Технология проектной деятельности
В своей работе я использую проекты различных типов. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие, индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока). среднепродолжительные (от недели до месяца), долгосрочные.
1.Информационные проекты
Начиная с 7 класса, изучения курса физики, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке.
Эти проекты связанны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, старшие школьники активно используют Интернет, социологические опросы.
В среднем звене информационные проекты реализуются в виде оформленных сообщений, докладов, в старшем звене ребята могут создать и компьютерную презентацию своих работ. Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются физическим явлениями, происходящими в природе.
Ученикам 7-8-х классов часто даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты (на тему: «Магнитное поле», «Великие открытия»), плаката («Силы в природе», «Реклама предмета-физика», «Реклама физического явления»), рисунка о физических явлениях, происходящих в природе. Таким образом, они готовят продуктивные проекты.
Ученикам 9-11-х классов-даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность, мышления при создании презентаций, видеороликов: «Силы в природе», «А.С. Попов – изобретатель радио», «Оптические явления в природе»
2.Исследовательские проекты
Исследовательские проекты, хотя чаще всего, конечно, это не научное исследование, а мини-исследования. В таких проектах заранее выбирается тема исследования объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотеза решения поставленной проблемы. Потом планируется сам эксперимент, его проведение, проводится анализ полученных результатов, их оформление. Чаще всего исследовательская проектная деятельность реализуется в ходе проведения многих практических работ и в курсе физики
.
3.Мини — проекты или мини — исследования
Мини — проекты или мини — исследования даются в качестве домашнего задания к уроку или выполняются на уроке. При выборе тем мини – проектов или мини – исследований учитываются возрастные и индивидуальные особенности ученика, предметное содержание курса физики.
1) 7 класс. Физика в природе: 1) экскурсия в зимний лес, 2) давление твердых тел, 3) плавание тел, 4) выяснение условия равновесия рычага, 5) определение плотности твердых тел, 6) строение вещества.
2) 8 класс. Физика в быту: 1) исследование видов теплопередачи, 2) работа и мощность электрического тока, 3) изучение последовательного и параллельного соединения проводников, 4) дефекты зрения.
3) 9 класс. Техническое применение физики: 1) «Физика и музыка», 2) «Виды механического движения», 3) «Сотовый телефон-польза или вред?», 4) «Мир без ядерной энергии».
7 класс. Тема урока-«Атмосфера Земли. Атмосферное давление». На этом занятии я использовала групповую проектную деятельность. Первая группа учащихся выполняла проект «Как устроена атмосфера», вторая группа рассказывала о значение атмосферы, третья группа определяла плотность воздуха — ребята проводили эксперимент заранее в классе под моим руководством, т.к. он длительный по времени. Четвертая группа учащихся проводила опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Пятая группа учащихся выполняла проект «Атмосфера — это жизнь», ребята готовили выступления — «Как мы дышим», «Механизм действия присосок у животных», «Как мы пьем?», «Защита космонавтов», «Передвижение по болотам». «Действие пинетки». В своих выступлениях ребята использовали плакаты, презентации.
4. Творческий проект
Творческий проект — результатом может быть творческий отчет, организация выставки (Фотовыставка «Физические явления в природе»)
5. Игровые проекты
Игровые проекты - учащиеся принимают определенные роли, поведение в различных ситуациях (Интегрированный урок в 9 классе «Суд над Ядерной Энергией» - учащиеся выступают в роли прокурора, адвоката, биолога, журналиста, судьи, физика — инженера, физика — ученого).
Результатами применения проектной технологии стали, следующие проекты и исследовательские работы, презентации которых используются на уроках физики:
«Сотовый телефон — польза или вред»
«Экскурсия в зимний лес»
«Горение свечи»
«Энергосбережение в школе»
«Мир без ядерной энергии»
«Давление твердых тел. Лыжи или коньки»
«Исследование диффузии»
«Развитие альтернативных источников энергии в районе и области»
«Шум и его влияние на здоровье человека»
«Организм человека – уникальная тепловая машина»
«Алмазы — миф и реальность»,
«Плотность вещества»
«Познай самого себя»
«Физика в чашке чая»
«Сила трения»