СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний 

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы  должны:

  • Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и соглас­ные.
  • Уметь правильно произно­сить названия букв; распо­лагать слова в алфавитном порядке, пользоваться сло­варем.
  • Знать понятие фоне­ма, принцип располо­жения слов в словарях по второй и третьей букве.
  •  Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов
  • Систематизировать полученные знания.

Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.»

Тархова Н.Б., учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №42», г. Братск, Иркутская область


Технологическая карта уроков русского языка в 5 классе.

М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Номер

учебного

элемента


Учебный материал с указанием задания

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ-0


Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

  • Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и соглас­ные.

  • Уметь правильно произно­сить названия букв; распо­лагать слова в алфавитном порядке, пользоваться сло­варем.

  • Знать понятие фоне­ма, принцип располо­жения слов в словарях по второй и третьей букве.

  • Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

  • Систематизировать полученные знания.

  • Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.



Внимательно прочти цель

урока

УЭ-0


1.Чтение в начале урока.

1. Чтение и проговаривание скороговорок.

-Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (т, п, к От топота копыт пыль по полю летит).

-Каким звуком можно изобразить полёт жука? (ж-ж-ж Жутко жуку сидеть на суку)

- Как называется этот приём в литературе? (звукопись)

2.Послушайте стихотворение “Весенняя гроза” Ф.Тютчева.

-Какие звуки передают грохот, раскаты грома:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…(г,р)

2 Мотивационная беседа. Введение в тему.

Следующее государство необъятного материка Русский язык названо в заглавии. Переведем это слово. Вспомни слова, в которых есть этот корень фон: граммофон (грамма — "пишу", фоне — "звук"), патефон (пате — "корень"), диктофон (диктор — "гово­рящий"), магнитофон.





Участвуй в беседе.

УЭ -1


Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе работы.

1.Фронтальная проверка:

-Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)

-Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) Графика? (обозначение звуков буквами)

2.Отгадайте загадку. Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (звук) А сколько же звуков в природе? (не сосчитать)

3.Ответ - стихотворение

Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки.
Сколько в дожде - дождинок.
Сколько в песке - песчинок.

Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что:

Закричал охотник: - Ой! Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей

Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.

А.Шибаев в своём шуточном стихотворении рассказал нам, как велика роль фонемы — звука-смыслоразличителя. Борис Заходер выдумал свою "путаницу": это рассказ о том, что случилось, когда фонемы по ошибке попали не на своё место, заблудились, одним словом. Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел . КИТ купаться не хотел

Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днём храпит.

КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его:

- Кис – кис! Он охотно прыгнет вниз…


4. Из фонем составляют слова. С помощью слов люди называют предметы, действия, и т.д. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.

Прослушайте стихотворение Б. Заходера. Вспомните, каких букв нет и запишите алфавит, все 33буквы. Песенка-азбука см.в конце плана.

Физминутка.







Отгадай загадку



Прослушай стихотворение







Прослушай стихотворение

А.Шибаева












Прослушай стихотворение

Бориса Заходера













Прослушай стихотворение

Бориса Заходера

И выучи алфавит







УЭ -2


Цель: знать, что изучает фонетика и графика, орфоэпия.

1.Внимательно прочитайте §31,32,34,37,38,40 страница 43 - 55.

2.Заполните таблицы: №1

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами



№2


Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у]

[э] [и] [ы] -6

а,о,у,э,и,ы,е,ё,ю,я-10


Согласные

Глухие -10

Звонкие - 11


[К,п,с,т,ш,ф, х,ц, щ,ч]

[Б,в,г,д.ж,з,л,м,н,р,й]


Всегда мягкие

[ ч, щ, й ]

Всегда твёрдые

[ж, ш, ц]

Шипящие

[ш,ж,ч,щ]

№3

Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения

Примеры

1.Обозначают

гласные звуки [а] [о] [у] [э]

а) после мягких согласных.

Мера, полёт, клюв,

сяду.

2.Обозначают 2 звука: я - [й] [а];

ю - [й] [у]; е - [й]

[э]; ё - [й] [о]

а) в начале слова;

б) после гласной;

в) после ъ, ь знака.

Яхта

Маяк

Вьёт


Физминутка.



Работа в группах

по 2 человека


Заполни таблицы



УЭ -3

Взаимоконтроль

Цель: показать знания, полученные самостоятельно.

1.Учащиеся обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу, поставив «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» -2 ошибки;

«2» - более 3 ошибок.

2. От каждой группы выступает докладчик по теме:

Звуки речи. §31. Звуки речи и буквы. §32.

Алфавит. §33

Гласные и согласные звуки. §34

Звонкие и глухие согласные звуки. §37

Твёрдые и мягкие согласные звуки. § 38

Обозначение мягкости с помощью Ь. Значение букв Е, Е, Ю, Я. §39-40

3.Принимаются дополнения и задаются вопросы отвечающим ученикам.

Работа в группах

по 4 человека

Оцените работу, поставив «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» -2 ошибки;

«2» - более 3 ошибок.


УЭ -4


Цель: закрепить полученные знания

1.Практика под руководством учителя. Устное выполнение упр.№313-317,319.

2. Упр.№318 или упр.№322., или упр.№318 письменно по выбору.


УЭ -5


Цель: научиться делать выводы.

1.Прочтите цели урока.

2.Достигли ли вы цели урока?

-Что понравилось на уроке?

-Кто был самым активным? А самым грамотным?

Молодцы! Много успели сделать.


УЭ -6


Цель: научиться выполнять добросовестно и качественно домашнее задание.

1.Выучи §31,32,34,37,38,40 страница 43 - 55.

2.Выполни упр. №.325 или составь сказку о государстве Фонетика.



Тридцать три родных

сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, ;
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

А, Бэ, .Вэ,Гэ,Дэ,Е,Жэ —

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я,—

Все теперь мои друзья!

Пять сестренок опоздали

— Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком

Литература:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Дрофа,2002

2.Купалова А.Ю. . Русский язык. Практика.5 класс.- М.:Просвещение.1992

3.Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь. – Калининград.1994

4. Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Тесты.- М.:,Владос,1998




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!