Просмотр содержимого документа
«Технология проектной деятельности (на примере педагогического проектирования) (педагогическая мастерская № 3)»
Педагогический совет № 4 от 03.02.2016 «Инновационные формы педагогического сотрудничества в условиях модернизации образования» (в формате педагогических мастерских)
Галицкий С.А., руководитель ШМО учителей истории
и социальных дисциплин
Технология проектной деятельности (на примере педагогического проектирования)
(педагогическая мастерская № 3)
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.
Педагогическое проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.
Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.
Педагогическое проектирование, во-первых, совершенствуется неоднократно; во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью; в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа проектирования:
1-й этап – моделирование;
2-й этап – проектирование;
3-й этап – конструирование.
На первом этапе намечается цель (идея, взгляд, убеждение). В соответствии с ней строится модель своей деятельности с учащимися, которая в свою очередь помогает спрогнозировать педагогический процесс.
На втором этапе создается проект. Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыслительной деятельности. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование в большой степени разбивает проект на части и является методической задачей.
Работа мастерской выстроена вокруг реализации образовательного проекта «Мониторинг формирования ключевых компетенций учащихся и результативности работы учебных групп».
Данный материал представляет собой методические рекомендации по проблеме организации внутришкольного контроля в области дополнительного образования и внеурочной деятельности детей и позволяет рассмотреть некоторые подходы к выявлению результатов деятельности воспитанников учебных групп.