– У нас сейчас урок русского языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках. – О чем говорит название учебника? – Почему эту книгу называют учебником? Показывает для сравнения художественную книгу. – Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель? – Рассмотрите учебник. В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр. Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником – Мы начинаем изучать предмет «Русский язык» с раздела «Наша речь». Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроках. – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. - Какая бывает речь? – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 1, 2 и 3 классов, чем отличается от них. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.) К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.) Что это значит? Как мы можем его беречь? Прочитайте обращение авторов учебника. Какие открытия нам поможет сделать учебник? Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы необходимость изучать русский язык. - Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и выясните, для чего они нужны. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять. Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены? Прочитайте название раздела на с. 5. Какие слова Д.С. Лихачёва стаям эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете? Прочитайте, что нам предстоит вспомнить. |
– Рассмотрите схему. Что вы знаете о речи? – Прочитайте текст. Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше? | Работа по учебнику Упр.1(с. 6). Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского. Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? (*Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».) Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва. Почему по речи человека можно судить о том. что он собой представляет? Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.) Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): найти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке. Упр. 2 (с. 6). - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести? - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) - Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Что означает это слово? - Составьте с этим словом словосочетание, запишите, под черкните непроверяемые гласные. |
V. Этап первичной проверки понимания изученного. Работа по учебнику упр. 3 – Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение. Выполните задания. – Приходилось ли вам общаться с детьми других национальностей? – На каком языке вы разговаривали? – Все жители нашей страны России общаются на русском языке, он является не только национальным языком русского народа, но и государственным языком РФ и языком межнационального общения | V. Этап первичной проверки понимания изученного. Работа по карточкам - Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропу щенные буквы и раскройте скобки. Мурка и ежата Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к..лючих ежи в мя..кис тряпоч..ки и подн..ели к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом. Ёж..ки уткнули мордоч..ки в теплый кошкин ж..вот. М.лыши с..сали м.лоч..ко у новой мамы. Так д..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят. ..днажлы л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы р..ши ли сп..сти ежат и поде.лили г.лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тронула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула. (По Е. Кузнецову) |