Тема | Зачем людям украшения |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с понятием украсить, значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль хозяина. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага, кисти). |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Задачи (планируемые образовательные результаты) | Предметный результат: Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных стран единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Метапредметные УУД: Познавательные: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; - уметь организовать место занятий. Личностные УУД: - уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
Методы и формы обучения | Введение в проблематику раздела; фронтальная, групповая, индивидуальная; наглядности, проблемные ситуации, выдвижение гипотез, поиск, анализ и обобщение информации |
Оборудование и образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, экран, презентация «Зачем людям украшения» (ссылка в комментариях), учебник «Изобразительное искусство.5 класс» Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. – М. :Просвещение, 2015. |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Определение проблемной ситуации. (Иллюстрации на слайдах: простые изображения и после преображения). | Рассматривают иллюстрации. Участвуют в диалоге. Объясняют смысл понятия «украшения». |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание: какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | 1.Беседа о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. описание украшений древних людей, средневековья, Введение регионального компонента (история основания города и казачьего костюма) (Презентация. Иллюстрации.) 2.Знакомство с особенностями украшений монархов (Инсценировка сказки, новые знания о титулах, королевских украшениях, других символах королевской власти) | 1.Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. рассматривают иллюстрации Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Участвуют в диалоге. |
5. Физминутка | физминутка отражала тему урока таким образом весь процесс выглядит как единое целое | сохранения здоровья детей | комментирует весь ход физминутки | выполняют упражнения, повторяя за учителем |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | - При помощи цветных карандашей выполните эскизы украшений сказочных персонажей. Наполните украшения смыслом и образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию. | Выполняют эскизы украшений сказочных персонажей с применением графических материалов (цв. крандаши) (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
7. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание) |
8. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: - Зачем людям украшения? - Что значит - украсить? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение., дают оценку своему настроению |
9. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных УУД | рекомендации по посещению, библиотек, сайтов государственных музеев (Эрмитаж, Гохран, Русский музей) | Запись д/з в дневник. |