СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия на тему: "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия на тему: "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики."»

технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык



Тема занятия

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

обучающая

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний о разделах языка;


- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;


- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

развивающая

- создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- термины, основные понятия, правила и принципы, изученные в ходе занятия.

- основы научных знаний о языке, понимание взаимосвязи уровней языка и его единиц.

Должны уметь:


- использовать результаты деятельности для решения орфографических, речевых и пунктуационных задач;

- объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы.

Показатели оценки

результата

- применение усвоенных правил при записи собственных и предложенных текстов;

- работа в группах и самостоятельно;

- своевременность выполнения заданий;

- корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;


Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)






Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, словари, карточки для работы в группах





Основная

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. «Русский язык» 10-11 кл.


литература



Дополнительная

Антонова Е. С., Воителева Т. М. «Русский язык»


литература










содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин


Добрый день. Продолжаем работу по изучению разделов современного русского языка.


2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.


15 мин


Фронтальный опрос:

- какие разделы языка мы уже повторили?

- о каких разделах русского языка мы говорили на прошлом занятии?

- какие сложности у вас возникли при выполнении домашнего задания?



3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.


10 мин


- А сейчас обратите ваше внимание на доску:

- Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

- Какие части слова входят в основу? Назовите их.

- Какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

- Какая наука изучает морфемы?

- Сформулируйте тему урока

- Какие цели вы ставите перед собой?

1)повторить морфемы

2)вспомнить способы словообразования

3) связь словообразования и орфографии.

- А для чего нам надо это знать?

Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.



4.


Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.


35 мин





Работа над составлением конспекта

Морфемика и словообразование - особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.

Словообразование тесно связано с другими уровнями языка - лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой - морфологией - проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Образующиеся слова оформляются как определенные части речи со всеми грамматическими признаками этих частей речи.

Каждый из названных разделов имеет свой объект изучения свои конкретные задачи. Задача морфемики - это изучение морфемного уровня языка. Задача словообразования - изучение словообразовательной системы данного языка. Морфемика как объект соответствующего раздела языкознания представляет собой, прежде всего, систему морфем разных видов, которые образуют ядро данногообъекта изучения. В современном русском языке насчитывается несколько тысяч морфем.

В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова. Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций:


Приставочный: способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.


Суффиксальный: способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.


Приставочно-суффиксальный: способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.


Нулевая суффиксация: образование слова посредством нулевого суффикса. Например: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.


Постфиксация: способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.


Приставочно-постфиксальный: разновидность приставочно-суффиксального способа образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.


Суффиксально-постфиксальный: разновидность суффиксального способа образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.


Сложение предполагает разные варианты словообразования. способ образования слов на базе сочинительного сочетания слов или подчинительного словосочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) — основой. Например:

  • защита рыб – рыбозащита;

  • светлый розовый – светло-розовый;

  • официальный и деловой – официально-деловой;

  • хранилище овощей – овощехранилище.


Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:

  • голова и ломать – головоломка;

  • орден и носить – орденоносец;

  • железная дорога – железнодорожный;

  • два метра – двухметровый.


Сращение: способ словообразования, при котором словосочетание превращается в одно слово без изменений, то есть «производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.


Аббревиация: способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.


Усечение: способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.



5.




Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.


5 мин


Какие бывают способы образования слов? 

Я называю слово, а вы определяете способ образования

Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг – овражек, рыба-рыбный

Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород

Приставочно-суффиксальный: стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски,  граница-заграничный

Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать

Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма

Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт

Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок

Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ 

Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный

Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной ребенок, детская (сущ) – детская комната



6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.


10 мин


Самостоятельная работа. Составьте словообразовательные цепочки:

Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.



7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.


3 мин


Вспомним, какие цели мы ставили сегодня перед собой. Добились ли мы целей занятия?

(Да, цель занятия достигнута)



8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


7 мин



90 минут


Задание в рабочем листе

Задание.: Запишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте корень, к каждому слову подберите и запишите однокоренное слово с чередованием гласных или согласных в корне, графически объясните написание.

Загар, к..саясь, выр. сший, отр. сль, соб..рать, зам..рать (от страха), прик..сновение, разг.релось, г..рение, отр..сти, накл.ниться, прил. жение.

Задание: Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней: человек, сердце, душа, благо; выделите корни. Составьте из этих слов словосочетания.






Преподаватель








(И.О. Фамилия)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!