СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология подготовки младших школьников к предметным олимпиадам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки младших школьников к предметным олимпиадам»

Технология подготовки учащихся начальной школы  к предметной олимпиаде 2024 год

Технология подготовки учащихся начальной школы к предметной олимпиаде

2024 год

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.          Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.            Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.

         Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

           Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Сегодня одаренными детьми называют:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.

С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.

С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

 Целями работы являются: Развитие познавательной активности учащихся Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления Формирование творческой активности обучающихся Развитие способности к нахождению аналогий Учить работать командой (группой) Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Целями работы являются:

Развитие познавательной активности учащихся

Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла

Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла

Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

Формирование творческой активности обучающихся

Развитие способности к нахождению аналогий

Учить работать командой (группой)

Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников. На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.

Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

 Система подготовки участников олимпиад: —  базовая школьная подготовка по предмету; —  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования); —  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); —  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно использовать исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно использовать исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года

элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)

уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через —  наблюдения в ходе уроков; —    организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету; —  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам 2.Создаём творческую группу,  команду  школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет —  реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников —  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания) —  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

—  наблюдения в ходе уроков;

—    организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу,  команду  школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

—  реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

—  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу. —  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности —  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий) —  предусмотреть возможность отдыха, релаксации —  не превращать работу группы в пустое времяпровождение —  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. —  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы 4.Расширяем кругозор: —  читаем книги, журналы —  работаем в Интернете —  общаемся дистанционно

3.Планируем работу.

—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации

—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение

—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

—  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

—  читаем книги, журналы

—  работаем в Интернете

—  общаемся дистанционно

5. Решаем задачи. —  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию —  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности) 6. И не останавливаемся . Как сделать процесс усвоения информации более эффективным? —  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.) —  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д. —  целевое изучение  литературы —  создание опорных схем, таблиц и т.д.

5. Решаем задачи.

—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся .

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

—  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)

—  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.

—  целевое изучение  литературы

—  создание опорных схем, таблиц и т.д.

 Методы и средства обучения  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:  Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;  На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;  Учащийся становится субъектом своего собственного развития;  Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

Методы и средства обучения

базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

 Ведущие методы творческого характера:  проблемные;  поисковые;  эвристические;  исследовательские;  проектные  в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Ведущие методы творческого характера:

проблемные;

поисковые;

эвристические;

исследовательские;

проектные

в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Вырабатываем пошаговый алгоритм , по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он поможет нам грамотно распределить свои силы. 1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно. 2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет. 3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала. 4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ. 5 шаг – оформление работы. 6 шаг – сдача работы. Этот алгоритм помогает достичь определенных результатов

Вырабатываем пошаговый алгоритм , по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он поможет нам грамотно распределить свои силы.

1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.

2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.

3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.

4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.

5 шаг – оформление работы.

6 шаг – сдача работы.

Этот алгоритм помогает достичь определенных результатов

 Условия успешной работы с одаренными учащимися:    осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.  создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.   признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.   Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;   Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

Условия успешной работы с одаренными учащимися:  

осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

  Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.  Умение координировать свои действия с действиями родителей.  Умение консультировать родителей и учащихся.  Профессиональная зрелость.  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.  Эмоциональная стабильность.  Способность к самоанализу.  Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.  Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать

с одаренными детьми и их родителями?

Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

Умение координировать свои действия с действиями родителей.

Умение консультировать родителей и учащихся.

Профессиональная зрелость.

Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

Эмоциональная стабильность.

Способность к самоанализу.

Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.   Учителю-предметнику в работе необходимо:   Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .   Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.   Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Рекомендации учителям,

работающим с одаренными детьми

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

  Учителю-предметнику в работе необходимо:

  Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .

  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня •  необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика; •  контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету; •  необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.

Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня

• необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;

• контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;

• необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.

Подготовка к олимпиаде  не должна быть разовым мероприятием подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося; участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня Далее приведу примеры заданий, которые я использую при подготовке к олимпиаде  

Подготовка к олимпиаде

не должна быть разовым мероприятием

подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося;

участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня

Далее приведу примеры заданий, которые я использую при подготовке к олимпиаде

 

Желаем успехов !

Желаем успехов !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!