СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

«Технология развития критического мышления»


Там, где думают одинаково –

никто не думает слишком!


Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок, ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование.

Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предполагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чем думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести свое знание и понимание на уровень сознания.

Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из 3-х фаз:

- вызов;

- осмысление или фаза реализации смысла;

- рефлексия.

1. Первая стадия называется вызов.

В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путем мозговой атаки составлять список того, что они знают и думают. Мозговая атака может проводиться: индивидуально с каждым учеником, парами или с группой. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причем все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

На первой фазе осваиваются несколько важных познавательных видов деятельности.

Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.

Во-вторых, цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того, чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнеру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это дает учащимся возможности эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

В-третьих, определяется цель предполагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цел, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

2. Вторая стадия называется смысловой.

На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчета в возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.

Третья фаза – рефлексия.

На этом этапе следует задавать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведенной как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия - это то состояние, когда информацию пропускаешь через свое видение.

При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным.

Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определять цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы. (Составление кластера, Прием «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс – минус – интересно», Пометки на полях, Написание синквейна, Учебный мозговой штурм, Верные – неверные утверждения, Написание эссе и другие).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!