СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сообщающиеся сосуды".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить  особенности  сообщающихся  сосудов  и  сформировать  основной  закон  сообщающихся  сосудов;                         обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на   одном  уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях; примеры сообщающихся  сосудов и их применение.                         

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сообщающиеся сосуды".»

Урок: Дата:


Тема:

Сообщающиеся сосуды.

Цель :

изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов; обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях; примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Ученик научится: анализировать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды;

Ученик получит возможность научиться: сравнивать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды;

самостоятельно создавать конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды

Коммуникативные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, получать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Личностные Воспитание интереса к природе и технике.


Основные понятия

Давление, сосуды

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Технология

География

фронтальная

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

 Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости (по рис. 32) и неоднородных

жидкостей (по рис. 33). 2. Модели водомерного стекла, фонтана (по рис. 34, 35).



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Учитель и ученики приветствуют друг друга.


Развивают операцию мышления, отвечают на вопросы, на основе, что известно. Ведут поиск правильного ответа.

Выражают свои мысли, строят высказывания, проговаривают, запоминают, выделяют необходимую информацию. Выбирают правильный ответ. Работа в парах.

Осознание того, что уже усвоено, качество и уровень усвоения. Решают учебные проблемы. Не боится сделать ошибку.

Актуализация ранее изученного

1.Анаграммы.

Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.

  • Что такое давление?

  • Как определить давление, которое я оказываю на пол?

  • В чем заключается закон Паскаля?

  • Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?

  • Как изменяется давление газа при уменьшении его объема?

  • Как увеличить давление? Как уменьшить давление?


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.


Что общего между чайником и фонтаном? Чем интересно строение этих сосудов?

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные с ними получаются!


Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний


Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.






На рисунке 107 изображены два сосуда, соединенные между собой резиновой трубкой. Такие сосуды называют сообщающимися. Лейка, чайник, кофейник — примеры сообщающихся сосудов (рис. 108). Из опыта мы знаем, что вода, налитая, например, в лейку, стоит всегда в резервуаре лейки и в боковой трубке на одном уровне. С сообщающимися сосудами можно проделать следующий простой опыт. В начале опыта (рис. 107, а) резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок наливают воду. Затем зажим открывают, и вода начинает перетекать в другую трубку до тех пор, пока поверхности воды в обеих трубках не установятся на одном уровне (рис. 107, 6). Можно закрепить одну из трубок в штативе, а другую поднимать, опускать или наклонять в стороны. И в этом случае, как только жидкость успокоится, ее уровни в обеих трубках будут одинаковыми (рис. 107, в).

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково) (рис. 109). Это можно обосновать следующим образом. Жидкость покоится, не перемещаясь из одного сосуда в другой (см. рис. 107). Значит, давления в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обоих сосудах одна и та же, т. е. имеет одинаковую плотность. Следовательно, должны быть одинаковы и ее высоты. Когда мы поднимаем один сосуд или доливаем в него жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми. Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй — другой, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. И это понятно. Мы ведь знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей будут различны. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью (рис. 110).

Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.

Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей.

Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся.


Известно, что в правом колене изогнутой трубки (рис. 36) жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих

трубки.

Задание.

  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?


Задачи:

В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо­
жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
в обоих случаях будет одинаковое.))


Р ассмотрите рис. а—в и ответьте на вопрос: что произойдет
с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а - из правого колена
жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
сосудах не уравняется; на рис. б
- из левого колена жидкость
будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко­
ленах не станет равным; на рис. в жидкость перетекать не
будет.)


Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?


1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)

2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет - убедится. (Чайник.)

Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носи­ке чайника.

3. Еслречка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем -

Как мы это назовем? (Водопровод.)

Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)

Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня.
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран.)

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Сообщения

Из «Книги рекордов Гиннеса»

Шлюзы

- Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Ант­верпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.

- Самый глубокий шлюз - Карапатело - в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.

- Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) - в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.

Фонтаны.

- Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) - был по­ строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.

— Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее ем­кость 9 462 000 л.

Водопровод

- Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.

- Самая протяженная водопро­водная сеть (8 тыс. км) в нашей стране - в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-кило­метрового Мытищинского водопро­вода, вступившего в строй в 1804 г.








Домашнее задание

Объясняет домашнее

задание.

§40

Изготовить модель фонтана

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует

обсуждение

достижений.

Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить

перспективы работы

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся























Ниеледав Алси

Тавысо

Ностьплот

Нотнью

Кальсап

Щадьпло














Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!