Тема: | Сообщающиеся сосуды. |
Цель : | изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов; обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях; примеры сообщающихся сосудов и их применение. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Ученик научится: анализировать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды; Ученик получит возможность научиться: сравнивать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды; самостоятельно создавать конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды | Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, получать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Личностные Воспитание интереса к природе и технике. |
Основные понятия | Давление, сосуды |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика Технология География | фронтальная | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости (по рис. 32) и неоднородных жидкостей (по рис. 33). 2. Модели водомерного стекла, фонтана (по рис. 34, 35). |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Учитель и ученики приветствуют друг друга. | Развивают операцию мышления, отвечают на вопросы, на основе, что известно. Ведут поиск правильного ответа. | Выражают свои мысли, строят высказывания, проговаривают, запоминают, выделяют необходимую информацию. Выбирают правильный ответ. Работа в парах. | Осознание того, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. Решают учебные проблемы. Не боится сделать ошибку. |
Актуализация ранее изученного |
1.Анаграммы. Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло. Что такое давление? Как определить давление, которое я оказываю на пол? В чем заключается закон Паскаля? Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной? Как изменяется давление газа при уменьшении его объема? Как увеличить давление? Как уменьшить давление? | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Что общего между чайником и фонтаном? Чем интересно строение этих сосудов? Чтобы нам продолжить путь, Надо знанья почерпнуть. Мы тетради открываем И сосуды изучаем. А сосуды эти внизу сообщаются, Опыты прекрасные с ними получаются! | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися. На рисунке 107 изображены два сосуда, соединенные между собой резиновой трубкой. Такие сосуды называют сообщающимися. Лейка, чайник, кофейник — примеры сообщающихся сосудов (рис. 108). Из опыта мы знаем, что вода, налитая, например, в лейку, стоит всегда в резервуаре лейки и в боковой трубке на одном уровне. С сообщающимися сосудами можно проделать следующий простой опыт. В начале опыта (рис. 107, а) резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок наливают воду. Затем зажим открывают, и вода начинает перетекать в другую трубку до тех пор, пока поверхности воды в обеих трубках не установятся на одном уровне (рис. 107, 6). Можно закрепить одну из трубок в штативе, а другую поднимать, опускать или наклонять в стороны. И в этом случае, как только жидкость успокоится, ее уровни в обеих трубках будут одинаковыми (рис. 107, в). В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково) (рис. 109). Это можно обосновать следующим образом. Жидкость покоится, не перемещаясь из одного сосуда в другой (см. рис. 107). Значит, давления в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обоих сосудах одна и та же, т. е. имеет одинаковую плотность. Следовательно, должны быть одинаковы и ее высоты. Когда мы поднимаем один сосуд или доливаем в него жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми. Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй — другой, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. И это понятно. Мы ведь знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью (рис. 110). | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. Известно, что в правом колене изогнутой трубки (рис. 36) жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих трубки. Задание. Задачи: В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно в обоих случаях будет одинаковое.)) Р ассмотрите рис. а—в и ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а - из правого колена жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в сосудах не уравняется; на рис. б - из левого колена жидкость будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко ленах не станет равным; на рис. в — жидкость перетекать не будет.) Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости? 1. Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник.) Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.) 2. Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет - убедится. (Чайник.) Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника. 3. Еслречка по трубе Прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нем - Как мы это назовем? (Водопровод.) Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.) Мойдодыру я родня, Отверни, открой меня. И холодною водою Живо я тебя умою. (Кран.) | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Сообщения |
Из «Книги рекордов Гиннеса» Шлюзы - Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Антверпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3. - Самый глубокий шлюз - Карапатело - в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м. - Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) - в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин. Фонтаны. - Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) - был по строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч. — Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее емкость 9 462 000 л. Водопровод - Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г. - Самая протяженная водопроводная сеть (8 тыс. км) в нашей стране - в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 г. | | | | | | |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. §40 Изготовить модель фонтана | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |