Технология 5класс Технология выполнения ручных швейных операций Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка», а также с профессией швеи. Развивающая: развивать моторику, внимание и память. Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями: шов, стежок, строчка, ручные швы;правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами. Метапредметные: познавательные: давать определения основным понятиям. регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем. коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные: умение применить свои знания на практике. Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник, проектор, презентация, инструкционные карты, инструменты и материалы для шитья, наглядные пособия: образцы ручных швов. Ход урока: 1.Организационный момент 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Как вы думаете, от чего зависит качество готового изделия? Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Давайте вместе определим тему и цели урокаурока. 3.Актуализация знаний -Для чего надо знать свойства ткани? -Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится? - Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей? -А как вы думаете, какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ? 4.Первичное усвоение новых знаний Работа с презентацией, с инструкционной картой, с наглядным материалом. Объяснение учителя. Учащиеся записывают в тетрадь следующие термины: 1)Определение новых понятий: стежок, длина стежка, строчка, шов, ширина шва. Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Строчка - это ряд повторяющихся стежков. Шов - это место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки И зарисовывают схему в тетрадь. 2). Классификация ручных работ: Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными. Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Учащиеся рассматривают 2 образца, на котором из них строчка временная? постоянная? ( Дети разглядывают образцы, высказывают предположения). Сегодня мы начнем учиться выполнять эти швы и строчки. 3). Требования к выполнению ручных работ Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц Физкультминутка 5.Первичная проверка понимания Практическая работа Правила безопасной работы при ручных работах Пользоваться игольницей. Не брать иглы и булавки в рот. Не вкалывать их в занавески, одежду и мебель. Не пользоваться ржавыми иглами. Ножницы передавать кольцами вперед. Ножницы лежат на столе справа от работающего, лезвия их должны быть сомкнуты. Утюг всегда стоит на подставке. Утюг нельзя оставлять без присмотра. Включают/выключают утюг, держась за корпус вилки сухими руками. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. Инструкция №1. Образец «Сметочная строчка» - см. Приложение 1 Инструкционная карта. Операция «СМЕТЫВАНИЕ» - временное соединение деталей. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временная. Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию мелом на изнаночной стороне, по которой будем прокладывать строчку. Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием. Выявление места и причины затруднения. Находим выход из затруднительной ситуации. Образец №2 называется «Строчка Заметывания». Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе. Инструкция №2. Образец «строчка Заметывания» - см. Приложение 1 Инструкционная карта. Операция « ЗАМЕТЫВАНИЕ» - временное закрепление подогнутого края детали, изделия. Данный вид сточки бывает двух видов с « открытым срезом» и «с закрытым срезом». 2.1.« Заметывание с открытым срезом» Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временного назначения. Возьмите лоскут ткани 10*15 см, подогните на изнаночную сторону, ширина подгибки 3 см. Наметьте на изнаночной стороне линию мелом, по которой будем прокладывать сточку. Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием. 2.2.« Заметывание с закрытым срезом» Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. Помните, что эта строчка временного назначения. Возьмите лоскут ткани 10*15 см, подогните на изнаночную сторону сначала на 2 см, а затем еще раз на ширину нашей подгибки, т. е на 2 см ширина подгибки в готовом виде 2 см. Наметьте на изнаночной стороне линию мелом, по которой будем прокладывать сточку. Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием. Выявление места и причины затруднения. Находим выход из затруднительной ситуации. Инструкция №3. Образец «строчка Обметывания» - см. Приложение 1 Инструкционная карта. Операция « ОБМЕТЫВАНИЕ» - строчка постоянного назначения, предотвращает срезы от осыпания, обметывание петель. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна быть в цвета ткани. Помните, что эта строчка временного назначения. Возьмите 2 лоскута ткани 10*15 см, выполним петельный шов. Для этого делаем первый стежок по линии среза. Игла вводится в ткань сверху вниз. Нитка от предыдущего стежка закидывается за иглу, образуя петлю. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 0.3 – 0,5 см. Выявление места и причины затруднения. Находим выход из затруднительной ситуации. 6.Первичное закрепление Опрос Чему мы научились сегодня на уроке? Почему выполняем строчки нитками контрастного цвета? (Ответ: это временные строчки). Объясните, что такое шов, строчка, стежок? С каким еще терминами ручных работ мы познакомились сегодня? (Ответ: «сметать», « заметать», обметать») Оценивание 7.Информация о д/з, инструктаж по его выполнению Выучить термины и составить кроссворд 8.Рефлексия (подведение итогов) Оцените свою работу на уроке по такой таблице: Ф.И. | Класс: | | «5» | «4» | «3» | «2» | Готовность к уроку | | | | | Работа на уроке | | | | | Усвоения темы урока | | | | | Оценка | | | | | |