СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие интеллектуального лидерства. «ДЕБАТЫ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире на первое место ставится неординарность и индивидуальность личности человека, его умение взаимодействовать с этим миром во всех его проявлениях. Все это предъявляет  подрастающему поколению особые требования: быть активным и инициативным, самостоятельным и ответственным, креативным и творческим. Все это предполагает развитие интеллектуальных лидерских качеств, которые проявляются как возможность самоопределения личности, самоутверждения в коллективе, быть частью целого и вести свою команду за собой.  Решению таких задач способствует интеллектуальная игра «Дебаты».

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие интеллектуального лидерства. «ДЕБАТЫ»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Развитие интеллектуального лидерства. «ДЕБАТЫ»

В современном мире на первое место ставится неординарность и индивидуальность личности человека, его умение взаимодействовать с этим миром во всех его проявлениях. Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активным и инициативным, самостоятельным и ответственным, креативным и творческим. Все это предполагает развитие интеллектуальных лидерских качеств, которые проявляются как возможность самоопределения личности, самоутверждения в коллективе, быть частью целого и вести свою команду за собой. Решению таких задач способствует интеллектуальная игра «Дебаты».

Лидером дано стать томукто осознал свою миссию и

готов жертвовать собой ради коллектива, из которого вышел.

Ким У. Джунг. 


Тема занятия

Дебаты

Вид деятельности

Лекция -практикум

План занятия

  1. Суть игры «Дебаты»

  2. Роли участников дебатов.

  3. Опровержение и вопросы в дебатах.

Цель занятия

Создать условия для обучения команды технике игры.

Задачи

1. образовательные – рассмотреть особенности игры «Дебаты» формата К.Поппера как уникального средства формирования общих компетенций на примере подготовки и участия в командной борьбе;

2. развивающие – продолжить формирование умения анализировать структуру кейса оппонентов; расширить представления о дебатных понятиях;

3. воспитательная – способствовать формированию системы личностных ценностей учащихся, способности принимать себя и друг друга, активной гражданской позиции, воспитанию ответственности за команду.

Формы и методы

Методы:

  • Словесные-объяснение учителя, выступления учащихся

  • Наглядные- презентация «Интеллектуально-дискуссионная ролевая игра "Дебаты»

  • Коммуникативно-информационные – лекция; метод проблемного изложения;

  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковые, творческие

  • Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал

Планируемые результаты

Предметные

Овладение целостными представлениями о целях дебатов

Метапредметные

Определение темы и целей занятия; решение познавательных задач, умение работать с информацией, анализировать объекты ,оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Личностные

Формирование интеллектуальных лидерских качеств, совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к членам команды и команде оппонентов.



Организационная структура занятия

Этап занятия

Цель этапа

Технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на занятии

УУД

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный(мотивационный)

Создание условий для эмоциональной, психологической подготовки учащихся к включению в процесс на личностно значимом уровне

Коллективная деятельность

Создает ситуацию положительного настроя к работе. «Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить». Л.Ф. Лосев

Комментарий высказывания.


Проявление интереса, положительный настрой

Фронтальная


Формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества



Целеполагание

Постановка цели занятия, проектирование способов и средств реализации

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

Создает диалоговую и проблемную ситуацию:

Для чего вы пришли? Вы хотите что-то узнать? Что вы сейчас услышали из моих уст? – вопросы… А чем один вопрос отличался от другого? Или может они показались вам одинаковыми? Правильно! Вопросы бывают очень разными.

Выдвигают варианты темы занятия

2.Формулируют цели, участвуют в их обсуждении. 3.Анализируют

4.Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Формулируют познавательную цель;

формулируют ответы на вопросы учит анализируют с целью выделения главного

выдвигают гипотезу и ее обосновывают;

Обсуждение в группах, сообщение в устной форме

Принимают и сохраняют цель и задачу, планируют работу

Понимают значение

знаний по данной теме для себя лично и принимают его;

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичное проектирование нового индивидуального маршрута приращение нового

Педагогическая мастерская, поэтапного формирования умственных действий

Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, организует работу в группах по самостоятельному выполнению заданий. Предлагает обсудить вопросы, представить результат работы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для успешного участия в раунде перекрестных вопросов.

1. Во время раунда перекрестных вопросов относитесь к оппоненту вежливо и уважительно. Что усиливает отстаиваемую позицию? Корректность, выдержка и спокойный тон.

2. Лучше направлять свои замечания к судьям, чем друг к другу. Помните, что ваша задача убедить именно судей, а не оппонентов.

3. Сделайте перекрестные вопросы полезным для вашей команды периодом. Задавайте вопросы так чтобы получить информацию, в которой мы нуждаемся.

4. Информацию, которую вы получили в результате раунда перекрестных вопросов, обязательно используйте в выступлениях, чтобы опровергнуть аргумент другой команды.

5. Во время всего периода перекрестных вопросов оставайтесь уравновешенным, самоуверенным. Старайтесь убедить судей, что вы хорошо осведомлены в данном вопросе.

6. Научиться задавать вопросы и отвечать на них поможет только практика. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Постарайтесь научиться задавать хорошие вопросы и затем использовать ответы на них с максимальной выгодой для своей команды.

7. Если вопрос плохо сформулирован, попросите, чтобы его задали еще раз.

2.Тренинг


Итак, тренинг начинаем с простых упражнений:

Безвыходных ситуаций не бывает. Нужно просто знать адекватные ответы, желательно с юмором. Отвечать нужно вежливо, можно чуть с агрессивностью, но так, чтобы к вам было не к

чему придраться. Самое лучшее - отвечать в такой форме, чтобы не переходить на личности. Вспомним исторический пример. В жизни У. Черчилля был момент в парламенте, когда в политических спорах женщина-парламентер сказала: "Если бы вы были моим мужем, то я непременно подлила бы в ваш бокал яд!" На такой выпад Черчилль среагировал быстро и остроумно: "Если бы я был вашим мужем, но немедленно бы его выпил!" Выходить достойно и отвечать на…



1.Просматривают слайды;

2. Работают в группах по заданиям


Индивидуальная, групповая

Объясняют понятия, определения в ходе исследования,

осуществляют расширенные поиск информации, выделяют ключевые слова, делают умозаключения.

Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации, учитывают и координируют мнения других учеников в сотрудничестве, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Самостоятельно контролируют свое время и управляют им, оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения друг к другу.




Организует работу по выступлению.


ПРОВОКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ: Одно условие – тотальное «Да!» и аргументировать ответ.

1. Твои родители знают, что ты «лентяй»?

2.. Ты все также плохо учишься?

3. Ты перестал обманывать родителей?

4. Скажи, я глупый?

5. У нас класс плохой?

Упражнение №2. Креативный человек должен уметь принимать себя целиком, каков он есть, понимая, что в нем есть всё: и хорошее и плохое. Задача: спросить нечто положительное о собеседнике. Условие то же – тотальное «Да!»

1. Ты самый умный?

2. Ты самая красивая?

3. У тебя действительно огромное количество друзей?

4. Ты гостеприимная?

5. Ты самый креативный?

Представляют результат работы в классе, задают вопросы выступающим.


Групповая,

Фронтальная.


Учитывают и координируют мнения других, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Оценивают правильность выполнение действий и вносят необходимые коррективы

Проявляют интерес к новому материалу; проявляют толерантное сознание и способны вести диалог на основе равноправных отношений.

Первичное осмысление и закрепление

Построение, фиксация и применение нового-включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий, первичное проектирование индивидуального маршрута восполнение проблемных зон в изученной теме, в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов

Поэтапное формирование умственных действий

Организует учебную деятельность и проводит беседу

Выделите в каждом из данных текстов исходную информацию, на основании которой может быть сформулирован вопрос, и задайте его. Придумайте открытые и закрытые вопросы к тексту.

Определите степень корректности вопросов, заданных к тексту.

«Я считаю опасным заблуждением предполагать, что в первую очередь человеку требуется равновесие. На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не просто снятие напряжения, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено». (В.Франкт)

1. Имеет ли значение конкретное содержание цели, о которой вы упомянули?

2. Что будет с человеком, если его предназначение не осуществится?

3. Что гарантирует осуществление предназначения человека?

4. Может ли человек всю жизнь находиться в стрессовой ситуации?

5. Что послужило источниками для вашего вывода?

6. Может ли агрессор, человек борьбы, находиться в мире и равновесии с окружающим миром и сам с собой?

Корректны вопросы №.

Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что…

Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что…

Некорректен вопрос № Ошибка состоит в том, что…

Отвечают на вопросы, ведут диалог.

Индивидуальная

Формулируют ответ;

строят логическую цепочку рассуждений.

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Оценивают правильность ответов.

Проявляют интерес к новому.

Рефлексия

Осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы

Самодиагностика результатов

Создание условий для индивидуальной и коллективной работы

Предлагается закончить фразу:

«Дебаты…и это хорошо, потому что…»

Обсуждение в группах, выступление.

Фронтальная, групповая


Отображение в речи содержания совершаемых действий.

Проектирование коллективной деятельности.

Понимают значение знаний для себя и принимают его, оценивают собственную деятельность

Организационный



И сегодняшнее занятие я хотела бы закончить такими словами:

«Я ни разу ничему не научился от человека, который согласен со мной».
Дадли Филд Мэлоун




Спасибо за работу









Приложение.

Тест

«Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). Представленный тест позволяет оценить способность человека быть

Инструкция

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.



1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в обществе, пользуются большим уважением, чем вы?

а) да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по общественному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

4. Когда вы были ребёнком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удаётся убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением «Всё самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике который бы мог направлять вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9. Теряли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять своё место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли вы обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление среди сверстников?

а) да;

б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не даёт намечавшихся результатом:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем вы предпочитаете работать, сотрудничать?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий, споров?

а) да;

б) нет.

20. Когда вы были ребёнком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца или матери?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону (уговорить) тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) да;

б) нет

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей?

а) да;

б) нет

25. Может ли удачный прошлый опыт в определённом вопросе заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы в данном деле?

а) да;

б) нет

26. С вашей точку зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понимать, входить в положение людей?

а) да;

б) нет.

28. Соблюдаете ли вы дисциплину?

а) да;

б) нет

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) тот, который всё решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На собрании или совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведёте себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

34. Хотя бы иногда называли ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

35. Если на вас возлагается большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет

36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37.Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.

38. Случилось ли вам покупать что-то, в чём вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

40. Как вы обычно ведёте себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают, подавляют вас;

б) трудности заставляют вас действовать активнее.

41. Часто ли вы делаете резкие упрёки своим знакомым, когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряжённость жизни?

а) да;

б) нет.

43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) ввожу изменения немедленно;

б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да;

б) нет.

45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы стать счастливым, надо жить незаметно?»

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в ранней юности хотелось стать?

а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом ит.д.;

б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком).

48. Какую музыку вам приятней слышать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет

50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?

а) да;

б) нет

Ключ

Подсчитайте количество набранных баллов, используя ключ.

Найдите сумму баллов и оцените свой результат.

Степень выраженности лидерства:

До 25 баллов – слабая выраженность.

До 26-35- средняя выраженность.

36-40- сильная выраженность.

Свыше 40 баллов – склонность к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
• Настойчив, умеет разумно рисковать.
• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
• Надежен, держит слово, на него можно положиться.
• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!