Текст как объект лингвистического исследования
Л. Успенкий сказал: Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово «бесспорно», первая и самая чудесная из них.
Вся наша литература, несомненно, представляет собой искусство слова, которое чаще всего от нас ускользает на уроке. Мы больше говорим с учащимися о содержании, композиции, сюжетной линии, образах, героях. А ведь если вдуматься - всё начинается со слова, с языка произведения. Даже образ в самом своём общем виде - это словесное выражение каких-либо характеристик, присущих тому или иному предмету, явлению. Любая автрская мысль, чувство находит своё отражение в слове. Самые тонкие ощущения - из слова, красивого, мягкого, певучего, выразительного. Да и сам художник, наверное, неслучайно так тяжело работает над словом, стараясь донести его до читателя. Вспомним В. Маяковского:
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды.
Почему же мы пробегаем мимо слова?
Уметь вслушаться в язык, в оборот, вчитаться, вжиться, соразмерить, соотнести...
Только так можно постигнуть художественное мастерство великих, проникнуть в текстовую ткань, понять, что хотел сказать нам художник, каким образом он желал донести нам мысль, идею, какие средства языка он счёл для этой цели самыми важными и значимыми.
Нужно отметить, что учащимся, как правило, достаточно трудно анализировать художественный текст с разных точек зрения. Слишком мало уделяется внимания слову, образности, индивидуально-языковому стилю писателя, поэта. Мы, к сожалению, не умеем замечать слово, слышать его, использовать так:
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой слыхал;
Чтоб не транжирить как попало...
Необходимо на уроке говорить о богатстве слова, его выразительности, художественной силе, нужно научить детей овладевать языком, заглядывать в глубины сокровищниц словесных.
Говоря о слове, как о первооснове, можно выстроить следующую схему.
Язык произведения
(наблюдение над словом, интонацией, стилистикой, синтаксисом)
Смысл
(идея произведения)
Осмысление всего произведения в целом
Создание собственного высказывания
(от слова — до текста)
Такая кропотливая система работы на уроке приведёт к осуществлению конечной цели, когда ученик, читая слово, всматривается в его «глубину», «автоматически» начинает понимать: «как», «для чего», «почему».
Работая таким образом с учащимися, приводишь их к пониманию того, что литература — это результат употребления, использования языка. И этот язык- «это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература» (О. Гончар).
Схема творческого взаимодействия на уроке выглядит следующим образом:
А втор Художественный текст Читатель
Диалог
Уроки, которые включают в себя анализ текста, приводят учеников к постижению этого текста, пробуждают творческую активность учителя и ученика. Такое учебное занятие оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует формированию у школьников целостного мировосприятия, развивают его функциональную грамотность.
С целью развития у учащихся внимания к слову была разработана Программа по развитию способностей обучающихся 5-6 класса по русскому языку и литературе «Родное слово».