СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Выступление учителя географии Сановой А.В. на тему:

«Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ».


В сущности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заложен системно-деятельностный подход. Стало быть, знания есть итог учебной деятельности учеников под руководством учителя, а вовсе не результат усвоения в готовом виде информации учениками на основе рассказов учителя. Отсюда следует, что роль средств обучения на уроке очень высока, т.к. учебная деятельность учеников должна базироваться на чем-то. Одним из главных средств обучения является учебник. Учебник – это всеобъемлющий ресурс для обучения, содержание предмета которого представлено в разнообразном виде. Однако фундамент любого учебника – это текст. Исходя из всего сказанного, координирование работы учеников с текстом учебника является одной из самых важных задач учителя и образования в целом. Решение ее будет способствовать достижению результатов, указанных в стандарте.

Учебник помогает школьнику приобрести необходимые навыки самообразования, но в то же время учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под наблюдением учителя, который задает направление, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить особое внимание, помогает найти и выделить самое существенное, объясняет неясное и сложное. Когда начинается учебный год, на первом ознакомительном уроке, учитель представляет школьникам учебник: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Для начала необходимо определить, что из себя представляет смысловое чтение?

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.

Формированием стратегии смыслового чтения является организация систематической работы с учебником на каждом уроке и дома. Ориентирами направлений формирования умений работы с текстом служат следующие основы:

Таблица 1

Основы формирования умений работы с текстом для учащихся

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.

Некоторые из традиционных приёмов активно используются учителями и в настоящее время.

1.Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

3.Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

4.Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:

- разобраться в значении понятий;

- научиться правильно их произносить;

- найти в тексте или в словаре их объяснение.

5. Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые явления, как надо применять полученные знания.

6. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

7. Задание «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

8. Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

1. выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

2. определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

3. установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

9. Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

10. Задания «на соотнесение»

1.нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);

2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;

3.соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.

11. Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

12. Задание «Найди лишнее».

13. Задание «Сотрудничество».

Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; способствует продуктивной кооперации.

14. Задание. « Продолжи фразу».

15. Задание. Работа с документами

16. Задания на составление кроссворда.

Ученики проявляют при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

17. Задание на составление визитной карточки

18. Задание «Определи регион России по его краткому описанию». В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.

19. Задание Географический диктант

20. Задание на составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

21. Задания работаем с картой

22. Перекодирование информации – один из способов работы, суть которого заключается в переносе информации из одной формы в другую, например: переход от текста к картинке, т.е. от вербальной к невербальной информации и наоборот.

Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Школьникам предлагается памятки по заполнению таблицы и схемы.

23. Задание на логическую перегруппировку /восстановление последовательности – классификация начального предоставленного материала в логической последовательности или согласно плану. В результате появляется целостный логический правильный текст, серия картинок и т.д.

24. Задание на конспектирование/составление кратких записей – данный приём направлен на способность записать кратко прочитанный или прослушанный текст в форме заметок, с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).

25. Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.

26. Задание на составление плана – сжатие информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам

27. Задание на называние – приём работы, основанный на приписывании имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 

28. Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на задаваемые вопросы по факту.

29. Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

30. Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий.

31. Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:

Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).

Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

Продумывание последовательности слайдов презентации.

Состав эскиза будущей презентации.

Оформление презентации.

31.Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.

32. Задание на составление резюме.

Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.

Очевидно, что вышеуказанные традиционные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения на уроках географии.

Наше общество является информационным и поэтому важно научить учеников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Мерой информации является текст – это устное или письменное законченное мысленное высказывание. Способность грамотно обрабатывать текст является одной из самых нужных способностей человека. Главная задача смыслового чтения состоит в том, чтобы оптимизировать приемы понимания текста которые школьник сможет применять в зависимости от конкретного текста.

Инновационные приемы работы с текстом

В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов обучения. В ее основе заложены стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и использование различных способов работы с текстом:

Таблица 2

Технология инновационных приемов работы с текстом

1. Предтекстовая деятельность

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель настраивает систему заданий, которая трансформирует самостоятельное чтение текста учебника в увлекательное и познавательное дело. Для этого необходимо из возможных вариантов выбрать необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические методы и приемы.

Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов.

«Батарея вопросов» и «Кластер».

Прием «Поставь проблему. Предложи решение».

«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы.

2. Текстовая деятельность

Иной алгоритм применяется на следующем этапе урока – стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Разделим класс на группы (можно по рядам) и поставим перед ребятами проблему. Каждая группа по очереди высказывает свои предположения, опираясь на текст учебника или дополнительные знания по вопросу. Важно в совместной работе найти верное решение.

Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.

Прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение».

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить ребятам памятку «Как составить план текста?»:

1. Прочитайте текст.

2. Выделите в тексте главные мысли.

3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

3. Послетекстовая деятельность.

На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.

Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

Прием «Сворачивание текста».

Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Для точности выполнения задания, обучающимся можно предложить памятку «Как заполнить таблицу?»:

1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.

2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

Возможны и другие варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала. Например, прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством СОТ, в том числе и технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.

Учителю нужно целенаправленно организовывать работу учеников с материалом учебника, включая все его части. Параллельно с использованием учебника географии на уроках необходимо научить ребят работать и с другими средствами обучения – карты, учебные картины, аудиовизуальные средства, материалы внеклассного чтения и др.

В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций, представляет собой целенаправленную деятельность, способную поменять современное общество. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования, которое состоит в целостности знаний, деятельности и развития обучающихся.









Приложение 1

Традиционные приемы работы с текстом

1.Восстановление / заполнение пропусков

Пример: тема «Климат России»

Задание. Используя текст учебника, заполни пропуски в тексте:

Климат Русской равнины ___________________________. Континентальность нарастает к ___________ и особенно к _________. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение _____________________ воздушных масс до восточных окраин равнины, а в арктических - далеко на _____. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое _______________ температуры и __________________, а летом - ____________________.

Русская равнина получает ______________________ количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. Она находится под влиянием _____________ переноса воздушных масс и движущихся со стороны ________________ _______.



2. Упражнение на дополнение

Пример: Задание. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова.

Выветривание – процесс разрушения и преобразования горных пород. ___________________________ выветривание происходит в результате резких изменений температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению. _________________________ выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к ____________________ выветриванию.

Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.


Приложение 1

3. Работа с географическими понятиями.

Пример: Задание. Найдите в тексте параграфа "Погода и климат” объяснение понятия "климат”.

Что означает в переводе на русский язык слово "климат”?

Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”?

Что у них общего? В чём между ними разница?

Почему нельзя сказать: какой сегодня климат?

Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.



4. Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих.

Пример: Задание. Изучите примеры взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе "Географическая оболочка ”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность природного комплекса.



5. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника.

Пример: Задание. Определите понятие "почва”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.







Приложение 1



6. Перекодирование информации

Памятка по заполнению таблицы:

1) Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.

Как заполнить таблицу?

1.     Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.

2.     Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

Пример: Таблица «Границы биосферы»

Оболочка

Где проходит граница

Что мешает дальнейшему распространению

В атмосфере



В литосфере



В гидросфере





Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:

2) Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

Как заполнить схему?

1.     Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.

2.     Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.

3.     Заполните схему соответственно выделенной зависимости.

Приложение 1



Пример: Задание. Читая текст дополните схему «Степь и тундра»

СЕВЕР ЮГ

Общее –

Тундра безлесные пространства Степь



Полуэкстремальные условия

? нехватка ?

? избыток ?



Приспособления





Относительно благоприятный

? период ?





Приложение 1



Схема « Степь и тундра» в готовом виде

СЕВЕР ЮГ

Общее –

Тундра безлесные пространства Степь



Полуэкстремальные условия

Восковой налет и опущенность растений помогают им дольше задерживать влагу. Некоторые растения выделяют эфирные масла, чтобы создать особый защитный слой. Распространены эфемеры – растения, которые успевают за несколько дней развиваться из луковиц (клубней) и отцвести.

Карликовые деревья, ползучие подушкообразные формы растений. Полярная сова вынуждена видеть в светлое время. Дождевые черви образуют капсулу из слизи, которая предохраняет их от замерзания при очень низких температурах и т.д.

тепла нехватка воды

воды избыток тепла



Приспособления





Относительно благоприятный

лето период весна







Приложение 1

7. Множественный выбор

Пример: Задание: Выберите правильный ответ.

1.На реке Колыме половодье наступает летом, потому что:

1) тают ледники в горах; 2) начинаются муссонные дожди; 3) начинается таяние снега.

2.Преимущественно дождевое питание имеет река: 1) Печора; 20 Москва-река; 3) Амур.

3.Главной причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:

1) постепенное таяние снега; 2) наличие водохранилищ; 3) малое количество снега на территории бассейна.

4.Ледостав у сибирских рек длиннее: 1) в верхнем течении; 2) в среднем течении; 3) в нижнем течении.

5. Котловина самого большого по площади озера земного шара имеет происхождение: 1) ледниковое; 2) вулканическое; 3) остаточное.

6.Наибольшее число горных ледников в России сосредоточено: 1) на Полярном и Приполярном Урале; 2) в Западном и Восточном Саянах; 3) на Кавказе и Алтае.

7. Наиболее мощные ГЭС в России построены на реках: 1) Ангаре и Енисее; 2) Оби и Иртыше; 3) Лене и Днепре.

8. В степной зоне России по типу питания преобладают болота: 1) низинные; 2) верховые.

9. Наиболее эффективным способом защиты вод от промышленного загрязнения является: 1) строительство очистных сооружений; 2) перевод предприятий на замкнутый водооборот; 3) лесопосадки.



Приложение 1

8. Верные/неверные утверждения

Пример: «Верные – неверные утверждения» 7 класс

1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.



9. Задания «на соотнесение»

Пример: Задание. Найдите соответствие между определениями и понятиями: 

Определения

Понятия

1. Соотношение осадков и испаряемости.

2. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.

3. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.

4. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

5. Длительный и значительный недостаток дождя, при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха, в результате которого иссякают запасы влаги в почве, что ведёт к снижению или гибели урожая.

6.Оймякон.

7..Переходная полоса между двумя различными воздушными массами.

8. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

9. Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.

10. Изменение свойств воздушных масс  при перемещении на другую подстилающую поверхность.

11. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.

12. Устойчивые сезонные ветры. Летом дуют с моря на сушу и приносят дожди, а зимой  дуют с суши, неся сухую погоду.

а) Суммарная радиация.

б) Атмосферный фронт. 

в) Трансформация. 

г) Циклон. 

д) Антициклон. 

е) Коэффициент увлажнения. 

ж) Агроклиматические ресурсы. 
з) Засуха. 
и) Пыльные бури. 

к) «Полюс холода». 

л) Муссон
м) Изотерма. 


Приложение 1

10. Исправление готового текста

Задание «Найди ошибку или исправление текста».

Задание. Внимательно читая текст, найди и исправь ошибки.

В саваннах Африки

Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенек осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому.

11. Задание «Найди лишнее».

Задание. Работая с картами атласа, найдите лишний объект в каждой цепочке, и объясните свое решение.

1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;

(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)

2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;

(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего Востока)

3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.

(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в европейской части России )

Приложение 1

12. Задание «Сотрудничество».

Пример: Работа в группах.

Задание 1. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

Раса

Цвет волос

Цвет глаз

Районы проживания

Европеоидная




Монголоидная




Негроидная






Задание 2. Учитель раздаёт каждой группе разрезные карточки: альбомный лист с изображением лиц представителей различных рас (монголоида, негроида, европеоида) разрезается на 4 горизонтальные полосы (волосы, глаза, нос, рот).

- Из составных частей соберите портрет представителя монголоидной расы

- Из составных частей соберите портрет представителя негроидной расы

- Из составных частей соберите портрет представителя европеоидной расы.

13. Задание. « Продолжи фразу».

Пример: Задание

  1. Россия расположена на материке….

  2. Плодородие почвы зависит от содержания в ней…

  3. Самое глубокое озеро России….









Приложение 1



14. Задание на составление визитной карточки

Задание. Составьте визитную карточку района, заполнив таблицу:

Название района

Восточная Сибирь

Площадь района


Численность населения района


Состав района


ПУ и ПР


Отрасли специализации






15. Задание. Определи регион России по его краткому описанию.

Задание. Определите регион России по его краткому описанию.

« Экономический район расположен в благоприятных климатических условиях, которые обусловили высокое развитие сельского хозяйства. Здесь выращивают зерно, сахарную свеклу, подсолнечник, табак, чай, цитрусовые. Пищевая промышленность является ведущей среди других отраслей. Транспортные связи определили развитие металлоемкого машиностроения: крупнейшее производство зерно- и кормоуборочных комбайнов. Общегосударственное значение имеет курортное хозяйство. Население отличается сложным национальным составом.

Ответ:___________________________ экономический район»







Приложение 1

16. Задание Географический диктант

Задание. Расставьте цифры к природным зонам:

арктические пустыни тундра

  1. Природа зоны легко ранима.

  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.

  5. Сильные ветры.

  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.

  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.

  11. На скалах «птичьи базары».

  12. Лето короткое и холодное.

  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

  14. В реках и озерах много рыбы.

  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.

  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.







Приложение 1

17. Задания работаем с картой

1) Пример: Географические названия (топонимы) – это память о истории земель, языков. Они рассказывают о прежней природе, легендах, устанавливают родство народов, языков.

Задание. Найдите на карте и запишите однокоренные топонимы:

    1. Река Анадырь - город Анадырь – Анадырский залив.

    2. Народ чукчи - ___________ - ____________________.

    3. Река Бурея - __________________ - _____________________.

    4. Народ коряки - _______________ - ______________________.

    5. В. Беринг - ________________ - ______________________.

    6. Е. Хабаров - __________________ - _______________________.



18. Задание «Угадай контур»

Приложение 1

19. Составление презентации к тексту параграфа

Алгоритм составления презентации

Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).

Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

Продумывание последовательности слайдов презентации.

Состав эскиза будущей презентации.

Оформление презентации.

20.Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

1.Пример: Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки на подготовленный контур океана в нужный район.

При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.













Приложение 2

Инновационные приемы работы с текстом



Приложение 2

1. Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. Дети используют различные источники информации. 

Методика:

1. Объяснить правила написания синквейна;
2. Привести несколько примеров синквейна;
3. Сформулировать тему;
4. Зафиксировать время на написание синквейнов;
5. Заслушать варианты (по желанию учеников)
Дети используют различные источники информации. 
Методика отрабатывается на нескольких уроках. Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Примеры синквейнов: 

1.Рельеф
Расчлененный, разнообразный
Поднимается, опускается, изменяется
Неровности суши и дна океанов
«Каркас природы»

2.Равнины
Плоские, холмистые
Простираются, заболачиваются, заливаются
Характерно небольшое колебание высот
Просторы

3.Горы
Складчатые, глыбовые
Возвышаются, белеют, дымятся
Формируются в  тектонически активных областях
Сильно расчлененные участки

4.Кряж
Приподнятый, вытянутый
Возвышается, размывается, разрушается 
Гряды холмов и низких гор
Возвышенность

5. Вулканы
Действующие, потухшие
Извергаются, грохочут, сжигают
Выброс лавы, огня и пепла
Гора 

6.Оползни
Каменистые, подвижные
Сползают, смещаются, разрушают
Возникает на крутых склонах
Движение

Приложение 2


2.
«Мозговой штурм». Посмотрите на  название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.



– Что такое гидросфера? 
– Какие свойства имеет вода? 
– Что такое мировой круговорот воды?
– Из каких частей состоит гидросфера?
–Какова роль гидросферы в жизни человека?






3. «Глоссарий». 

Пример: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

Геосистема                      природа                устойчивость             открытость
Заказники                        ООПТ                   заповедник                 экологический каркас
Ландшафт                    литосфера              Сибирь                    комфортность среды















Приложение 2

  1. «Ромашка Блума»

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1.Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Приложение 2

5.«Чтение про себя с пометками».

Отметьте в тексте значками:

++ соответствует тому, что знаю;

– – противоречит тому, что знаю;

?? надо обсудить;

С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.

6.Прием - «Толстые и тонкие вопросы»

Задание 1. Учитель предлагает учащимся составить по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по пройденной теме, например, в конце урока «Мировой океан и его части»

Тонкие вопросы:

I. Кто ? Что? Где?

II. Будет ли ...? Может быть ... ? Как называется ...?

III. Когда было ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?

Толстые вопросы:

I. Объясните, почему...?

II. В чем различие между….?

III. Предположите, что будет если…?

    1. Прием – «Совместное рисование»

Задание проводится в группах из 4-5 человек.

Задание 1.Учитель просит учащихся совместно сделать рисунок, иллюстрацию к определенной части темы.

Задание 2. Учитель просит учащихся зарисовать схему по пройденной теме «Путешествия морских народов» раздел «История географических открытий»



Приложение 2



    1. Прием «Логическая цепочка»

Задание: «Составьте из выделенных понятий параграфа «Землетрясение» цепочку, найдите ей логическое объяснение».

Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».




    1. Прием «Поставь проблему. Предложи решение».

Тема урока: «Земля и ее внутреннее строение»

«Что на сегодня человечеству известно о внутреннем строении Земли и как это удалось узнать?»

Задание учителя: «Подумайте и предложите наиболее простой путь решения данной проблемы на уроке» позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа, как доступного и научно достоверного источника информации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!