Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Малинина Александра Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №11»ИГОСК
Развитие критического мышления
- Основная цель развития критического мышления – это развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
- Данные навыки необходимы человеку во всех сферах жизни, а начинается их формирование на уроках русского языка и литературы.
- Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и того, что нам еще не известно.
- А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
Этапы :
- I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)
- II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
- III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Приемы, способствующие развитию критического мышления учащихся
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
НЕ с причастиями
Слитно Раздельно
Нет зависимого слова Есть зависимое слово Без не не употребляется Краткое причастие
Задание «Четвертый лишний»
- (Не)прочитанная книга
- (Не)прочитанная мной книга
- Книга (не)прочитана
- Вовремя (не)прочитанная книга
2.Чтение с остановками
- Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, выделяется главная информация, делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
- Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
- Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
- Такая работа также помогает в обучении составлению конспекта.
3.Чтение с пометками (инсерт)
- Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную.
- Например, при изучении в 7 классе темы «Предлог» учащимся предлагается прочитать параграф учебника и во время чтения сделать пометки: ( + -уже знаю; ! - новое; ? - не понимаю, есть вопросы).
- Таким образом учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока: узнать то, что им не известно или не понятно.
4.Лови ошибку
- Учитель предлагает текст, содержащий ошибочные утверждения.
- Учащиеся должны прочитать текст и выявить ошибки.
- Ошибки могут явными и скрытыми.
- Скрытые ошибки можно будет обнаружить после изучения нового материала.
- Учащиеся самостоятельно знакомятся с темой, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не заметили в начале урока.
«Сложное предложение»
- В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым.
- Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправным.
- Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос.
- Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.
«Сложное предложение»
- В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым.
- Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь . Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными . Но части предложения не всегда бывают равноправным.
- Если одна часть главная , а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная . Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной . К ней можно поставить от главной части вопрос.
- Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов . Такие предложения называются сложносочинёнными . В них части сложного предложения связывает интонация.
5.Верные и неверные утверждения
- Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ.
- На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.
Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте « + », если не согласны - « – ».
- 1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета
- 2. Причастия могут быть действительными и страдательными
- 3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным
- 4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка: Да (+) - 2, 4
Нет(-) - 1, 3
6.Ключевые слова
Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом « ключевые слова », по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.
Например: Человек, Родина, язык, семья, культура, любовь, уважение .
- Задания:
- Определите тему текста.
- Определите тип текста, его стиль.
- Определите идею текста.
- Составьте текст.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)