I. | Адапта-ционный этап | 1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке 2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | Определяют свое эмоциональное состояние на начало урока, оценивают свою готовность и настрой на работу.
Слушают загадку и анализируют ее.
Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока. (Тема урока: Жизнь насекомых весной. Цель урока: Узнать о насекомых своего края, об их жизни весной.) | На места все тихо сели Не нарушим тишину. Приготовились, все слушают Я урок сейчас начну. - Давайте вспомним понятия, которые понадобятся сегодня на уроке: - Природа делится на… - Что такое неживая природа? - Приведите примеры неживой природы. А что такое живая природа? Приведите примеры. Какие группы животных знаем? Игра «Природа-не природа». Я хочу, чтобы вы сами определили тему урока ,послушайте загадку: - Крыльями цветными машет, Над цветком порхает, пляшет. Кружится, летает, нектар собирает. Нагнешься понюхать красивый цветок, И вдруг улетит расписной лепесток. -К какой группе животных относится бабочка? -Давайте с вами проведем речевую разминку. «Кто знает больше насекомых?» Закончи предложения: Ла-ла-ла, на цветке сидит … С-а-са-са, не дает нам спать … Вей-вей-вей, травку тащит… Эвристическая беседа для постановки темы и цели урока: -Ребята, о ком будем говорить на уроке? -Каких насекомых вы видели весной на улице? -Какое насекомое больше нравится? -Правильно, сегодня, мы будем закреплять знания о насекомых, об их жизни весной. Насекомые – самая многочисленная и самая разнообразная группа животных на Земле. Известно более миллиона видов насекомых. | |
10 мин |
II. | Основной этап | 1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта. 2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос. | Слушают стихотворение, прочитанное учителем, настраиваются на путешествие. Слушают загадки, называют отгадки, находят отличительные особенности насекомых. Выполняют упражнения по тексту, минутка отдыха и релаксации. Формулируют ответы на вопрос, выполняют задания. Формулируют ответы на вопросы. Слушают загадку, называют отгадку, формулируют ответ на вопрос. Слушают загадку и формулируют ответ на вопрос. Выполняют упражнения в соответствии с текстом, минутка отдыха и релаксации. Формулируют ответ на вопрос. Наблюдают, проведенный учителем, эксперимент и делают вывод Работают по дидактическим карточкам (дифференцированно), показывают знания по теме. Выполняют интерактивные задания, анализируют и делают вывод. | -Чтение учителем стихотворения: -Очень добрым, очень светлым, Золотистым, ясным днем Мы поедем в гости к лесу, В гости к солнышку пойдем, - Ребята, давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого мы встретим первым? Слайд 1 Чтение загадок: Не птица, а с крыльями, Не пчела, а над цветами летает. - Что это за насекомое? Слайд 2 (появляется надпись «Бабочка») - Посмотрите на изображение бабочки. С кем еще сравнивают бабочку? Почему? Какие крылья у бабочки? Сколько крыльев у бабочки? - Послушайте и скажите, кто прилетел к бабочке в гости. Физминутка Жу-жу-жу-жу-жу. Я на ветке сижу. Я на ветке сижу- Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь Низко с ними наклоняюсь. Что это за насекомое? Слайд3 (появляется надпись «Жук») - Посмотрите на изображение жука. Сколько ножек у жука? А есть ли у жука крылья? Какие они? Слайд 4 - А кто еще здесь есть, давайте отгадаем: Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком. Слайд 5 (надпись «Пчела») - Посмотрите на изображение пчелы. А есть ли у нее крылья? Какие? А сколько ножек? Слайд 6. - Посчитайте. - А все ли насекомые могут летать? - Выберите на картинках насекомых, у которых есть крылья. Назовите их. - Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку. Мы встречаем новое животное. Отгадаем? Одежды не шью, а ткань всегда тку. Слайд7 (появляется надпись «Паук») - Кто изображен на картинке? Этот паучок гуляет по траве. Где живут пауки? Какой у них домик? Слайд 8 - А пауки летают? Почему нет? А сколько у них ног? Верно, ребята. Пауки не относятся к насекомым. Продолжим наш путь. - Отгадайте загадку: На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа. Без работы, хоть убей, Жить не может … Слайд 9 (появляется надпись «Муравей») Слайд 10 - Как вы думаете, кто это? - Посмотрите на изображение муравья. - Почему муравьи так быстро бегают? А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? - Да, у этих муравьев нет крыльев, хотя есть и крылатые виды. - Посмотрите, кто к нам неожиданно подскочил? С ветки – на тропинку, С травинки – на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. - Отгадайте, кто это? - Слайд 11 (появляется надпись «Кузнечик») Слайд 12 - Рассмотрите изображение кузнечика. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? Как прыгают кузнечики? Поиграем: Физминутка. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко. - Ребята, кого мы встретили, когда путешествовали? - Как их всех можно назвать одним словом? Многие насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. У некоторых насекомых есть ворсинки, а для того, чтобы узнать, для чего они, мы проведем эксперимент. - У меня есть волшебные рукавички: одна гладкая и блестящая, а другая –пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев, мохнатую, я превращусь в пчелу, а надев гладкую – в кузнечика. У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. - Сейчас, мы увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. - Где больше пыльцы? Почему на мохнатой? - Вот, для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками. - Бабочки, пчелы, жуки, кузнечики. Муравьи – это насекомые. Все они украшают нашу Землю, заботятся о чистоте природы. Работа на карточках. 1. Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. 2. Петя собрал рисунки с изображением насекомых. Какую ошибку он допустил? Объясни свой ответ. 3. Рассмотри рисунки. Отметь только насекомых. 4. Установи соответствие между изображением и подписями. Слайды 13-19 – отгадывание насекомых. - Кто это? Как передвигается? |
Презентация к уроку.
Презентация к уроку.
Презентация к уроку.
Рукавички, крупа (манка) на тарелочках.
ЭФУ «Окружающий мир» в платформе Лекта Презентация к уроку. |
20
|
III. | Творческий этап. | 1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий. | Выполняют задания в тетрадях на печатной основе, формулируют вывод. Самостоятельно анализируют и выполняют задания. Выполняют поделку, делая вывод об особенностях строения насекомых, Слушают стихотворение и формулируют правила поведения в природе. Выполняют задания к учебнику, находят отличительные особенности насекомых Формулируют ответы на итоговые вопросы урока, вывод. Решают кроссворд, анализируют понятия.
| - Ребята, откройте тетради на с.72 Сравните бабочку-капустницу и бабочку-крапивницу по внешнему виду. Самостоятельная работа на с.73 Лепка из пластилина и природного материала. Самостоятельная работа. - Ребята, давайте смастерим нашим муравьям друзей. Сначала сделаем головку. Для этого возьмем пластилин, поделим его на 2 части. Скатаем 2 шара, из одного шара сделаем головку, приделаем усики, вставим глазки. Второй шар будет грудка, прикрепим ее к головке. Затем грудку соединим с брюшком, для этого возьмем желудь. - Чего не хватает нашим муравьям? Ножками будут веточки березы. - Сделали, давайте проводим муравьишек домой. - Ребята, а как нужно относиться к насекомым? Послушайте стихотворение: В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа-мать им жизнь дала- У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути- Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой. - А нам, ребята, пора домой. Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, покружись-снова в классе окажись» Работа по учебнику. - Прочитайте в учебнике рассказ «Веселые картинки» (по группам) 1 группа – отрывок про жужелицу. 2 группа – отрывок про майского жука. 3 группа – отрывок про пчел. - Что нового вы узнали? - Назовите главный признак насекомых. - Рассмотрите животных, о которых говорится в тексте. Как их можно назвать одним словом? - Решите кроссворд «Насекомые» (проверка на слайде 20) | |
8 мин |