СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия на тему: "Морфемный анализ слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия на тему: "Морфемный анализ слова"»

технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык



Тема занятия

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

обучающая

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний о морфемике и словообразовании;


- формирование предметных умений и навыков морфемного и словообразовательного анализа слова


- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

развивающая

- создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- термины, основные понятия, правила и принципы, изученные в ходе занятия.

- основы научных знаний о языке, понимание взаимосвязи уровней языка и его единиц.

Должны уметь:


- использовать результаты деятельности для решения орфографических, речевых и пунктуационных задач;

- объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы.

Показатели оценки

результата

- применение усвоенных правил при записи собственных и предложенных текстов;

- работа в группах и самостоятельно;

- своевременность выполнения заданий;

- корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;


Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)






Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, словари, карточки для работы в группах





Основная

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. «Русский язык» 10-11 кл.


литература



Дополнительная

Антонова Е. С., Воителева Т. М. «Русский язык»


литература










содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин


Добрый день. Сегодня продолжаем говорить о морфемике и словообразовании


2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.


15 мин


Фронтальный опрос:

  • Какой раздел науки о языке изучает способы образования слов? (Словообразование)

  • Какими способами в РЯ образуются слова? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение)

  • Расскажите про способ сложения. (сложение слов: плащ-палатка; сложение основ: ледокол; сложение начальной части слова с целым словом: спортплощадка)

  • Как образуются сложносокращенные слова? (путем сложения частей основ: комбат или начальных букв: СНГ - Содружество Независимых Государств, или начальных звуков:

ТЮЗ - Театр юного зрителя)


3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.


10 мин


Произведите морфемный разбор слова «Доброта».

Словообразовательный разбор слова «Доброжелательный»

Словарь Ожегова: Доброта - Отзывчивость душевное расположение к людям, стремление делать людям добро.

Добросердечный-обладающий добрым сердцем, ласковый участливый.

- Какие разборы языка мы выполнили? (Морфемный и словообразовательный)

Сформулируйте и запишите тему урока:

« Морфемный и словообразовательный анализ слова»

- Какие цели вы ставите перед собой?

  • Повторить морфемы

  • Отличие морфемного и словообразовательного разбора

  • вспомнить способы словообразования

- А для чего их надо знать?

Знание правил словообразования, умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой


4.


Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.


35 мин



Работа над составлением конспекта

Структура слова в современном русском языке может подвергаться анализу в двух аспектах: с точки зрения существования слова на данном этапе развития языка (в синхронном плане); с точки зрения восстановления первоначальной структуры слова и анализа ее изменений в процессе развития (в диахроническом аспекта).

В синхронном плане структура слова может подвергаться морфемному и словообразовательному анализу.

Морфемный анализ слова имеет своей целью установить морфемный состав слова, выявить его морфонологическое строение на современном этапе развития языка. Чтобы правильно проанализировать строение слова, нужно установить значение и роль морфем. Это позволит преодолеть так называемую этимологическую рефлексию – стремление выделить в слове такие элементы, которых в нем нет, но которые прежде существовали.

План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

  3. Указать основу слова.

  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Основные принципы морфемного членения являются общими для всех типов слов. Они могут варьироваться, конкретизироваться в зависимости от структурного типа слов. В частности, полностью не совпадает анализ чисто суффиксальных слов и префиксально-суффиксальных образований, изменяемых и неизменяемых слов, простых и сложных слов; слов, имеющих связанный корень. Некоторые различия в морфемном анализе объясняются спецификой строения слов, относящихся к различным частям речи. 

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке. Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяется производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой.

План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.

  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

  4. Указать основу в производящем слове.

  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

  6. Указать способ образования слова.

Словообразовательный анализ требует одинаково внимательного отношения к смыслу и к форме анализируемых слов. Часто внешне похожие образования имеют разное словообразовательное значение, разную словообразовательную структуру и относятся к разным словообразовательным типам (ср.: бунтовЩИК от глагола бунтовать и ковровЩИК от сущ. ковер с использованием интерфикса -ОВ-).

При словообразовательном анализе некоторых типов производных слов необходимо учесть, что в системе русского словообразования значительное место занимают полимотивированные слова, обладающие несколькими словообразовательными структурами.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.




5.





Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.


5 мин


Напишите 5 однокоренных слов с корнем- добр- и выполните морфемный и словообразовательный разбор, объясните различие

(Добро,добрый,добродушный,добропорядочный,добрейший,доброжелательный,доброкачественный)


6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.


10 мин


Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

В уез.ном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоро?ных проце?сий, что казалось, жители2 города рождаются2лиш? затем, что?бы побрит?ся2, острич?ся, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же ум.реть. А на самом деле в уез.ном2 городе N люди рождались, брились и ум.рали д.вольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весен?ие вечера были уп.ительны, грязь под луной св.ркала, как антрацит, и вся молодёж? города до такой степени была влюблена2 в секр.таршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать. (Ильф и Петров).



7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.


3 мин


Добились ли мы целей занятия?

(Да, цель занятия достигнута)



8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


7 мин





90 минут


Учебник: стр 73, упр 136






Преподаватель








(И.О. Фамилия)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!