СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Математики" «Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Математики" на тему «Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Математики" «Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»











Технологическая карта урока «Математики»

«Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»







Выполнила

студентка 31 группы

Костина Ксения Алексеевна

Дата проведения: 06.03.24

Методист: ____________Дубинина Л.В.

Учитель: ____________Кожумратова Т.В.

Отметка: _____________





Саратов 2024

Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 100. Приём округления»

Класс: 2 «В»

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умений выполнять сложение и вычитание двузначных чисел с помощью округления.

Задачи урока:

  • Образовательные – познакомить с понятием округление; познакомить с приёмом округления при сложении и вычитании двузначных чисел; учить находить значение выражений с помощью округления при сложении и вычитании двузначных чисел.

  • Развивающие – развивать психические познавательные процессы (мышление, внимание, память, восприятие, речь), развивать устную, письменную математическую речь, развивать коммуникативные навыки, умение обобщать, сравнивать и делать выводы.

  • Воспитательные – развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать объективную самооценку обучающихся, умение аргументировать свою точку зрения, умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные – знать понятие округление; знать приём округления при сложении и вычитании двузначных чисел; уметь выполнять вычисления с помощью округления.

  • Метапредметные УУД – Регулятивные: учить планировать собственные действия; научить формулировать критерии оценивания своей работы; научить представлять оценку собственных достижений; научить указывать причины неудач и успеха. Познавательные: уметь логически рассуждать, проводить причинно-следственные параллели. Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками, уважительно относиться к мнению других; уметь отстаивать свое мнение, вести диалог с учителем; уметь научить грамотно строить речь - письменно и устно.

  • Личностные УУД – иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать память, внимание, логическое мышление; уметь аргументировать свою точку зрения; проявлять самостоятельность.







ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности


Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

Словесный

Наглядный


- Здравствуйте. Меня зовут Ксения Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок математики.

- Прочитайте пожалуйста пословицу на доске.

Ученье – свет, а не ученье – это тьма.

- Как вы понимаете это выражение?






- Думаю каждый хочет оставаться в свете, поэтому сегодня будем стараться и слушать внимательно.

Приветствуют учителя


Читают высказывание


Ответ: Те, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается много интересного, поэтому учение сравнивают со светом. А те, кто ленится и не учится, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества.

Ф



Интерактивная доска

Устный контроль

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Наглядный

Практический

Словесный

- Ребята, запишите в своих тетрадях число и классная работа.

- На столах у вас лежит карточка, работая в паре, решите примеры:

27+27= 44-19= 75-=57

-17=79 15+16=

- Не вычисляя, скажите, какие вычисления сделать будет легко, удобно, быстро?

30+65

72-39

74-20

43+29

- Повторим определение «круглое число».


- Решите следующие два примера удобным для вас способом:

36+48= 71-57=





- А теперь решите эти же примеры с помощью округления чисел.

Записывают число, классная работа


Выполняют задание

Ответ:

27+27=54 44-19=25 75-18=57

96-17=79 15+16=31

Ответ: Те, где есть круглое число






Ответ: Круглое число — это число, которое оканчивается одним или несколькими нулями.

Ответ:

ИЛИ

36+48= (30+6)+(40+8)= (30+40)+(6+8)= 70+14=74

71-57= 71-(56+1)=(71-1)-56= 70-56= 14

Ф


П





Ф








И



Карточки





Самоконтроль

Устный контроль








Самоконтроль



Выявление места и причины затруднения

Словесный

- Почему вы не смогли решить примеры способом округления?

Ответ: Мы не знаем, как решать этим способом


Ф

-

Устный контроль

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Словесный

Наглядный

- Какую мы поставим перед собой цель на уроке?



- Что необходимо для достижения этой цели?

- На экране перепутанные пункты плана, вам необходимо восстановить последовательность.

Ответ: Познакомиться с округлением и научиться использовать способ округления при сложении и вычитание двузначных чисел

Ответ: План

Ответ:

  1. Узнать, что такое округление

  2. Узнать, как использовать приём округления при сложении и вычитании

  3. Решать примеры, задачи и уравнения

  4. Оценить свою работу на уроке

Ф

Интерактивная доска

Устный контроль

Реализация построенного проекта

Словесный

Наглядный

- Мы повторили, что круглое число – это число, которое оканчивается нулями. Число 20 – это круглое число.

20 – ближайшее круглое число к числу 17. Число 17 округлили до десятков и получили 20.

- Рассмотрим первый пример: 46+33=

- Представим число 46 в виде ближайшего круглого числа – 50.

- На сколько единиц увеличилось число 46?

- Далее представим число 46 как 50-4. Почему мы вычитаем 4?

- К этому выражению прибавляем второе слагаемое:

(50-4)+33=

- Так как мы увеличили число 46 на 4 единицы, следовательно, нам нужно отнять эти 4 единицы от полученного результата: (50+33)-4=

- Далее в скобках мы получаем 83 и минус 79. Сумма чисел 46 и 33 равна 79.

- Рассмотрим следующий пример: 93-67=

- Представим число 93 в виде ближайшего круглого числа – 90.

- На сколько единиц уменьшилось число 93?

- Представим число 93 в виде записи 90+3. Почему мы прибавляем 3 единицы?

- Получаем запись: (90+3)-67=

- Так как мы уменьшали число 93 на 3 единицы, значит мы вычитаем на 3 единицы меньше, следовательно, нам нужно прибавить эти 3 единицы к полученному результату: (90-67)+3=26








Ответ: На 4 единицы

Ответ: Потому что мы увеличили число 46 на 4 единицы











Ответ: На 3 единицы

Ответ: Потому что мы уменьшили число 93 на 3 единицы

Ф

Интерактивная или школьная доска

Устный контроль

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

Наглядный

Практический

- Откройте учебник на странице 42. На этой странице найдите решённые примеры. Вам необходимо объяснить их решение.
















- Выполним №2.

На сколько увеличилось или уменьшилось каждое число? Составь соответствующие равенства.

58 = 60-2 91 = 90+1

32 = 9 =

39 = 63 =

77 = 42 =

- Выполним №3.


Ответ:


1 - Представим число 48 в виде ближайшего

круглого числа – 50. Число 48 увеличили на 2 единицы, поэтому представим его как 50-2. К этому выражению прибавим второе слагаемое. И так как мы увеличивали число 48 на 2 единицы, их нужно отнять. Далее производим вычисления

2 – Представим число 71 в виде ближайшего круглого числа – 70. Число 71 мы уменьшили на 1 единицу, поэтому представим 71 в виде 70+1. Так как мы уменьшали число, следовательно, мы вычитаем на 1 единицу меньше, поэтому нужно прибавить 1 единицу к полученному результату. Далее производим вычисления.

3 – Представим число 57 в виде ближайшего круглого числа – 60. Число 57 увеличили на 3 единицы, поэтому запишем число 57 как 60-3. Так как мы увеличивали число 57 до круглого числа на 3 единицы, следовательно, вычитается на 3 единицы больше, поэтому эти 3 единицы нужно прибавить к результату.



Ответ: 60, 30, 40, 80, 90, 10, 60, 40


Ответ:

58 = 60-2 91 = 90+1

32 = 30+2 9 = 10-1

39 = 40-1 63 = 60+3

77 = 80-3 42 = 40+2


Ответ:

24+68=24+(70-2)=(24+70)-2=94-2=92

Число 68 округлим до десятков, получим 70. Число 68 мы увеличили на 2 единицы, значит можно записать так: 24+(70-2). Так как мы увеличили 68 на 2 единицы, их же нужно вычесть (24+70)-2=. В скобках получаем 94 и вычитаем 2. Сумма чисел 24 и 68 равна 92.

62-27=(60+2)-27=(60-27)+2=33+2=35

Число 62 округлим до десятков, получим 60. Это круглое число получили, уменьшив 62 на 2 единицы, поэтому 62 представим как сумму 60 и 2. Так как мы уменьшили 62 на 2 единицы, их нужно прибавить к результату: (60-27)+2=. В скобках получается 33 и прибавляем 2. Разность чисел 62 и 27 равна 35.

43+39=43+(40-1)=(43+40)-1=83-1=82

Число 39 округлим до десятков, получим 40. Число 39 мы увеличили на 1 единицу, значит можно записать так: 43+(40-1). Так как мы увеличили 39 на 1 единицу, её же нужно вычесть (43+40)-1=. В скобках получаем 83 и вычитаем 1. Сумма чисел 43 и 39 равна 82.

83-36= 83-(40-4)= (83-40)+4= 43+4=47

Число 36 округлим до десятков, получим 40. Это круглое число получили, увеличив 36 на 4 единицы, поэтому 36 представим как разность 40 и 4. Так как мы увеличили 36 на 4 единицы, их нужно прибавить к результату: (83-40)+4=. В скобках получается 43 и прибавляем 4. Разность чисел 83 и 36 равна 47.

Ф

Учебник




Интерактивная доска

Устный контроль

Наблюдение

Физкультминутка

Словесный, практический

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения согласно стихотворению

Ф

-

Наблюдение

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный

Наглядный

Практический

- Самостоятельно решите следующие примеры пользуясь приёмом округления чисел. Округляем выделенные числа:

19+45=

78-19=

81-13=

- Проверьте свои ответ. Поднимите руку: у кого 1 ошибка; у кого 2 ошибки; у кого 3 ошибки?

Решаю примеры самостоятельно



=(20-1)+45=(20+45)-1=65-1=64

=78-(20-1)=(78-20)+1=58+1=59

=(80+1)-13=(80-13)+1=67+1=68

И

Интерактивная доска






Самопроверка

Включение в систему знаний и повторение

Словесный

Практический

- Выполним №4.



- Прочитайте задачу про себя.

- О чём говорится в задачи?


- Сколько пряжи напряла старшая сестра?

- Сколько напряла средняя сестра?


- Младшая?


- О чём спрашивается в задачи?


- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Почему не может?


- А мы можем узнать сколько они напряли пряжи?

- Как узнать сколько напряла пряжи средняя сестра?


- Как узнать сколько напряла младшая сестра?


- А сейчас мы сможем ответить на вопрос задачи? Как узнать сколько всего напряли пряжи сёстры?

- Следующий №8.









- Что неизвестно?























- Что неизвестно?










- Выполним №5.

- Прочитаем.

- О чём говорится в задачи?

- Сколько витязей вышло с первой волной?

- Со второй?

- А сколько всего было витязей?

- Что спрашивается в задачи?


- Можем мы ответить на вопрос задачи?

- Как нам найти сколько витязей вышло с последней волной?

- А как мы ещё можем решить эту задачу?



- Каким способом нам удобнее решить задачу?

Читают задачу

Ответ: В задаче говорится о том, что старшая, средняя и младшая сёстры прями пряжу.

Ответ: 20 г

Ответ: Неизвестно, но сказано, что на 8 г меньше

Ответ: Неизвестно, но сказано, что на 9 г больше, чем средняя

Ответ: Нужно найти сколько всего пряжи напряли три сестра за вечер


Ответ: Нет


Ответ: Нам неизвестно сколько напряла средняя и младшая сёстры

Ответ: Да, можем.

Ответ: Нужно из 20 вычесть 8, так как средняя напряла на 8 г меньше, чем старшая сестра

Ответ: Нужно к 12 прибавить 9, так как младшая напряла на 9 г больше, чем средняя сестра



Ответ:

(32+28)-x=17

Выполним действие в скобках: 32+28.

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Складываю единицы: 2+8= 10. 10 – 1 десяток и 0 единицы. Пишу под единицами 0, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам. Складываю десятки: 3+2=5, да еще 1, получаем 6. Пишу 6 под десятками. Читаю ответ: сумма чисел 36 и 28 равна 60.

60-x=17

Неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

60-17

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: из 0 нельзя вычесть 7, занимаем 1 десяток у 6, получаем 10-7=3. Пишу 3 под единицами. Вычитаю десятки: было 6 десятков, но 1 десяток заняли при вычитании единиц, осталось 5. Получаем 5-1=4. Читаю ответ: разность чисел 60 и 17 равна 43.

X=43

y-(90-67) =49

Выполним действие в скобках: 90-67.

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: из 0 нельзя вычесть 7, занимаем 1 десяток у 6, получаем 10-7=3. Пишу 3 под единицами. Вычитаю десятки: было 9 десятков, но 1 десяток заняли при вычитании единиц, осталось 8. Получаем 8-6=2. Читаю ответ: разность чисел 90 и 67 равна 23.

y-23=49

Неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое нужно из разности вычесть вычитаемое.

49-23

Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами. Вычитаю единицы: 9-3=6. Пишу 6 под единицами. Вычитаю десятки: 4-2=2. Пишу 2 под десятками. Читаю ответ: разность чисел 49 и 23 равна 26.

y=26








Читают номер

Ответ: О том, что на берег выходят витязи

Ответ: 9

Ответ: 8

Ответ: 30

Ответ: Сколько витязей вышло на берег с последней, третьей, волной

Ответ: Да, можем.

Ответ: Нужно из 30 вычесть 9 и 8


Ответ: Сначала мы можем найти сколько всего вышло витязей с первой и второй волной, потом из 30 вычесть полученную сумму.

Ответ: Вторым

Ф

Учебник























































Устный контроль

Наблюдение

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный

Наглядный


- Урок подходит к концу, подведем итоги урока.

- Вспомним, какую цель на урок ставили?



- Достигли ли мы цели?

- Все ли пункты плана реализованы?

- Оцените свою работу на уроке. Для этого посмотрите, пожалуйста, на слайд и закончите предложения.

  • На уроке я узнал …

  • На уроке мне было тяжело…

  • У меня сегодня получилось …

  • На уроке мне было непонятно …


Ответ: Познакомиться с округлением и научиться использовать способ округления при сложении и вычитание двузначных чисел

Ответ: Да

Ответ: Нет

Оценивают свою работу на уроке





Ф


Интерактивная доска

Самоконтроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!