СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология тьюторского сопровождения в деятельности учителя технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции о распространении педагогического опыта учителя.

Просмотр содержимого документа
«Технология тьюторского сопровождения в деятельности учителя технологии»

Жовтобрюх Светлана Ивановна

учитель высшей категории

СШ №5 г.Харцызск

ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме тьюторского сопровождения в деятельности учителя технологии. Важным определяется педагогическое сопровождение, при котором можно выявить не только познавательные интересы учащегося, но и сопровождать их развитие, использовать в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, ключевые компетентности, проектная деятельность.

Современное школьное образование сегодня направлено на активное формирование ключевых компетентностей в социальной, творческой, интеллектуальной и других сферах деятельности. Для развития культурных и индивидуальных потребностей необходимо создание определенных условий. Взаимодействие учителя и учащегося становится важным в образовательном процессе, важным определяется педагогическое сопровождение, при котором можно выявить не только познавательные интересы учащегося, но и сопровождать их развитие, использовать в процессе обучения и воспитания. Именно тьюторское сопровождение можно определить, как педагогическое сопровождение, которое направлено на влияние и формирование учебной, социальной и других видов компетентностей.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и

разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий.[2]

Цель статьи: познакомить с результатами личного опыта учителя по применению тьюторского сопровождения в исследовательской деятельности, в проектной деятельности, учебной деятельности, а также как учителя - классного руководителя.

Тьюторство зародилось в Великобритании в XIV веке. Востребованность тьютерской деятельности в европейских университетах становиться необходимой, где тьютор выполняет функцию разработчика образовательных программ и проектов, совмещая свою деятельностью с ролью наставника и консультанта в образовательной деятельности. В России тьюторство было малоизвестно, так как отечественная система образования ориентировалась на немецкую модель университетского образования, где не предполагался институт тьюторства.

Подробную теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Ковалева Татьяна Михайловна в 1990 г в Школе культурной политики (Москва). Результатом этой работы стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992 году.[1]

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева).[3]

В настоящее время каждый педагог, учитель применяет в своей деятельности тьюторские технологии в процессе обучения и воспитания учащегося.

Формами тьюторского сопровождения являются: индивидуальные и групповые консультации, учебные семинары, образовательные события.

Примеры деятельности учителя в тьюторском сопровождении учащихся.

Тьютор в исследовательской деятельности. Задача учителя включить деятельность учащегося в технологию исследовательской деятельности. Сопровождение учащегося на всех этапах исследования, от планирования деятельности до предоставления результатов работы. Оказать помощь учащимся проанализировать свою деятельность и ее результаты.

Так в 2019-2020 учебном году под моим сопровождением, Исканцева Екатерина выполнила исследовательскую работу по теме «История родной школы», Павлюк Дарья выполнила исследовательскую работу по теме «Изобразительное искусство и дизайн». Работы, приняли участие в конкурсе проводимом Центром развития образования им. К.Д.Ушинского с 1 декабря 2020 по 7 января 2021г. и заняли I место по ОУ, I место по ДНР и I место по России в своих номинациях.

Рис. 1 – Дипломы Исканцевой Е. и Павлюк Д.

Тьютор в проектной деятельности. Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность, как способ преобразования реальности, в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения

целей. Она имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Тьютор по проектной деятельности оказывает поддержку учащимися в освоении технологии написания проектов, постановку проблем, и находит способы их решения.

В 2017 учебном году Китченко Ольга выполнила проект «Вдохновение» в технике вышивки лентами и победила на конкурсе «Солнечный свет»; в 2018 году Акутина Екатерина с проектом «К сапфировому юбилею» стала обладателем диплома в Международном конкурсе «Дети - Таланты»; Ву Алина стала победителем Международного конкурса «Мир художников» с проектом «Инь и Янь»; в 2021 году Исканцева Екатерина с проектом «Луций. Гипсовая голова» стала победителем конкурса проводимого центром развития образования им.К.Д.Ушинского.

Рис. 2 – Дипломы Китченко О. , Акутиной Е., Ву А., Исканцевой Е.

Тьютор – классный руководитель. Классное руководство в современном образовании превращается в деятельность, которая направлена на индивидуальное, личностное развитие подростков в процессе воспитания, обучения, в общении, в процессе их жизни в школе. Классный руководитель координирует работу с учителями предметниками, родителями, выявляет склонности своих воспитанников и направляет их деятельность на развитие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей. Сложности,

возникающие в работе классного руководителя – это наполняемость классных коллективов.

Я, классный руководитель 11Б класса. В классе 19 обучающихся. Ежегодно первого сентября в классе мы подводим итоги прошедшего учебного года. По итогам учебного года я провожу награждение учащихся медалями:

«Отличник» - учащиеся, которые достигли высоких результатов в учебной деятельности ( 9 учащихся);

«Лучший ученик» – это учащиеся, которые достигли высоких результатов в интеллектуальной и творческой деятельности на муниципальном, республиканском или международных уровнях;

«Лучший в спорте» - это учащиеся, которые достигли высоких результатов в спорте на муниципальном, республиканском или международных уровнях.

В период с 5 по 11 классы медалями были награждены 15 учащихся, девять их которых награждены неоднократно по разным номинациям. Сопровождение своих воспитанников в течение учебного года, оценка их деятельности и мотивирование других учащихся – это деятельность тьютора–классного руководителя.

Рис.3 – награды учеников 11Б класса СШ №5

Тьютор образовательного «события». К образовательному событию можно отнести – праздник, аукцион, конференцию, конкурс и т.д. Событие связано с участниками, включает различные виды деятельности, участие принимают не только учащиеся, но и приглашенные участники – эксперты, гости, лидеры и т.п. Однако, образовательное событие, в отличие от воспитательного мероприятия является целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных

программ и проектов. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию.[4]

Примером образовательного события в своей деятельности, считаю организацию и проведение республиканского семинара «Образовательно - воспитательный курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» как инструмент гражданско- патриотического воспитания и духовно-нравственного развития личности в системе урочной и внеурочной деятельности» .

На этом семинаре я демонстрировала мастер-класс по изготовлению Георгиевской ленты в технике «Канзаши», а мои ученики вручили подарки всем участникам семинара.

Рис. 4 – примеры оформления Георгиевской ленты

Рис.5 – сертификат Жовтобрюх С.И. о диссеминации ППО в рамках семинара. Республиканские семинары – это социальная практика взаимодействия учащихся и педагогов. В школьной жизни моего класса, 11Б , много было различный творческих проектов, в которых я , как тьютор – консультант, была им не только помощником, но и верным другом в их начинаниях. Проектно-

технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий. Все мероприятия были интересны, отличались новизной и неординарными решениями. Вот например День Учителя в прошлом году , каждый из учителей получил подарок в виде открытки с сюрпризом.2020-2021учебный год Рис. 6- оформление учительской ко Дню Учителя. А это оформление учительской в прошлом учебном году 2019-2020 Рис.7- оформление в 2019-2020 году

Рис. 8 – оформление ко Дню 8 марта Ожидаемыми результатами тьюторской работы можно охарактеризовать как положительное отношение тьюторантов к деятельности творчества и исследования; приобретение тьюторантами навыков самообучения, самовоспитания и практики социального взаимодействия; повышение у тьюторантов эмоциональной устойчивости, развитие мотивации личностного развития и образования, а также проявление новых творческих инициатив. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития современного общества.

Список литературы:

1. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований № 1 (43), 2010.

2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Технология». 5-9 классы / сост. Болотина Е.С., Лошак Л.В., Ужакина О.В., Федюнина Е.А., Емельянова В.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 65 с.

3. Логинов Д. А. Тьюторство в условиях модернизации стандартизации системы образования в России. Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник», (электронный ресурс) https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13915

4. Ушакова Н. А. Тьюторство – педагогическая технология поддержки (электронный ресурс) https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/215954-tjutorstvo-tehnologija-pedagogicheskoj-podder


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!