СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация иллюстрирует методы и приемы, применяемые на уроках русского языка и литературы для развития критического мышления обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Малинина Александра Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11»ИГОСК

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Малинина Александра Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №11»ИГОСК

Развитие критического мышления Основная цель развития критического мышления – это развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Данные навыки необходимы человеку во всех сферах жизни, а начинается их формирование на уроках русского языка и литературы. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и того, что нам еще не известно. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Развитие критического мышления

  • Основная цель развития критического мышления – это развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
  • Данные навыки необходимы человеку во всех сферах жизни, а начинается их формирование на уроках русского языка и литературы.
  • Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и того, что нам еще не известно.
  • А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
Этапы : I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Этапы :

  • I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)
  • II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
  • III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Приемы, способствующие развитию критического мышления учащихся 1. «КОРЗИНА ИДЕЙ» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приемы, способствующие развитию критического мышления учащихся

  • 1. «КОРЗИНА ИДЕЙ»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

НЕ с причастиями   Слитно  Раздельно Нет зависимого слова Есть зависимое слово  Без не не употребляется Краткое причастие

НЕ с причастиями

Слитно Раздельно

Нет зависимого слова Есть зависимое слово Без не не употребляется Краткое причастие

Задание «Четвертый лишний» (Не)прочитанная книга (Не)прочитанная мной книга Книга (не)прочитана Вовремя (не)прочитанная книга

Задание «Четвертый лишний»

  • (Не)прочитанная книга
  • (Не)прочитанная мной книга
  • Книга (не)прочитана
  • Вовремя (не)прочитанная книга
2.Чтение с остановками   Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, выделяется главная информация, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Такая работа также помогает в обучении составлению конспекта.

2.Чтение с остановками

  • Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, выделяется главная информация, делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
  • Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
  • Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
  • Такая работа также помогает в обучении составлению конспекта.
   3.Чтение с пометками (инсерт)   Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Например, при изучении в 7 классе темы «Предлог» учащимся предлагается прочитать параграф учебника и во время чтения сделать пометки:  ( + -уже знаю; ! - новое; ? - не понимаю, есть вопросы). Таким образом учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока:  узнать то, что им не известно или не понятно.

  3.Чтение с пометками (инсерт)

  • Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную.
  • Например, при изучении в 7 классе темы «Предлог» учащимся предлагается прочитать параграф учебника и во время чтения сделать пометки: ( + -уже знаю; ! - новое; ? - не понимаю, есть вопросы).
  • Таким образом учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока: узнать то, что им не известно или не понятно.
4.Лови ошибку   Учитель предлагает текст, содержащий ошибочные утверждения. Учащиеся должны прочитать текст и выявить ошибки. Ошибки могут явными и скрытыми. Скрытые ошибки можно будет обнаружить после изучения нового материала. Учащиеся самостоятельно знакомятся с темой, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не заметили в начале урока.

4.Лови ошибку

  • Учитель предлагает текст, содержащий ошибочные утверждения.
  • Учащиеся должны прочитать текст и выявить ошибки.
  • Ошибки могут явными и скрытыми.
  • Скрытые ошибки можно будет обнаружить после изучения нового материала.
  • Учащиеся самостоятельно знакомятся с темой, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не заметили в начале урока.
«Сложное предложение» В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправным.  Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.

«Сложное предложение»

  • В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым.
  • Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправным.
  • Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос.
  • Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.
«Сложное предложение» В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь . Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными . Но части предложения не всегда бывают равноправным.  Если одна часть главная , а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная . Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной . К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов . Такие предложения называются сложносочинёнными . В них части сложного предложения связывает интонация.

«Сложное предложение»

  • В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым.
  • Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь . Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными . Но части предложения не всегда бывают равноправным.
  • Если одна часть главная , а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная . Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной . К ней можно поставить от главной части вопрос.
  • Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов . Такие предложения называются сложносочинёнными . В них части сложного предложения связывает интонация.
5.Верные и неверные утверждения   Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.

5.Верные и неверные утверждения

  • Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ.
  • На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
  • Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.
Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте « + », если не согласны - « – ».   1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает  признак предмета 2. Причастия могут быть действительными и страдательными 3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным 4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Проверка: Да (+) - 2, 4  Нет(-) - 1, 3

Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте « + », если не согласны - « ».

  • 1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета
  • 2. Причастия могут быть действительными и страдательными
  • 3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным
  • 4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Проверка: Да (+) - 2, 4

Нет(-) - 1, 3

6.Ключевые слова   Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом « ключевые слова », по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.

6.Ключевые слова

Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом « ключевые слова », по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.

Например:  Человек, Родина, язык, семья, культура, любовь, уважение .   Задания: Определите тему текста. Определите тип текста, его стиль. Определите идею текста. Составьте текст.

Например: Человек, Родина, язык, семья, культура, любовь, уважение .

  • Задания:
  • Определите тему текста.
  • Определите тип текста, его стиль.
  • Определите идею текста.
  • Составьте текст.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.»  (Конфуций)

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!