Тема «Текст и его секреты»
Цели: вспомнить с учащимися отличительные особенности текста, выразительные средства языка, их роль в тексте.
Формировать навыки связного устного высказывания, строить связное монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения.
Способствовать воспитанию чувства прекрасного, чувства благодарности и доброго отношения.
Ход урок
Вступительное слово учителя
Наша неделя русского языка и литературы проходит под девизом: надо верить в чудеса!
Чудеса происходят с теми, кто их замечает.
Каждый наступивший день, капелька росы на траве, в которой играют солнечные блики, радостный щебет птиц ранним утром наступающей весны, белогривые облака причудливых форм, мелодии, заставляющие душу трепетать, любовь близких и добрые пожелания людей - что может быть прекраснее в этом мире.
Часто мы это воспринимаем, как само собой разумеющееся, а ведь это и есть те чудеса, которые дарит нам жизнь, наполняя её смыслом и радостью бытия.
И сегодня мы с вами будем наблюдать за чудесами, которые дарит нам родной язык. И будем учиться сами творить чудеса.
- А чтобы узнать ключевое слово нашего урока, разгадайте кроссворд. (Слайд 2)
1.То, о чем говорится в произведении.
2. Синоним к основной мысли произведения.
3. Момент, с которого начинается событие, которое дает ему толчок.
4.Это слово произошло от латинского слова «стило», это палочка для письма на восковой доске.
5. Разворачивание событий.
| | Т | Е | М | А | |
| И | Д | Е | Я | |
З | А | В | Я | З | К | А | |
| С | Т | И | Л | Ь |
Р | А | З | В | И | Т | И | Е | |
Учитель: Итак, с чем мы сегодня будем работать на уроке? (С текстом)
У вас есть свои секреты? Конечно, у всех есть свои секреты. Есть свои секреты и у текста и сегодня мы попытаемся их раскрыть.
Запишите тему урока «Текст и его секреты». (Слайд 1)
(Слайд 3)
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно как драгоценные камни излучают таинственный блеск...» - как точно сказал К. Паустовский о русском языке.
Действительно, целые россыпи поистине драгоценных камней подарили нам русские поэты и писатели.
(Слайд 4) Кто из вас не знает удивительных по своей прозрачности и глубине строк А.С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье! (перифраз)
Приятна мне твоя прощальная краса (эпитет)—
Люблю я пышное природы увяданье, (оксюморон)
В багрец и в золото одетые леса… (метафора)
(Оксюморон – сочетание слов с противоположным значение, сочетание несочетаемого: горячий снег, живой труп)
Перифраза - описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета (например: царь зверей вместо лев).
Или не слышал легкого шелеста листьев в стихотворении И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной (эпитет), (сравнение)
Лиловый, золотой, багряный, (эпитеты)
Веселой, пестрою стеной (сравнение)
Стоит над светлою (эпитет) поляной…(олицетворение)
В чем секрет мастерства поэтов? Вернёмся ещё раз к этим волшебным строчкам, в которых как бы рисуются словами целые картины, вызывая в нас сложные гаммы чувств.
- Докажите, что это тексты. А чтобы это доказать, давайте вспомним, что такое текст.(Приводят доказательства)
- Какова тема 1-го текста? (Осень)
- Какова идея этого текста? (Осень – очей очарование. Красота золотой осени)
- Какими чувствами проникнуты эти строки? (Грусти и восхищения красой природы)
- Какова тема 2-го текста? (Осенний лес)
- Какова идея? (Любование красками осеннего леса)
- Какими чувствами проникнуты эти строки? (Ввосхищением сказочной красотой осенней природы).
- Какие же ещё секреты содержат тексты и каковы секреты мастерства авторов? Чем достигается точность и выразитель-ность текста? (Выразительными средствами языка).
- Мы сейчас перенесёмся на терминологическую ярмарку. Каждый может купить термин, цена – лексическое значение этого термина.
(Слайд 5) (Выходят по очереди выходят ученики-коробейники с карточками – информаторами, которые потом дарят тому, кто правильно ответил)
- Покупайте ЭПИТЕТ, он усиливает выразительность, образность языка произведения; придаёт художественную, поэтическую яркость речи; выделяет характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивает его индивидуальный признак; помогает увидеть авторское отношение к окружающему миру.
(Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).)
(Слайд 6) - А мои МЕТАФОРЫ незаменимы при создании текста, они усиливают зримость и наглядность изображаемого, помогают передать неповторимость, индивидуальность предметов, метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта», - так сказал Аристотель о метафорах.
(Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку).
(Слайд 7) - Ну, а как же без СРАВНЕНИЯ, покупайте сравнения не пожалеете, с помощью их можно рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление; передавать настроение, переживания героя; они помогают передать чувство, мысли героя, авторскую оценку предмета или явления.
(Сравне́ние – это образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, необычные свойства).
(Слайд 8) Покупайте ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, оно служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.
(Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия).
Побывав на терминологической ярмарке, мы убедились, что выразительные средства помогают сделать речь ещё более выразительной, живой и образной. Образность – одно из важнейших требований стилистики художественной речи.
- Найдите в наших текстах изобразительные средства языка и выпишите их (Проверка). (Слайд 9)
- А мы продолжаем раскрывать секреты текста и переносимся в весну.
- А как вы думаете, легко ли создавать текст? Попробуем раскрутить серпантин одной фразы. Я задаю фразу, а каждый дополняет 1-2 слова.
Я люблю весну.
Я люблю раннюю весну.
Я люблю раннюю весну, солнечную.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью деревьев.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость и музыку весны.
Я люблю раннюю весну, солнечную, теплую, с яркой зеленью клейких листочков на деревьях и ярко-голубым небом, потому что она дарит радость и музыку весны, а ещё потому, что это моё любимое время года.
- У нас получился текст? Докажите. Вы убедились, что создать красивый, образный текст не так просто. Этому надо учиться.
- А какой ещё секрет есть у текста?
(Слайд 11) Композиция текста — это его строение, взаимное расположение частей. Обычно текст включает следующие композиционные части:
1) вступление, в котором определена или намечена тема;
2) основную часть, в которой тема получает своё развитие;
3) заключение, в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.
Обратимся к учебнику, откройте упражнение 177.
1) Прочитайте текст. О чём он: только о цветке на клёне или ещё о чём-то? (Этот текст не только о цветке на клёне. Но и об отношениях между людьми, о людях, которые готовы отдать любимому человеку последнее, что у них есть, и о неблагодарности других, не умеющих ценить заботу).
(Слайд 12) Цветок на клёне
Вырос однажды на клёне огромный прекрасный цветок, один-единственный.
— Какое чудо! — радовался клён.
И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла.
— Принесёшь семена, от них цветущие клёны пойдут, — шептал он цветку.
— Вот ещё! — фыркнул однажды цветок. — Я и так хорош.
И улетел с осенним ветром.
С тех пор клён сам похож осенью на огромный цветок. А цветок исчез, как не бывало. (В. Кротов)
2) Какие особенности текста говорят о том, что это сказка?
(Диалог клёна и цветка. Какой приём использовал автор? Автор использовал олицетворение, наделив персонажей человеческими чертами).
- Объясните, из каких композиционных частей состоит этот текст и каково назначение каждой из них
Вступление (о том, как цветок вырос на клёне) –
Основная часть (диалог цветка и клёна) – развитие сюжета
Заключение (преображение клёна, когда цветок улетел) – завершение повествования - что вышло в итоге.
3) Проследите, как в тексте использован приём противопоставления. Докажите, что этот приём помогает ярче выразить главную мысль.
(прием противопоставления использован автором в том месте повествования, когда клён мечтает вслух о том, что цветок даст семена, и вырастут новые цветущие клёны, а цветок спорит с ним и улетает навсегда с ветром . Этот приём помогает автору ярче выразить свою мысль, потому что благодаря ему получается из рассказа сделать легенду)
- Все ли секреты текста мы успели сегодня с вами раскрыть? Конечно, нет. Это мы продолжим на следующих уроках.
- Итак, наш урок подошёл к концу. И закончить мне его хочется закончить стихотворением молодого человека, который подписался Viva_rus
Чудеса случаются лишь с теми,
Кто в них верит и наивно ждет.
Кто для этого открыл все двери,
До конца дела все доведет.
С чудесами весело проснуться,
С чудесами легче, чем без них.
Если в них ты хочешь окунуться,
Первым делай чудо для других!
(слайд 13) Дома: Вот вы и совершите чудо дома :
напишите сочинение – миниатюру – монолог цветка, который улетел, о чем он думал, улетая или монолог клена, мечта которого не осуществилась, он потерял веру в чудо… или… ?
Рефлексия
- Какие секреты текста мы сегодня с вами раскрыли?
Что у текста есть тема и основная мысль, мы убедились, что выразительные средства языка делают текст образным и красивым. Каждый текст имеет композицию.
(Слайд 14) Вы сегодня славно поработали давайте поблагодарим друг друга.