СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования гражданской идентичности личности на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена актуальной проблеме формирования на уроках истории и обществознания важнейшего компонента личностных результатов обучения  - российской гражданской идентичности 

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования гражданской идентичности личности на уроках истории и обществознания»


Технология формирования гражданской идентичности личности на уроках истории и обществознания

Современные ученые, в частности психолог Александр Асмолов, считают, что Россия переживает ситуацию утраты гражданской идентичности. Вне идентичности человек перестает чувствовать себя частью чего-то большего, чем он сам (школы, народа, страны), утрачивает чувство любви к Родине. Обречено на гибель то государство, в котором для граждан не существует понятий «наша страна», «наш народ», «наш город», а вместо этого бытуют представления «эта страна», «этот народ», «этот город». Формирование гражданской российской идентичности – необходимое условие сохранения единства России, основа её развития и процветания. Известный педагог Д. Григорьев определяет российскую гражданскую идентичность как свободное отождествление человека с российским народом; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны.

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов: когнитивного (знание о принадлежности к данной социальной общности), эмоционально – оценочного (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности), ценностно – ориентировочного (выраженного в принятии или непринятии своей принадлежности) и поведенческого компонента. Выделенные компоненты являются составляющими моей системы работы, которая складывается в рамках урочной и внеурочной деятельности. Новизна моего опыта заключается в технологии формирования гражданской идентичности, которая предполагает движение от (1)погружения в проблему как основы формирования когнитивного компонента к (2) дискуссии подростков, формирующей эмоционально-оценочный компонент, и далее к (3) переговорной площадке с представителями государственных и общественных организаций, родительской общественности, формирующей ценностно-ориентировочный компонент, и (4) востребованному детско-взрослому проекту, обеспечивающему формирование поведенческого компонента. Важной составляющей каждого этапа является рефлексия. Результативность использования данной технологии выражается в следующем:

В отношении когнитивного компонента показателем являются предметные результаты:

  1. Формирование историко-географического и социально - политического образа страны, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание государственной символики, законов, прав и обязанностей граждан.

  2. Знание о своей этнической и гражданской принадлежности.

В отношении эмоционально – оценочного компонента – метапредметные результаты:

  1. Эмоционально положительное принятие своей этнической и гражданской идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, готовность к равноправному сотрудничеству.

  2. Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения дискуссии.

В отношении ценностно-ориентировочного и поведенческого компонентов – личностные результаты:

  1. Принятие гражданской идентичности, посредством осознания своих идентификационных позиций: Я - «сын своих родителей»; Я - ученик своих учителей; Я – друг своих одноклассников; Я - гражданин класса; Я – гражданин школы; Я – гражданин страны.

  2. Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну.

  3. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни страны.

Как работает технология формирования гражданской идентичности, продемонстрирую на конкретных примерах. Так, изучение темы: «Великая Отечественная война» в 9 классе начинаем с погружения - длительного 4-х часового занятия, основанного на приеме «Чистая доска». Перед занятием пишу на доске еще не изученные вопросы по теме. Например, СССР накануне войны, Коренной перелом, Мой край и мой город в годы Великой Отечественной войны. В ходе изучения темы ребята, работающие самостоятельно в группах с учебником, историческими документами, справочной информацией, отвечают на вопросы, и если ответы правильные и полные, то вопрос с доски стирается. К концу погружения должна быть чистая доска. При работе с персоналиями использую прием «Представление к награждению». Предлагаю ребятам, работающим в группе, подготовить представление к награждению исторического лица – участника ВОВ. Представление должно содержать весомые доказательства заслуг награждаемого лица. Также предлагаю ребятам выполнить образные задания, которые начинаются словами «Представь, что ты…». Например, «защитник дома Павлова или Брестской крепости. С какими чувствами ты сражаешься? Расскажи о героизме своих товарищей». Этот прием позволяет ребятам почувствовать свою сопричастность к военному прошлому нашей Родины, учащиеся вырабатывают умение идентифицировать себя с историческими персонажами. Вырабатывают идентификационную позицию «Я - гражданин страны». Рефлексию провожу в форме особого задания, которое называется «От благодарных потомков». На специальных листах- «копилках» ребята пишут слова благодарности за те события, открытия, победы войны, которые положительно повлияли на ход истории и сохраняют свое значение сегодня. Этот прием позволяет нам протянуть связующую нить между прошлым и настоящим. Следующее занятие - «Причины победы в ВОВ » - проходит в форме дискуссии, участники которой выступают от имени исторических персонажей. Ребята создают костюмы, глубоко вживаются в новые образы. Вызывает интерес у учащихся и переговорная площадка с председателем Совета блокадного Ленинграда Комаровым Г.А, обсуждение совместного проекта – организации встречи ветеранов блокадного Ленинграда в школьном музее «Фронтовая землянка». Под руководством Геннадия Александровича мы с ребятами подготовили для ветеранов-блокадников литературно - историческую композицию «Город над синей Невой», разработали экскурсию по теме: «Дети блокадного Ленинграда, эвакуированные в Мелекесс» и провели её для учащихся нашей школы.

Гражданская идентичность юного человека начинает формироваться на основе идентичности семейной. При погружении в тему «Семья» на уроках обществознания в 5-ом классе включаю творческое задание «Я в истории моей семьи». Составляя генеалогическое древо, ребята глубже осознают, что они часть семьи, формируется идентификационная позиция «Я - сын (дочь) своих родителей». Затем использую прием «Обмен знаниями». Делю класс на группы, перед которыми ставлю разные вопросы. Затем каждая группа, используя различные источники информации, самостоятельно изучает свой вопрос и готовит выступление перед классом. Группы выступают по очереди, происходит обмен знаниями. Во время выступления представители других групп являются не пассивными слушателями, а составляют «кластеры» - функции семьи, семейные роли, конфликты в семье. В момент рефлексии, ребята составляют синквейн по теме «Семья». На следующем занятии я предлагаю ребятам подискутировать на тему «Крепка семья - крепка держава». На мой взгляд, для начала работы с дискуссионной проблемой эффективен прием «Займи позицию». Занимая позицию, ребята самостоятельно делятся на две команды (из спикеров) – утверждающую и отрицающую. Занявшие нейтральную позицию становятся судьями, которые решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции, заполняют протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Так определяется команда – победитель. Прежде, чем приступить к доказательству своей позиции, ребята определяют актуальность темы и работают над понятиями, используя прием «Переводчик» - ученики должны найти в словаре и перевести с «научного» языка на доступный язык определения: семья, родство, держава. После дискуссии провожу рефлексию эмоционального состояния ребят, используя технику «Паровозик настроения». На ватмане изображается локомотив и железнодорожное полотно (рельсы). Готовятся вагоны. Желтые вагоны – настроение отличное, зеленые – настроение обычное, серые – настроение плохое. Ребята сами решают, какой вагон - настроение выбрать и приклеивают рисунки к железнодорожному полотну в произвольном порядке. Эта технология рефлексии, позволяет мне выявить и идентификационную позицию «я – друг своих одноклассников». Ребята, не идентифицирующие себя с одноклассниками, стараются приклеить свой вагон отдельно от основного состава. Продолжает этот цикл уроков «Семейная гражданиада» с участием родителей учащихся и переговорная площадка, на которой обсуждаем совместный детско-взрослый проект используя прием «Атака мыслей» - посредством объединения творческих мыслей ребят и родителей в этом году был реализован проект «Все различны – все равны». В рамках проекта, ребята и родители моего пятого класса решили создать кукольный театр, поставить правовую сказку «Забдерфилио» и провести беседу о правах человека с воспитанниками из реабилитационного центра Радуга. Проект оказался успешным, мы не только пригласили в гости ребят из реабилитационного центра, но и включили сказку в программу школьной Академии прав человека. Видеоматериалы представлены на нашем «Информационном портале» в интернете, где также размещены и фильмы, созданные на уроках истории.

При изучении истории города Димитровграда в 8-м классе провожу погружение в форме 2-х часовой экскурсии по улице Куйбышева. Рядом с заводом ОАО «Димитровградхиммаш» есть парк, в центре которого находится загадочный каменный мостик. Тут же возникает дискуссия: для чего нужен мостик в том месте, где нет речки? В итоге, ребята решили задать этот вопрос прохожим. Удалось опросить 20 человек. Среди молодежи, детей и людей среднего возраста преобладал ответ: не знаю. И лишь люди преклонного возраста объяснили, что здесь через парк когда-то протекала речка Мелекесска и располагалась усадьба купцов Марковых. Переговорная площадка проводится в краеведческом музее с научным секретарем Шамигуловой Ириной Андреевной. Переговорная площадка – это особое занятие, состоящее из двух частей: первая - обсуждение проблемы, вторая – формулировка темы проекта. Для формулировки темы проекта, на мой взгляд, наиболее эффективен прием «Корзина идей». На доске рисуем корзину, куда условно будут собраны все идеи и предложения, т.е. кратко записаны в виде тезисов. Затем выбираем наиболее понравившуюся формулировку и делимся на группы. Группы работают, используя прием «Мозговой штурм», разрабатывают план работы над проектом, формулируют цель и задачи проекта. Используя прием «Свободный микрофон», группы презентуют свои наработки. Далее следует обсуждение, формулируется цель, задачи, этапы и сроки проекта. В результате работы была сформулирована тема проекта «Далекое и близкое старинной усадьбы П.С. Марковой». Ребята договорились с Ириной Андреевной, что будут приходить в музей по воскресеньям - работать с архивными документами и посещать её занятия Клуба выходного дня. Важнейшим этапом занятия становится рефлексия с использованием техники «Незаконченные предложения». Проговаривая следующие фразы: «На мой взгляд, моя гражданская позиция проявилась сегодня в следующем…..», «Изучение истории Родного необходимо, для … », «Моя деятельность является значимой для общества, потому что … », ребята трансформируют знания и положительное эмоциональное отношение к гражданской принадлежности в ценностные смыслы. Формируется активная гражданская позиция, рождается чувство патриотизма.По старинным фотографиям и архивным материалам ребята под руководством Ирины Андреевны восстановили облик и внутреннее убранство усадьбы Прасковьи Марковой. Ребята успешно защитили свое исследование не только на региональной конференции «Далекое и близкое старинных усадеб», но и в Москве, где работа была отмечена дипломом III степени Открытого конкурса исследовательских работ учащихся "Культура и дети".

Таким образом, формирование гражданской идентичности, я представляю как серию уроков и мероприятий, завершающихся итоговой рефлексией с использованием техники «Огонек». В кругу, передавая талисман класса, ребята проговаривают свои идентификационные позиции: «Я – сын (дочь) своих родителей, потому что…», «Я гражданин класса, потому что …», «Я – гражданин стран, потому что … ».

Подобный подход позволяет моим ребятам добиваться успеха. Так Герасимов Андрей и Хафизов Альберт, стали финалистами городского конкурса «Ученик года». Мой класс занял 3-е место в городском конкурсе «Самый классный класс». Вместе со мной мои ребята работали в комнате боевой славы «Фронтовая землянка», которая на момент выпуска учащихся получила статус паспортизированного музея. Но самое главное, ребята успешно сдали экзамены и стали студентами ВУЗов. Так, Фабричнова Ксения поступила в УлГПУ им И.Н. Ульянова и уверена в своем желании стать учителем.

Федотова Е.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 23 г. Димитровграда


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!