задачи? Как узнать сколько всего напряли пряжи сёстры? - Следующий №8. - Что неизвестно? - Что неизвестно? - Выполним №5. - Прочитаем. - О чём говорится в задачи? - Сколько витязей вышло с первой волной? - Со второй? - А сколько всего было витязей? - Что спрашивается в задачи? - Можем мы ответить на вопрос задачи? - Как нам найти сколько витязей вышло с последней волной? - А как мы ещё можем решить эту задачу? - Каким способом нам удобнее решить задачу? | Читают задачу Ответ: В задаче говорится о том, что старшая, средняя и младшая сёстры прями пряжу. Ответ: 20 г Ответ: Неизвестно, но сказано, что на 8 г меньше Ответ: Неизвестно, но сказано, что на 9 г больше, чем средняя Ответ: Нужно найти сколько всего пряжи напряли три сестра за вечер Ответ: Нет Ответ: Нам неизвестно сколько напряла средняя и младшая сёстры Ответ: Да, можем. Ответ: Нужно из 20 вычесть 8, так как средняя напряла на 8 г меньше, чем старшая сестра Ответ: Нужно к 12 прибавить 9, так как младшая напряла на 9 г больше, чем средняя сестра Ответ: (32+28)-x=17 Выполним действие в скобках: 32+28. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Складываю единицы: 2+8= 10. 10 – 1 десяток и 0 единицы. Пишу под единицами 0, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 3+2=5, да еще 1, получаем 6. Пишу 6 под десятками. Читаю ответ: сумма чисел 36 и 28 равна 60. 60-x=17 Неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. 60-17 Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: из 0 нельзя вычесть 7, занимаем 1 десяток у 6, получаем 10-7=3. Пишу 3 под единицами. Вычитаю десятки: было 6 десятков, но 1 десяток заняли при вычитании единиц, осталось 5. Получаем 5-1=4. Читаю ответ: разность чисел 60 и 17 равна 43. X=43 y-(90-67) =49 Выполним действие в скобках: 90-67. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: из 0 нельзя вычесть 7, занимаем 1 десяток у 6, получаем 10-7=3. Пишу 3 под единицами. Вычитаю десятки: было 9 десятков, но 1 десяток заняли при вычитании единиц, осталось 8. Получаем 8-6=2. Читаю ответ: разность чисел 90 и 67 равна 23. y-23=49 Неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое нужно из разности вычесть вычитаемое. 49-23 Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: 9-3=6. Пишу 6 под единицами. Вычитаю десятки: 4-2=2. Пишу 2 под десятками. Читаю ответ: разность чисел 49 и 23 равна 26. y=26 Читают номер Ответ: О том, что на берег выходят витязи Ответ: 9 Ответ: 8 Ответ: 30 Ответ: Сколько витязей вышло на берег с последней, третьей, волной Ответ: Да, можем. Ответ: Нужно из 30 вычесть 9 и 8 Ответ: Сначала мы можем найти сколько всего вышло витязей с первой и второй волной, потом из 30 вычесть полученную сумму. Ответ: Вторым | Ф | Учебник | Устный контроль Наблюдение |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный Наглядный | - Урок подходит к концу, подведем итоги урока. - Вспомним, какую цель на урок ставили? - Достигли ли мы цели? - Все ли пункты плана реализованы? - Оцените свою работу на уроке. Для этого посмотрите, пожалуйста, на слайд и закончите предложения. На уроке я узнал … На уроке мне было тяжело… У меня сегодня получилось … На уроке мне было непонятно … | Ответ: Познакомиться с округлением и научиться использовать способ округления при сложении и вычитание двузначных чисел Ответ: Да Ответ: Нет Оценивают свою работу на уроке | Ф | Интерактивная доска | Самоконтроль |