Урок «Уравнение прямой» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что поможет вас сосредоточить ваше внимание на уроке геометрии? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении геометрии. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний об уравнении прямой? Формулирует учебную задачу: – Исследовать уравнение прямой | Выступают перед классом или в группах. – Мы уже изучали… – У меня хорошо получается… – Я могу выполнить… – Я знаю… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляет уравнение прямой; – научиться доказывать и применять уравнение прямой | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему нужно уделить внимание вопросу, связанному с изучением уравнения прямой? – Насколько для меня интересно достигнуть поставленных целей и задач урока? – Где я смогу использовать знания, приобретаемые на уроках геометрии? – Как геометрия может быть связана с моей будущей профессией? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Какой вид имеет уравнение прямой на плоскости ху? Организует исследование уравнения прямой. Отвечает на вопросы учащихся. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Совместно с учащимися анализирует таблицу. Уравнение | Значения | График | | любые | Невертикальная прямая | любое | Вертикальная прямая | | Вся координатная плоскость | | | Предлагает проанализировать решение задачи: – Составьте уравнение прямой, проходящей через точки: 1) А(–3; 5) и В(–3; –6); 2) С(6; 1) и D(–18; –7). | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: а) буду самостоятельно изучать новый материал; б) буду работать в паре; в) буду работать в группе. Исследуют уравнение прямой. Рассматривают, как выводят уравнение прямой. Формулируют вопросы учителю. Проводят дополнительные самостоятельные исследования. Найденная информация | Мне непонятно… Вопросы учителю | Уравнение прямой имеет вид , где некоторые числа, причем и не равны нулю одновременно | Почему…? | Любое уравнение вида , где некоторые числа, причем и не равны нулю одновременно, является уравнением прямой | Как…? | Анализируют информацию. Проводят дополнительные исследования. Задают учителю вопросы. Анализируют предложенное решение задания. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения задания. Решение | Комментарий ученика. Вопросы учителю | 1) Так как данные точки имеют равные абсциссы, то прямая АВ является вертикальной и ее уравнение имеет вид х = –3 | Как…? | 2) Так как данные точки имеют разные абсциссы, то прямая СD не является вертикальной и можно воспользоваться уравнением прямой в виде Подставив координаты точек С и D в уравнение , получаем систему уравнений: | Каким образом…? | Искомое уравнение имеет вид | Зачем…? | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Проводят исследование. Анализируют информацию |
VI. Решение заданий | Задания. 1. (№ 357) Найдите координаты точек пересечения прямой 4х – 5у = 20 с осями координат. Принадлежит ли этой прямой точка: 1) 3) 2. (№ 359) Составьте уравнение прямой, проходящей через точку А(6; –3) и перпендикулярной оси х. Какие координаты имеет точка пересечения этой прямой с осью х? | Решения. 1. С осью х: (5; 0); с осью у: (0; – 4). 1) принадлежит; 2) не принадлежит; 3) не принадлежит; 4) не принадлежит. 2. х = 6 В(6; 0) | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Можно ли сказать, что я чему-то научился на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – В чем мне нужно совершенствоваться? – Что помешало мне работать лучше? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
VIII. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |