Тема урока | «Снежинки Деда Мороза». |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, формирование познавательного интереса и практических умений детей через изготовление новогодней снежинки. |
Задачи | Образовательные: 1) познакомить с историей вырезания снежинок; 3) закрепить навыки анализа конструкции изделия, организации рабочего места, выполнения работы в последовательности. 4) совершенствовать навыки выполнения технологических операций. Развивающие: 1) способствовать развитию логического, образного, художественного мышления, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию аккуратности, терпения; 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Основные понятия | Бумага, ножницы, новогодние снежинки, новый год. |
Межпредметные связи | изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир. |
Оборудование | Оборудование учителя: образец новогодней снежинки; слайдовая презентация: включает иллюстративный материал к вводной беседе; критерии оценок; правила безопасной работы с ножницами. Оборудование учащихся: Материалы: цветная бумага. Инструменты: ножницы. Приспособления: клеенка. |
Литература (печатные издания). | Литература: Лутцева, Е А. Технология. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2017. – 95 с. : ил. - (Школа России). |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя, содержание этапов (видов работ) | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности | - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. - Сядьте удобно, прямо, красиво. У нас сегодня всё получится. Для этого надо быть наблюдательными, уметь слушать, быть внимательными и терпеливыми. | Включаются в учебную деятельность. | | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; принимать разные мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. | 1 мин |
| II. Формулирование темы урока, постановка цели | | | 2 мин |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися | - Ребята, вспомните, что вы делали на прошлом уроке? - Какой материал вы использовали при работе? - А каким инструментом вы работали? - Можно ли из бумажных полосок сделать другие новогодние украшения? - Конечно можно. - Мы с вами продолжаем работать в бумажной мастерской. - Чтобы узнать тему нашего урока, мы с вами отгадаем загадку. В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села – От тепла растаяла. (снежинка) - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? - Тема нашего урока «Снежинки Деда Мороза». | С помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения, формулируют тему, и задачи урока. | | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. | |
| III. Вводная беседа | | | 3-5 мин |
1) познакомить с историей вырезания снежинок. | - Ребята, обратите внимание на слайд. Посмотрите, какие удивительные снежинки создает мороз. - А это снежинки из бумаги. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка из бумаги именно снежинок впервые появилась в России, причем задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору березы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта. - Но, береста сегодня уже давно в прошлом и снежинки теперь вырезают из бумаги. Ежегодно в канун Нового года снежинки из бумаги украшают окна квартир и как ничто другое создают атмосферу этого зимнего праздника! | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Иметь представление об разновидностях ёлочных украшений. Знать разновидности ёлочных украшений. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. | |
| IV. Подготовка к практической работе | | | 4-5 мин |
2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, организации рабочего места, выполнения работы в последовательности. | - Ребята, давайте рассмотрим образец изделия, которое мы с вами будем выполнять. Он представлен на слайде. Анализ конструкции изделия - Как называется изделие? - Где можно использовать данное изделие? - Какие основные материалы использованы? (бумага). - Отлично. Мы с вами разобрали, из чего состоит наша подвеска. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, высказывают свое мнение о практической значимости изделия. | Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно- логические задачи. | Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. | |
| V. Организация рабочего места | | | 3 мин |
3) познакомить с правила работы с ножницами; 4) закрепить навыки анализа конструкции изделия, организации рабочего места, выполнения работы в последовательности. 5) совершенствовать навыки выполнения технологических операций. | - Ребята, перед началом нашей практической работы давайте проверим, все ли материалы есть у вас на партах. а) Проверка оборудования рабочих мест учащихся Материалы: цветная бумага. Инструменты: ножницы. Приспособления: клеенка. - Отлично! Все необходимые материалы у нас есть. б) Выяснение правил т/б - Ребята, сегодня вам предстоит работать с ножницами. - Мы знаем, что ножницы еще опасны, ведь если не соблюдать технику безопасности, можно порезаться. - А как правильно работать с ножницами? - Посмотрите на слайд. - Вот такие несложные правила помогут нам работать с ножницами правильно. - Ребята, мне кажется вы немного устали, предлагаю вам немного отдохнуть. в) Физминутка - Так как у нас с вами сегодня новогодняя тематика, то я предлагаю вам поиграть в снежки. Все поднялись с места дружно! По снежку слепить вам нужно! Бросьте влево, бросьте вправо! Увернитесь от расправы! Запусти назад снежок! А теперь садись, дружок! - Отдохнули? Садитесь. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами, выполняют физминутку. | Уметь: организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | |
| VI. Практическая работа | | | 25-30 мин |
6) закрепить навыки анализа конструкции изделия, организации рабочего места, выполнения работы в последовательности. | - Ребята, оценивать вашу работу я буду по таким критериям: - правильная работа с ножницами; - аккуратное выполнение снежинки. Практическая работа - Возьмите светлый лист цветной бумаги. - Поднимаем нижний угол к центру, чтобы получился квадрат. - Берем ножницы и лишнее отрезаем. - Поднимаем нижний угол и складываем его с верхним углом (получился треугольник). - Берём правый угол и сгибаем его с левым. - Развернём полученный треугольник. - Увидели линию сгиба в центре? - Берём первый угол треугольника, сгибаем к середине (к линии сгиба), не доводя до вершины треугольника. - Берём второй угол треугольника, сгибаем к середине (к линии сгиба) не доводя до вершины треугольника. (Показываю). - Отрезаем верхнюю часть заготовки. - Следующий этап - разметка: на этом этапе нам необходимо обвести шаблоны. (Раздаю шаблоны). - Находим линию сгиба. - Прикладываем шаблон к линии сгиба. - Обводим шаблон карандашом. - Далее вырезаем нашу снежинку по карандашной разметке. - Помните о правилах работы с ножницами. - Все закончили? - Отлично, посмотрите, какие яркие, необычные снежинки для новогодней елки у нас получились. - Сложно ли вам было? - Украсите ли вы этой снежинкой ваш дом? | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец. | Знать: виды изучаемых материалов, их свойства и названия Уметь: правильно работать ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки | |
| VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | | | 3 мин |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности. | - Отлично. - Теперь я попрошу каждого вынести свою снежинку и показать. - Ребята с первого ряда, выходите к доске, покажите свои снежинки. - Второй ряд, прошу вас выйти к доске. - Третий ряд, выходите к доске. - Понравились ли вам ваши работы? - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? - С каким материалом работали на уроке? - Где в дальнейшем вы можете воспользоваться полученными знаниями? - Хорошо. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют самооценку учебной деятельности. | | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |
| VIII. Уборка рабочих мест | | | 2 мин |
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | - Не забывайте, каждый за собой убирает рабочее место. Собирает мусор и выкидывает в контейнер для мусора. Складывает инструменты и материалы. - Спасибо за работу. Мне очень понравилось с вами работать, надеюсь вам тоже. - До свидания! | Наводят порядок на рабочем столе | | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место. | |