I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам алгебры! – Я сегодня постараюсь вам помочь продолжить познавать алгебру! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать, что им известно о таких понятиях как «уравнение» и «математическая модель реальной ситуации». Способствует выделению учащимися своих достижений и успехов в изучении алгебры. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний для решения уравнений с двумя переменными? Формулирует учебную задачу: – Исследовать уравнения с двумя переменными | Выступают перед классом или в группах. – Мы изучали… – Я разобрался с… – Я могу объяснить… – Я выполнял… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Умение развивать навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «уравнение с двумя переменными»; – понять, что значит решить уравнение с двумя переменными; – понять, что собой представляет график уравнения с двумя переменными | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что меня заинтересовало в теме урока? – Почему учиться никогда не поздно? – Каких результатов моей работы на уроке ожидают мои родители? – Какова моя цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Что собой представляют уравнения с двумя переменными? Как такое возможно? Какой можно привести пример? Предлагает учащимся проанализировать уравнения и выяснить, почему они называются уравнениями с двумя переменными. Обращает внимание на примеры из учебника, поясняющие их практический смысл. Предлагает проанализировать определение понятия «решение уравнения с двумя переменными». Организует обсуждение проблемного вопроса: – Имеет ли уравнение только одно правильное решение? Объясняет учащимся, как записывать решение уравнения: является решением уравнения. В скобках на первом месте пишут значение переменной х, а на втором – значение переменной у. Поясняет определение: – Решить уравнение с двумя переменными – это значит найти все его решения или показать, что оно не имеет решений. Организует исследование свойств уравнений с двумя переменными. Организует исследование вопроса: – Что является графиком уравнения с двумя переменными? Объясняет учащимся, что если какая-то фигура является графиком уравнения, то выполняются два условия: 1) все решения уравнения являются координатами точек, принадлежащих графику; 2) координаты любой точки, принадлежащей графику, – это пара чисел, которая является решением данного уравнения | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Проводят исследования. Анализируют уравнения. Заполняют таблицу. Объекты для изучения | Комментарий ученика | | | | | | | | | | | Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Пару значений переменных, обращающую уравнение в верное равенство, называют решением уравнения с двумя переменными | Пара значений, уравнение, верное равенство | Почему…? Что…? | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Проводят необходимые исследования. Находят решения: Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Исследуют свойства уравнений с двумя переменными. Анализируют найденную информацию. Свойства | Я не понимаю… Вопросы для дополнительных исследований | Если к обеим частям данного уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же решения, что и данное | Почему…? | Если какое-либо слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же решения, что и данное | Как…? | Если обе части уравнения умножить (разделить) на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, имеющее те же решения, что и данное | Зачем…? | Проводят исследование. Находят необходимую информацию. Анализируют найденное определение. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Графиком уравнения с двумя переменными называют геометрическую фигуру, состоящую из всех тех, и только тех точек координатной плоскости, координаты которых (пары чисел) являются решением данного уравнения | Геометрическая фигура, точки координатной плоскости, решение уравнения | Как…? Каким образом…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Что называют решением уравнения с двумя переменными? | | | Что означает решить уравнение с двумя переменными? | | | Что называют графиком уравнения с двумя переменными? | | | Может ли график уравнения с двумя переменными состоять только из одной точки? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении уравнений с двумя переменными? – Что у меня получилось лучше всего? – Какой информацией мне хочется поделиться с друзьями? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |