Цель: диагностировать уровень подготовленности на начальном этапе работы. 1.Фронтальная проверка: -Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика) -Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) Графика? (обозначение звуков буквами) 2.Отгадайте загадку. Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (звук) А сколько же звуков в природе? (не сосчитать) 3.Ответ - стихотворение Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дожде - дождинок. Сколько в песке - песчинок. Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что: Закричал охотник: - Ой! Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. А.Шибаев в своём шуточном стихотворении рассказал нам, как велика роль фонемы — звука-смыслоразличителя. Борис Заходер выдумал свою "путаницу": это рассказ о том, что случилось, когда фонемы по ошибке попали не на своё место, заблудились, одним словом. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел . КИТ купаться не хотел Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днём храпит. КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: - Кис – кис! Он охотно прыгнет вниз… 4. Из фонем составляют слова. С помощью слов люди называют предметы, действия, и т.д. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. Прослушайте стихотворение Б. Заходера. Вспомните, каких букв нет и запишите алфавит, все 33буквы. Песенка-азбука см.в конце плана. Физминутка. |