СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства (шерсть, шелк). Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.

Просмотр содержимого документа
«: Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства (шерсть, шелк). Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.»

Тема: Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства (шерсть, шелк). Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.

Цель: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

Оборудование: учебник технологии 6 класс, рабочая тетрадь, презентация, образцы ткани, плакаты

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Термины: шерсть, руно, шёлк, кокон, тутовый шелкопряд.

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Приветствие учащихся;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Повторение пройденного материала.

Устный опрос:

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Технология»?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

3.Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в 5 классе? (Натуральные волокна растительного происхождения – лен, хлопок)

Назовите свойства этих волокон, их применение (Ответы учащихся).

Объяснение нового материала.

Учитель: С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д. Чтобы не ошибиться вы должны знать состав ткани и её свойства.

Физкультминутка.

Учитель раздаёт детям образцы тканей из разных волокон и предлагает ответить на вопрос.

Учитель: Как распознать шерстяные и шёлковые ткани?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.

1. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду.
2. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь.
3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.

Учитель просит вспомнить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Учащиеся отвечают.

Учитель: Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, полученные в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.

Овец стригут один раз ил в некоторых случаях два раза в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 кг. сырой шерсти получают 40-60 кг. чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз, ведущих своё происхождение из турецкого местечка Ангора.

Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.

Высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.

Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее х/б, лишь вслед за ней. Машинное прядение шерсти началось с конца 80-х годов 18 века. В 1789 году англичанин Эдмунд Картрайн изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайна появилось немало других, более совершенных, и процесс этого совершенствования продолжается до сих пор.

Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов, ламы. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными.

Свойства шерстяных волокон: обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу), упругие ( мало мнутся), стойкие к воздействию солнца. Под действием влаги и трения волокна шерсти способны сваливаться (свойлачиваться).

Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. Ощущается запах жженого пера.

Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется – кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40–50 слоёв. Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицитом.

Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Собирают коконы со дня завивки на 8–9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600–900 метров и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывания нитей с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными.

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка”.

Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити.

Свойства шелковых волокон: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью (хорошо «дышит»), менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, прочность шелка выше, чем у шерсти.

Горит шелк так же, как шерсть.

В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.

Знаете что такое свойства ткани?

Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия необходимо уметь правильно определять свойства, которыми она обладает. Свойства тканей зависят от их состава, вида переплетения и особенностей отделки.

Свойства тканей делятся на:

1.Механические (определяют отношением материала к воздействию на него различных внешних сил)

Прочность Сминаемость Драпируемость Износостойкость

2.Физические (это свойство, направленное на сохранение здоровья человека)

Теплозащитные Пылеемкость Гигроскопичность

3.Технологические ( это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления из нее изделия)

Скольжение Осыпаемость Усадка

Шерстяные ткани легко поддаются ВТО, обладают хорошими теплозащитными свойствами. Шерстяные ткани обладают значительной усадкой (до раскроя их нужно декатировать) и пылеемкостью. Изделия из шерстяных тканей стирают вручную при температуре не выше 30*С с применением специальных моющих средств. Стирают в большом количестве воды, не выкручивая, высушивают, закатывая в полотенце, и раскручивают на столе. Утюжат ткани из шерсти при температуре 150-200*С через влажную х/б или льняную ткань. Чистят шерстяные изделия с применением бензина, ацетона и нашатырного спирта.

Ткани из натурального шелка очень прочные, красивые, малосминаемые, на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, хорошо драппируются, гигроскопичны и воздухопроницаемы. Недостатки: сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Шелк стирают вручную при температуре 30-45*С. Прополаскивают сначала в теплой, а затем в холодной воде с уксусом. Влажные вещи из шелка заворачивают в ткань, слегка отжав воду. Необходимо учитывать, что шелковые ткани линяют. Шелк утюжат при температуре 150-160*С с изнаночной стороны, не увлажняя, так как вода оставляет на ткани пятна. Изделия из шелка чистить не рекомендуется.

4.Закрепление изученного материала:

Учитель предлагает детям ответить на вопрос.

1.Каковы свойства шерстяных и шёлковых тканей?

2.Из чего ткут шелковое полотно?

3.Как получают натуральный шелк?

4.Охарактеризуйте какими свойствами обладает шерсть?

5.Какие текстильные материалы изготавливают из шерсти?

6.Способность материалов поглощать пыль, грязниться

Учитель предлагает детям выполнить практические работы “Сравнение волокон шерсти и натурального шёлка” и “Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей”. После завершения работы проводится коллективное обсуждение полученных результатов под руководством учителя.

5.Анализ и оценка работы.

Учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.

6.Итог урока.

В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность, понятность изученного материала,



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!