СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающего обучения и её разновидности применения в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающего обучения и её разновидности применения в современной школе»



Курсовая работа

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Содержание работы.

Введение………………………………………………………………………3

Глава1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………………4

1.1 Сущность развивающего обучения в психолого-педагогических источниках…………………………………………………………………….4

1.2. Особенности технологии развивающего обучения в условиях начальной школы …………………………………………………………………………8

Глава2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………….16

2.1. Применение технологии развивающего обучения в практике работы учителей начальных классов …………………………………………………16

2.2. Методические рекомендации к использованию развивающего обучения на уроках начальных классов…………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………..30

Литература………………………………………………………………………31















Введение

Всестороннее развитие молодого поколения, формирование его идеалов – важнейшая задача образования. Огромное значение для ее решения имеет дальнейшее совершенствование системы школьного обучения, обеспечение его ведущей роли в развитии личности каждого ученика.

Рассмотрение термина «развивающее обучение» предполагает, прежде всего, изучение проблемы соотношения обучения и развития, которая всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики и психологии. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Эта тема актуальна в педагогике в настоящее время, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся педагоги прошлого и настоящего. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.

Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной практике начальной школы.

Цель исследования – изучить особенности развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – развивающее обучение младших школьников.


Задачи исследования:

– раскрыть сущность понятия «развивающее обучение»;

– описать принципы развивающего обучения;

– рассмотреть соотношение обучения и развития в педагогике, уровни развития ребенка;

– изучить опыт организации развивающего обучения в начальной школе.


ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


1.1 Сущность развивающего обучения в психолого-педагогических источниках

Развивающее обучение как направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Проблема развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я.А. Каменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивающего обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение — это компонент дидактики, развитие же — процесс психологический.

Развивающее обучение создавалось для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т. п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т. е. действовать на основе теоретически представляемой реальности. В житейской практике (в быту, в простом общении между людьми) такой (теоретический) подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает и культивируется в науке, промышленности, искусстве, политике, праве и др. исторически развивающихся видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность определять существо явления по его внешним проявлениям.

В современной школе у большинства детей, которые переходят из начальной в среднюю школу, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания материала по предметам. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире. Эльконин и Давыдов предположили, что такое положение дел уже не соответствует ни реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного развития, когда ребенок стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за границы непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике. Поэтому цель развивающего обучения — развитие у детей основ теоретического мышления (или, более широко, основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

Понятие «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову, его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основными психолого-педагогическими категориями раскрываются в ряде определений-обобщений.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственное влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение [Якиманская, 1979, с. 5].

Развивающее обучение – теория обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Опорные точки этой теории: введение в обучение высших форм мышления, включая и теоретическое; реализация деятельностного подхода в целях саморазвития, реализации творческого потенциала учащихся, а также их умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания. В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождение В.В. Давыдову [Приводится по: Давыдов, 1986]. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения.

Методологическими предпосылками практики развивающего обучения послужили следующие фундаментальные положения, выдвинутые Л.С. Выготским:

– понятие о движущих силах психического развития;

– категории «зона ближайшего развития» и «возрастные новообразования»;

– положение о неравномерности хода и кризисных периодах развития;

– понятие механизма интериоризации;

– положение о социальной ситуации развития;

– представление о деятельностном характере развития;

– концепция знакового опосредствования развития психики;

– положение о системно-смысловом строении и развитии сознания [Ситаров, 2002, с. 266].

Реализация развивающего обучения требует специальной организации учебного процесса. Для этого необходимо не только хорошо знать содержание школьных программ, владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [Якиманская, 1979, с. 5].

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.Органическое слияние образования, воспитания и развития достигается в условиях развивающего обучения на уроке. Лишь, будучи включенным в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, становится действенной основой в воспитании [Кириллова, 1980, с. 3].

1.2. Особенности технологии развивающего обучения в условиях начальной школы

В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.

Концепция развивающего обучения. Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивающего обучения.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Обучение и развитие. Физическое развитие ребенка осуществляется весьма наглядно по генетической программе в виде роста размеров скелета, мышечной массы и пр. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоров, физически натренирован, вынослив.

В истории педагогики проблема представлена двумя крайними точками зрения. Первая исходит из жесткой предопределенности развития наследственными или исходящими от Всевышнего факторами. Вторая, наоборот, все результаты развития приписывает влиянию среды.

Обучение - это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. Существуют две принципиально различные концепции.

Концепция обучаемого развития (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи): ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Ребенок - субъект своего развития. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Содержание развития. Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.

Зона ближайшего развития. Л.С. Выготский выделял два уровня в развитии ребенка:

1) сферу актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

Особенности содержания

•Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

•Повышение теоретического уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.

Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:

- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории;

- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи;

- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятии, заданных не как способ списания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.

Подходы В.В. Давыдова изначально были разработаны для обучения школьников, но ряд положений может быть полезен и при обучении взрослых.

Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова противопоставлено существующей традиционной системе школьного обучения, преимущественно направленной от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному.

Давыдов В.В. формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы».

Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».

Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

*цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

*задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

*дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

*ведущая роль теоретических знаний;

*осознание процесса учения;

*быстрый темп прохождения учебного материала;

*целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

*типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

*методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

*предметные методики по всем образовательным областям;

*формы организации обучения;

*система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждый из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 

В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Роль развивающего обучения для развития творческой личности младшего школьника. Целью воспитания и образования в современном обществе является всесторонне развитая личность. В связи с этим педагогической наукой и практикой ставится задача: теоретически обосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило бы формирование личности, обладающей высокими духовными потребностями, развитыми познавательными способностями.

Творческая активность школьника отличается от творческой деятельности взрослого тем, что результаты его деятельности зачастую не являются новыми в общечеловеческом смысле, но в процессе созидания нового для себя результата ученик моделирует и формирует в себе умения и навыки творца, необходимые в будущей самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, деятельность по развитию творческой активности учащихся на уроке – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности с помощью усвоенных знаний, умений, навыков.

Развивающее обучение – это такое обучение, при котором формы, методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.

Развивающее обучение сосредоточено на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Такое обучение качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на более высокий уровень отношений сотрудничества. В нем, кроме того, заложены не разрозненные рекомендации, а комплексное решение всех школьных проблем. В учебниках, построенных на принципах развивающего обучения, новое содержание образования, новые методы и формы работы, которые действительно направлены на раскрытие индивидуальных наклонностей и способностей младших школьников. Развивающее обучение привлекает также своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающего обучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития.

Стержнем развивающего обучения является достижение максимального результата в общем развитии школьников. Поэтому основной путь направлен на формирование знаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, а самостоятельным добыванием новых знаний всем классом. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом начале обучения испытывают удовлетворение от направленной умственной деятельности, радость от выполнения сложного задания.

Таким образом, развивающее обучение все чаще утверждается как ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса, от которого во многом зависит эффективность переориентации системы образования на развитие творческой личности.

Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.


Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Применение технологии развивающего обучения в практике работы учителей начальных классов

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.

Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию. Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.

2.1.1. Технология развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе

Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи.

Диктант с элементами творчества: сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложение словами с соответствующими орфограммами. Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Для развития у детей внимания и сосредоточенности учителя часто используют свободные диктанты. Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе невозможно без ответа на такие вопросы:

1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?

2. Сколько раз эти слова должны вcтречаться на последующих уроках , чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?

3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения написаний?

4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

Максимальный эффект может быть достигнут, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся. При изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонематического слуха, внимания и памяти учащихся.

Существуют следующие приемы запоминания:

- проговаривание вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

- молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

- проговаривание слов по слогам соседу по парте или слушание, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Можно разделить слова на группы, близкие по смыслу. Каждую группу слов написать на отдельном листе и работать отдельно с группой целую неделю по следующей методике:

1. Списывание с доски в тетрадь.

2. Чтение слов по слогам.

3. Письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается.

4. Запись и проговаривание слов без зрительного ориентира.

5. Словарный диктант.

6. Работа по карточкам.

Использование карточек на уроках в начальной школе имеет положительные моменты. Это и обратная связь и индивидуальная и дифференцированная работа и увеличение объема выполненного материала за урок, привитие интереса к предмету, обучение умению работать самостоятельно. Работу над словами с непроверяемой гласной желательно проводить на каждом уроке русского языка. Можно использовать и загадки и фразеологизмы со словарными словами, пословицы. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.

Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм является использование раздаточного материала. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания учитель предлагает учащимся на индивидуальных карточках. Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или ее отработка. Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении задания, проявить упорство и аккуратность. Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить c помощью более сильного ученика. Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока.

На каждом уроке в начальных классах проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: cлух, зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи.

Эффективны такие упражнения, как списывание, различные виды диктантов, грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим словариком.

Используя на уроках элементы дидактической системы Л. В. Занкова, учитель пытается пробудить самостоятельную мысль учеников: «Расскажите все, что можете об этом слове», то увлекает ребенка, обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач. Учителю приходится особо заботиться об обеспечении права ребенка на свободу выбора. Это позволяет каждому ученику достигать успеха в учебной деятельности.

Для системы развивающего обучения характерен путь познания «от ученика». Эта система позволяет полнее раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. Система направлена на то, чтобы дети приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.

Для исследования мыслительной деятельности учителя используют методику наблюдения. Детям предлагается классифицировать слова по выбранному им признаку. Например: прочитайте слова. Распределите их на две группы. (Глаза, жук. столы, жуки, стол, глаз.) Дети делят слова и делают вывод. Работы по восстановлению деформированного текста, списыванию выявляют умение детей устанавливать логико- смысловые связи, закрепляют каллиграфические навыки, повышают уровень самостоятельности.

Один из приемов повышения грамотности - это развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. У некоторых детей учитель не исправляет неверно написанную букву, а лишь ее зачеркивает, у более сильных подчеркивает все слово с ошибочным написанием. Ученик сам должен найти в слове ошибку, исправить ее. Цель учителя - помочь ученику вдуматься в написание и исправить ошибку. Самое главная задача учителя-не отбить желание учиться у ребенка.

Очень важный этап урока русского языка - это закрепление изученного материала. Закрепление наиболее эффективно, когда оно слагается из следующих элементов:

а) Проверки усвоения теоретического материала. Можно провести в виде игры «Аукцион знаний».

б) Анализа примеров, иллюстрирующих применение на практике.

в) Тренировки с целью выработки практических навыков (разноуровневые карточки- задания).

Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа. Учителя подбирают такие задания, чтобы эта работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую часть работы дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества. Основная цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты. В этих целях практикуются задания типа: «Объясни», «Докажи», ставится вопрос «Почему?» и требуется обоснование того или иного написания. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм, дописывание слогов, работа с деформированным текстом, распространение предложений с помощью вопросов.

«С чьей- то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно»,- пишет Л. С. Выготский. Одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их. К. Д. Ушинский говорил, что учащиеся должны «по- возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Одной из форм развивающего обучения остается игра. Игра должна способствовать умственному и духовному развитию, т. е. должна быть творческой. Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, добивается прочного усвоения материала. Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех учеников создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога - создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.

Некоторые из игр, которые используют учителя на уроках русского языка:

1. Игра «Зашифрованное слово». (Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.)

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) - по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова)- по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома)- по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) - найти самим спрятанное слово. Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.

2. Упражнение «Волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв , с которым можно выполнить несколько заданий. Задания могут предлагать сами дети. Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т. Задания:

а- деление на группы (гласные - согласные);

б- составление слов из букв( пила, лупа, лоб);

в- записать буквы в алфавитном порядке;

г- найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека).

Игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся два- три «нужных слова» . Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам - что ведет к отработке перечисленных понятий.

2.1.2. Технология развивающего обучения на уроках математики в начальной школе

Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Решается эта сложная и многогранная проблема с раннего периода обучения школьников.

Программа начального обучения математики предъявляет большие требования к развитию умственной деятельности учащихся, поэтому с первого года обучения необходимо развивать у детей способность логически мыслить на основе наблюдений над конкретными примерами деятельности, учить приёмам сравнительного сопоставления, учить простейшему анализу, синтезу и доступным обобщениям.

В практике обучения младших школьников наиболее опасным является чрезмерное увлечение действиями по готовому рецепту, образцу, упор на механическую память, а не на творчество и размышления. В результате у детей задерживается развитие активной деятельности, нет гибкости, глубины мышления, систематичности, последовательности знаний.

Еще К.Д. Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений в процессе изучения математики, писал: « … Чем дольше вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения».

Содержание учебной программы по математике предполагает сочетание научности в изложении материала с элементами занимательности для его усвоения, ибо развитие познавательной активности младших школьников не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, чему в огромной мере способствуют различные виды занимательных упражнений.

Учителя начальных классов разработали систему эффективных приемов и методов для развития мышления учащихся уже с первых уроков первого класса.

Несколько примеров применения элементов развивающего обучения.

Задания с элементами игры и занимательности.

*«Попробуйте расшифровать древние записи, в которых от пропавших цифр остались только точки. Учтите, чем древнее рукопись, тем сложнее ее раскодировать».

*«Посетив морские глубины, вы узнаете много нового о жизни обитателей этих глубин».

* «В нашей стране водится много бобров… (немного о жизни бобров). Найдите длину бобра (в дм). А поможет вам в этом удивительный квадрат…»

Необычная запись, чертеж, модель, рисунок, схема, зашифрованные или закодированные примеры, «математическое лото», «логический каркас»- все это активизирует деятельность учащихся и создает ситуацию успеха, обеспечивает самореализацию ученика.

1. Иногда прием практической значимости проводится на основе проблемно - исследовательской технологии. Перед учащимися поставлена проблема:

« Можно ли увидеть красоту окружающегося мира с помощью пропорций?». Класс разбивается на 4-е группы. Каждая группа имеет бланки, где дана определенная информация и перечень наводящих вопросов.

1-ая группа: выясняет высоту колонн большинства архитектурных сооружений. 2-ая группа: определяет основу гармоничных решений в архитектуре. 3-ая группа:определяет основу гармонии в живописи и скульптуре. 4-ая группа:рассматривает замечательное свойство «золотого прямоугольника».

Помимо бланков каждой группе даны картинки (1-ой - изображение колонн; 2-ой - изображение архитектурных сооружений; 3-ей - картины, где есть линии горизонта; 4-ой -открытки, книги, учебники). Учащиеся делают определенные замеры и вычисления, затем заполняют соответственные таблицы. И конечный этап - учащиеся, обобщая результаты исследования, формулируют вывод.

После прослушивания выступлений всех 4-ех групп, учащиеся делают общий вывод: «Теория пропорций и отношений, действительно, имеет большую область применения и является средством познания красоты». Можно в завершении дать учащимся домашнее задание: «Выяснить «идеальна» ли ваша семья с точки зрения «золотого сечения» и составить таблицу

Учить детей мыслить вслух, объяснять свои действия, переводить увиденное на язык математики, использовать знания при выполнении заданий - таковы первоочередные задачи учителя. Не следует забывать, что размышления одного ученика на уроке способствуют развитию этого умения у других учеников. В процессе обучения учащиеся оценивают свою работу, сравнивают её с работой других. Огромную пользу детям приносит наглядное сравнение предметов.

Задания разнообразны: это - арифметические ребусы, «цепочки» примеров, «магические квадраты», задания логического характера, задачи на смекалку, игры математического содержания. Некоторые из заданий используются для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами, отдельными учениками. При использовании этих заданий учащиеся часто оказываются перед проблемой выбора хода решения, им нередко приходится применять знания в совершенно новых условиях. Все рассуждения целесообразно проводить вслух. Этому должно уделяться большое внимание на уроках.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней.

Находясь в постоянном поиске, учитель должен подходить творчески к учебному процессу, видеть в каждом своем ученике просто доброго, любящего человека, пытаться с самых первых дней обучения создать атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям каждого ученика.

Конечно, возникнут проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей, необходимо вводить в урок такие формы развивающего обучения, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Даже при решении несложной задачи учащиеся много времени тратят на рассуждения о том, за что взяться, с чего начать. Умелая помощь ученику, оставляющая ему разумную долю самостоятельной работы, позволит учащемуся развить математические способности, накопить опыт, который в дальнейшем поможет находить путь к решению новых задач.

«Лучшее, что может сделать учитель для учащегося, состоит в том, чтобы путем неназойливой помощи подсказать ему блестящую идею… Хорошие идеи имеют своим источником прошлый опыт и ранее приобретенные знания… Часто оказывается уместным начать работу с вопроса: «Известна ли вам какая-нибудь родственная задача?».

Учитель должен постоянно помнить, что решение задач является не самоцелью, а средством обучения. Обсуждение найденного решения, поиск других способов решения, закрепление в памяти тех приемов, которые были использованы, выявление условий возможности применения этих приемов, обобщение данной задачи – все это дает возможность школьникам учиться на задаче.

Именно через задачи учащиеся могут узнать и глубоко усвоить новые математические факты, овладеть новыми математическими методами, накопить определенный опыт, сформировать умения самостоятельно, и творчески применять полученные знания. Поэтому уже в младших классах школы при обучении математике (да и другим предметам) надо учить школьников наблюдениям, прививать им навыки исследовательской творческой работы, которые могут пригодиться в дальнейшем.

В своей работе учитель должен ставить перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка и математики, но и формировать у школьников мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем развития. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

2.2. Методические рекомендации к использованию развивающего обучения на уроках начальных классов

Начало XXI века требует от образованных людей способно­сти самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и со­циальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее по­требует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить ре­шение. Это значит, что школа сегодня не может только «давать» знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний». Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии спра­виться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. По­этому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само­стоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого че­ловека в широком смысле этого слова. Это посильная задача для школы.

Образовательная система развивающего обучения ре­шает задачи, поставленные сегодня перед российским образова­нием, обеспечивая условия прежде всего для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий учителя.

В основу системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий

  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления

  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Обучение в школе по системе развивающего обучения доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система развивающего обучения дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад

  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения

  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения

  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения

  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности

  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям:

  • учитель, работающий в системе развивающего обучения, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

В ходе исследования была изучена и проанализирована литература по изучаемой темы. Было рассмотрено понятие «развивающего обучения», его принципы, сущность и особенности. Особое внимание было уделено знакомству с опытом организации развивающего обучения в начальных классах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 247 с.

2. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Логос, 1975. – 197 с.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

4. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980. – 159 с.

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителей. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

6. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 64 с.

7. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков учащихся как условие повышения качества общего образования: Методическое пособие. – СПб.: АППО, 2006. – 64 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

11. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования. Приложение к журналу. – 2009. – №3. – 42 с.

12. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 – 480 с.

13. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!