СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как объект лигвистического исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал, как учить детей исследовать  текст по русскому языку и литературе в 5-6 классах. Речь идёт о внимании к художественному слову.

Просмотр содержимого документа
«Текст как объект лигвистического исследования»

Текст как объект лингвистического исследования


Л. Успенкий сказал: Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово «бесспорно», первая и самая чудесная из них.

Вся наша литература, несомненно, представляет собой искусство слова, которое чаще всего от нас ускользает на уроке. Мы больше говорим с учащимися о содержании, композиции, сюжетной линии, образах, героях. А ведь если вдуматься - всё начинается со слова, с языка произведения. Даже образ в самом своём общем виде - это словесное выражение каких-либо характеристик, присущих тому или иному предмету, явлению. Любая автрская мысль, чувство находит своё отражение в слове. Самые тонкие ощущения - из слова, красивого, мягкого, певучего, выразительного. Да и сам художник, наверное, неслучайно так тяжело работает над словом, стараясь донести его до читателя. Вспомним В. Маяковского:

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

Почему же мы пробегаем мимо слова?

Уметь вслушаться в язык, в оборот, вчитаться, вжиться, соразмерить, соотнести...

Только так можно постигнуть художественное мастерство великих, проникнуть в текстовую ткань, понять, что хотел сказать нам художник, каким образом он желал донести нам мысль, идею, какие средства языка он счёл для этой цели самыми важными и значимыми.

Нужно отметить, что учащимся, как правило, достаточно трудно анализировать художественный текст с разных точек зрения. Слишком мало уделяется внимания слову, образности, индивидуально-языковому стилю писателя, поэта. Мы, к сожалению, не умеем замечать слово, слышать его, использовать так:

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой слыхал;

Чтоб не транжирить как попало...

Необходимо на уроке говорить о богатстве слова, его выразительности, художественной силе, нужно научить детей овладевать языком, заглядывать в глубины сокровищниц словесных.

Говоря о слове, как о первооснове, можно выстроить следующую схему.

Язык произведения

(наблюдение над словом, интонацией, стилистикой, синтаксисом)

Смысл

(идея произведения)

Осмысление всего произведения в целом

Создание собственного высказывания

(от слова — до текста)


Такая кропотливая система работы на уроке приведёт к осуществлению конечной цели, когда ученик, читая слово, всматривается в его «глубину», «автоматически» начинает понимать: «как», «для чего», «почему».

Работая таким образом с учащимися, приводишь их к пониманию того, что литература — это результат употребления, использования языка. И этот язык- «это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература» (О. Гончар).

Схема творческого взаимодействия на уроке выглядит следующим образом:



А втор Художественный текст Читатель

Диалог

Уроки, которые включают в себя анализ текста, приводят учеников к постижению этого текста, пробуждают творческую активность учителя и ученика. Такое учебное занятие оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует формированию у школьников целостного мировосприятия, развивают его функциональную грамотность.

С целью развития у учащихся внимания к слову была разработана Программа по развитию способностей обучающихся 5-6 класса по русскому языку и литературе «Родное слово».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!