Технология развития критического мышления
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Что такое критическое мышление
Если человек способен мыслить критически, он использует разные когнитивные навыки и стратегии, чтобы повысить вероятность желаемого результата. Речь может идти о чем угодно, от выгодной покупки квартиры до эффективного управления эмоциями.
Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи, и это мышление он описывает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное.
Это значит, что критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты.
Критическое мышление – это способность
ставить новые, полные смысла вопросы ;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
принимать независимые продуманные решения .
Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.
Первая стадия (фаза) – вызов , когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому во просу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление) . На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается .
Вызов
Что я знаю? Или Ассоциации.
Столкновение противоречий.
Реставрация.
Лови ошибку.
Осмысление
Инсерт
Чистая доска
Кластер
Три предложения.
Шифровка.
Фишбоун
Рефлексия
Что я узнал?
Разрешение противоречия.
Завершение реставрации.
Лови ошибку (завершение поиска)
Синквейн
Немая схема.
Восстанови цепочку.
Толстые и тонкие вопросы.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
МБОУ “Исадская СОШ”
Устименко Т.Н.
Джон Дьюи – автор термина «критическое мышление»
Вызов
Что я знаю?
Ассоциации
Столкновение противоречий
Реставрация
Лови ошибку
Осмысление
Инсерт
Двучастный дневник
Чистая доска
Кластер
Сводная таблица
Три предложения
Кольца Венна
Шифровка
Цепочка связей
Фишбоун
Пять «почему»
Инсерт
« » – уже знал
« + » – новое
« – » – думал иначе
« ? » – есть вопросы
Фишбоун
Сводная таблица
5
Кольца Венна
Двучастный дневник
Рефлексия
Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
- сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Спасибо за внимание