ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие интеллектуального лидерства. «ДЕБАТЫ»
В современном мире на первое место ставится неординарность и индивидуальность личности человека, его умение взаимодействовать с этим миром во всех его проявлениях. Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активным и инициативным, самостоятельным и ответственным, креативным и творческим. Все это предполагает развитие интеллектуальных лидерских качеств, которые проявляются как возможность самоопределения личности, самоутверждения в коллективе, быть частью целого и вести свою команду за собой. Решению таких задач способствует интеллектуальная игра «Дебаты».
Лидером дано стать тому, кто осознал свою миссию и
готов жертвовать собой ради коллектива, из которого вышел.
Ким У. Джунг.
Тема занятия | Дебаты |
Вид деятельности | Лекция -практикум |
План занятия | Суть игры «Дебаты» Роли участников дебатов. Опровержение и вопросы в дебатах. |
Цель занятия | Создать условия для обучения команды технике игры. |
Задачи | 1. образовательные – рассмотреть особенности игры «Дебаты» формата К.Поппера как уникального средства формирования общих компетенций на примере подготовки и участия в командной борьбе; 2. развивающие – продолжить формирование умения анализировать структуру кейса оппонентов; расширить представления о дебатных понятиях; 3. воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей учащихся, способности принимать себя и друг друга, активной гражданской позиции, воспитанию ответственности за команду. |
Формы и методы | Методы: Словесные-объяснение учителя, выступления учащихся Наглядные- презентация «Интеллектуально-дискуссионная ролевая игра "Дебаты» Коммуникативно-информационные – лекция; метод проблемного изложения; По характеру познавательной деятельности: частично-поисковые, творческие Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал |
Планируемые результаты |
Предметные | Овладение целостными представлениями о целях дебатов |
Метапредметные | Определение темы и целей занятия; решение познавательных задач, умение работать с информацией, анализировать объекты ,оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
Личностные | Формирование интеллектуальных лидерских качеств, совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к членам команды и команде оппонентов. |
Организационная структура занятия
Этап занятия | Цель этапа | Технологии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на занятии | УУД |
познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Организационный(мотивационный) | Создание условий для эмоциональной, психологической подготовки учащихся к включению в процесс на личностно значимом уровне | Коллективная деятельность | Создает ситуацию положительного настроя к работе. «Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить». Л.Ф. Лосев Комментарий высказывания. | Проявление интереса, положительный настрой | Фронтальная | | Формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества | | |
Целеполагание | Постановка цели занятия, проектирование способов и средств реализации | Индивидуальная и коллективная проектная деятельность | Создает диалоговую и проблемную ситуацию: Для чего вы пришли? Вы хотите что-то узнать? Что вы сейчас услышали из моих уст? – вопросы… А чем один вопрос отличался от другого? Или может они показались вам одинаковыми? Правильно! Вопросы бывают очень разными. | Выдвигают варианты темы занятия 2.Формулируют цели, участвуют в их обсуждении. 3.Анализируют 4.Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Формулируют познавательную цель; формулируют ответы на вопросы учит анализируют с целью выделения главного выдвигают гипотезу и ее обосновывают; | Обсуждение в группах, сообщение в устной форме | Принимают и сохраняют цель и задачу, планируют работу | Понимают значение знаний по данной теме для себя лично и принимают его; |
Усвоение новых знаний и способов действий | Первичное проектирование нового индивидуального маршрута приращение нового | Педагогическая мастерская, поэтапного формирования умственных действий | Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, организует работу в группах по самостоятельному выполнению заданий. Предлагает обсудить вопросы, представить результат работы ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для успешного участия в раунде перекрестных вопросов. 1. Во время раунда перекрестных вопросов относитесь к оппоненту вежливо и уважительно. Что усиливает отстаиваемую позицию? Корректность, выдержка и спокойный тон. 2. Лучше направлять свои замечания к судьям, чем друг к другу. Помните, что ваша задача убедить именно судей, а не оппонентов. 3. Сделайте перекрестные вопросы полезным для вашей команды периодом. Задавайте вопросы так чтобы получить информацию, в которой мы нуждаемся. 4. Информацию, которую вы получили в результате раунда перекрестных вопросов, обязательно используйте в выступлениях, чтобы опровергнуть аргумент другой команды. 5. Во время всего периода перекрестных вопросов оставайтесь уравновешенным, самоуверенным. Старайтесь убедить судей, что вы хорошо осведомлены в данном вопросе. 6. Научиться задавать вопросы и отвечать на них поможет только практика. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Постарайтесь научиться задавать хорошие вопросы и затем использовать ответы на них с максимальной выгодой для своей команды. 7. Если вопрос плохо сформулирован, попросите, чтобы его задали еще раз. 2.Тренинг Итак, тренинг начинаем с простых упражнений: Безвыходных ситуаций не бывает. Нужно просто знать адекватные ответы, желательно с юмором. Отвечать нужно вежливо, можно чуть с агрессивностью, но так, чтобы к вам было не к чему придраться. Самое лучшее - отвечать в такой форме, чтобы не переходить на личности. Вспомним исторический пример. В жизни У. Черчилля был момент в парламенте, когда в политических спорах женщина-парламентер сказала: "Если бы вы были моим мужем, то я непременно подлила бы в ваш бокал яд!" На такой выпад Черчилль среагировал быстро и остроумно: "Если бы я был вашим мужем, но немедленно бы его выпил!" Выходить достойно и отвечать на… | 1.Просматривают слайды; 2. Работают в группах по заданиям | Индивидуальная, групповая | Объясняют понятия, определения в ходе исследования, осуществляют расширенные поиск информации, выделяют ключевые слова, делают умозаключения. | Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, учитывают и координируют мнения других учеников в сотрудничестве, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Самостоятельно контролируют свое время и управляют им, оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения друг к другу. |
| | | Организует работу по выступлению. ПРОВОКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ: Одно условие – тотальное «Да!» и аргументировать ответ. 1. Твои родители знают, что ты «лентяй»? 2.. Ты все также плохо учишься? 3. Ты перестал обманывать родителей? 4. Скажи, я глупый? 5. У нас класс плохой? Упражнение №2. Креативный человек должен уметь принимать себя целиком, каков он есть, понимая, что в нем есть всё: и хорошее и плохое. Задача: спросить нечто положительное о собеседнике. Условие то же – тотальное «Да!» 1. Ты самый умный? 2. Ты самая красивая? 3. У тебя действительно огромное количество друзей? 4. Ты гостеприимная? 5. Ты самый креативный? | Представляют результат работы в классе, задают вопросы выступающим. | Групповая, Фронтальная. | | Учитывают и координируют мнения других, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы | Проявляют интерес к новому материалу; проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений. |
Первичное осмысление и закрепление | Построение, фиксация и применение нового-включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий, первичное проектирование индивидуального маршрута восполнение проблемных зон в изученной теме, в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов | Поэтапное формирование умственных действий | Организует учебную деятельность и проводит беседу Выделите в каждом из данных текстов исходную информацию, на основании которой может быть сформулирован вопрос, и задайте его. Придумайте открытые и закрытые вопросы к тексту. Определите степень корректности вопросов, заданных к тексту. «Я считаю опасным заблуждением предполагать, что в первую очередь человеку требуется равновесие. На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не просто снятие напряжения, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено». (В.Франкт) 1. Имеет ли значение конкретное содержание цели, о которой вы упомянули? 2. Что будет с человеком, если его предназначение не осуществится? 3. Что гарантирует осуществление предназначения человека? 4. Может ли человек всю жизнь находиться в стрессовой ситуации? 5. Что послужило источниками для вашего вывода? 6. Может ли агрессор, человек борьбы, находиться в мире и равновесии с окружающим миром и сам с собой? Корректны вопросы №. Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что… Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что… Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что… | Отвечают на вопросы, ведут диалог. | Индивидуальная | Формулируют ответ; строят логическую цепочку рассуждений. | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Оценивают правильность ответов. | Проявляют интерес к новому. |
Рефлексия | Осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы | Самодиагностика результатов | Создание условий для индивидуальной и коллективной работы Предлагается закончить фразу: «Дебаты…и это хорошо, потому что…» | Обсуждение в группах, выступление. | Фронтальная, групповая | | Отображение в речи содержания совершаемых действий. | Проектирование коллективной деятельности. | Понимают значение знаний для себя и принимают его, оценивают собственную деятельность |
Организационный | | | И сегодняшнее занятие я хотела бы закончить такими словами: «Я ни разу ничему не научился от человека, который согласен со мной». Дадли Филд Мэлоун Спасибо за работу | | | | | | |
Приложение.
Тест
«Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). Представленный тест позволяет оценить способность человека быть
Инструкция
Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да;
б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в обществе, пользуются большим уважением, чем вы?
а) да;
б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по общественному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да;
б) нет.
4. Когда вы были ребёнком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
а) да;
б) нет.
5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удаётся убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?
а) да;
б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да;
б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением «Всё самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?
а) да;
б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике который бы мог направлять вашу профессиональную активность?
а) да;
б) нет.
9. Теряли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
а) да;
б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?
а) да;
б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять своё место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
а) да;
б) нет.
12. Считаете ли вы обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление среди сверстников?
а) да;
б) нет
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да;
б) нет.
14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?
а) да;
б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?
а) да;
б) нет.
16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не даёт намечавшихся результатом:
а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;
б) вы умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?
а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;
б) настоящий руководитель должен уметь управлять.
18. С кем вы предпочитаете работать, сотрудничать?
а) с людьми покорными;
б) с людьми строптивыми.
19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий, споров?
а) да;
б) нет.
20. Когда вы были ребёнком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца или матери?
а) да;
б) нет.
21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону (уговорить) тех, кто раньше с вами был не согласен?
а) да;
б) нет
22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;
б) вы просто полагаетесь на решение других.
23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:
а) быть первым в деревне;
б) быть вторым в городе.
24. Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей?
а) да;
б) нет
25. Может ли удачный прошлый опыт в определённом вопросе заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы в данном деле?
а) да;
б) нет
26. С вашей точку зрения, истинный лидер группы тот, кто:
а) самый компетентный;
б) у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понимать, входить в положение людей?
а) да;
б) нет.
28. Соблюдаете ли вы дисциплину?
а) да;
б) нет
29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?
а) тот, который всё решает сам;
б) тот, который постоянно советуется.
30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?
а) коллегиальный тип;
б) авторитарный тип.
31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?
а) да;
б) нет.
32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?
а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;
б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.
33. На собрании или совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведёте себя?
а) будете молчать;
б) будете отстаивать свою точку зрения.
34. Хотя бы иногда называли ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?
а) да;
б) нет.
35. Если на вас возлагается большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?
а) да;
б) нет
36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?
а) работать под руководством хорошего руководителя;
б) работать независимо.
37.Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно чтобы важные решения принимались одним из супругов»?
а) это верно;
б) это неверно.
38. Случилось ли вам покупать что-то, в чём вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?
а) да;
б) нет.
39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?
а) да;
б) нет.
40. Как вы обычно ведёте себя, встретившись с трудностями?
а) трудности обескураживают, подавляют вас;
б) трудности заставляют вас действовать активнее.
41. Часто ли вы делаете резкие упрёки своим знакомым, когда они их заслуживают?
а) да;
б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряжённость жизни?
а) да;
б) нет.
43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?
а) ввожу изменения немедленно;
б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.
44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?
а) да;
б) нет.
45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы стать счастливым, надо жить незаметно?»
а) да;
б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?
а) да;
б) нет.
47. Кем (из предложенных профессий) вам в ранней юности хотелось стать?
а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом ит.д.;
б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком).
48. Какую музыку вам приятней слышать?
а) торжественную, могучую;
б) тихую, лирическую.
49. испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?
а) да;
б) нет
50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?
а) да;
б) нет
Ключ
Подсчитайте количество набранных баллов, используя ключ.
Найдите сумму баллов и оцените свой результат.
Степень выраженности лидерства:
До 25 баллов – слабая выраженность.
До 26-35- средняя выраженность.
36-40- сильная выраженность.
Свыше 40 баллов – склонность к диктату.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
• Настойчив, умеет разумно рисковать.
• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
• Надежен, держит слово, на него можно положиться.
• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.